Происхождение названия этносов.
Относительно бесчисленной множественности этносов мира (Имира!) существует древняя башкирская поговорка «ҡырҡ ата балаһы» ’сорок детей отца‘ (подразумевается отец-Имир). Говорят, что известные нам этносы родились тоже из частей тела прапредка Имира: I. Этнонимы стороны Баш (Башкорт) 1. Сәс ’волосы на голове‘: чеш/чех. 2. Ҡаш-ҡар ’бровь снежной (правой) стороны‘: Ҡашҡар/Кашгар. 3. Ҡаш-сүл ’бровь мокрой (левой) стороны‘: Ҡошсол/Ҡошсо. 4. Ҡар-күҙ;’снежной (правой) стороны глаз‘: Ҡырғыҙ/Киргиз/Карлук. 5. Сүл-оро ’мокрой (левой) стороны глаз‘: Сүлор/Салор. 6. Аҡа-ҡар ’ухо снежной (правой) стороны‘: Ағар/Уғыр; Аҡай/Ахей;аҡайан>ғайан> Ғәйнә/Гайна > Айна (аборигены японского острова Хоккайдо). 7. Сүл-аҡа ’мокрой (левой) стороны аҡа-ухо‘: Һулах/Халах/Килик. 8. Тан-аҡ (Танау) ’дыхание-проток‘ (правая ноздря): танаҡ> Танай/Данай. 9. Абаран (Мәр-өң/Морон) ’мокрой (левой) стороны ноздря‘: Барын/Абар/Авар/Обр;борон-ос> Франж/Француз;еще: Тамай-өң ’капающая дыра-ноздря‘: Тамайан/Тамъян. 8-9 (вместе). (А)танаҡ-Абар(ан):Танаҡ-Абар> Танғаур/Тунгаур. 10. Ауыҙ-аран ’рот-верхняя губа‘: Оғуз-Уран. 11. Борот-ос (бороулы ос – мыйыҡ) ’выкрученные-усы‘: Бортос/Буртас. II. Этнонимы стороны Тушь (Усярган) 12. Асып-ҡабан (Асаб-губан) ’открыватель-губ нижний‘: Аҫаба-Ҡубан/Ҡоман/Куман;еще от слова аҫаба-т (во множественном числе): ҫабат>ҫбат> Швед;аҫабай>ҫабай> Свай/Свей (самоназвание шведов). 13. Саҡал-бан ’борода-я‘: Саҡ-Албан/Саҡ-Алман (саксон-герман); еще: саҡалбан>саклабан> Славян. 14. Баҡан (маҡан>майан> муйын) ’шея‘: Меон;майан> Мая/Майя;майан-аҡ>майнаҡ> Муйнаҡ;(подрод Усяргана). 15. Тотар ( тот-ар) ’держатель-мужик‘, то есть рука мужской (правой) стороны: Татар/Тат. 16. Ман-ҡул ’рука женской (левой) стороны: Манҡул/Монгол. 17. Этереҫәк (терҫәк) ’локоть‘: Этересәк/Этруск; Этересән/Терсән/Тирсен (те же этруски); Терҫәк (совр. Башкирский род). 18. Ҡул-ат ’ладонь отцовской (правой) стороны‘; ҡулат-ан>(ҡу)-латан>ладонь; ҡулат ’свали‘>колоть (мечом): Латан/Латин/Лат/Лат-иш (латыш)/Лат-би (латвий)/Лот/Лид/Лид-би (литва). 19. Аҡас-ир ’аҡас-кисть руки мужской (правой) стороны‘: Аҡасир/Акацир; Аҡас/Хаҡас. 20. Балаҡ/Беләк ’левое предплечье‘: Валах/Поляк/Балҡар/Болғар. 21. Ҡул-әс (ҡул-ос, ҡолас) ’ладонь материнской (левой) стороны‘: Ҡулос/Галис (галицийцы); Ҡулос-әр/Кәлсер (совр. Башкирский род); ан-ҡуләс> Англоз/Инглиз (англичане). 22. Бала-ус/Балас ’дитя ладони -- палец‘: Бала-әр-ус/Белорус. 23. Инак-ар/Анак-ар ’правая соска родившая Корову-кормилицу мужчины (Урала)‘: Инак-ар/Унгар (племя башкирское) /Инк (племя американское). 24. Әсәбүре/Асабар/Асамар ’родившая Волчицу-кормилицу левая соска‘: Сабар/Савир/Сувар/Суваз/Чуваш/Самар (Самурай)/Сумар/Шумер. 25. Бабу-әс ’привязь материнская -- пуповина‘: Папуас. 26. Асури/Сури (фаллос): Асуры/Суры/Сиры/Сэры. 27. Аса-батаҡ;(йони) ’мать-влагалище‘: Асаба/Вотяк. 28. Жаба/Жопа/Яба ’закрывающая – левая ягодица‘: Ябан/Япон/Яман/Йемен. 29. Ҡот/Күт ’укутывающая – правая ягодица‘: Ҡот/Кет/Хет/Хат/Гот/Гет/Кутий/Гутион. 30. Күтән/Ҡотан ’прямая кишка‘: Хотан/Кидань/Көҙән. 31. Бот-ор (боторо – бедро) ’бедро мужской (правой) стороны‘: Вед-Ар (веды, ары). 32. Туб-уҡ/Тубук ’основное (правое) колено‘: Тува. 33. Туҙ-уҡ/Тузук ’подчиненное (левое) колено‘: Тазик/Тажик. 34. Балтыр ’икра‘: Балты. 35. Ҡара-ҡатаҡ;’снежной (правой) стороны стопа‘: Ҡара-Ҡатай/Кара-Китай. 36. Бала-ҡатаҡ;’влажной (левой) стороны стопа‘: Бала-Ҡатай. 37. Ҡара-табан ’снежной (правой) стороны подошва‘: Ҡара-Табын. 38. Күл-сәре-табан ’водяной (левой) стороны подошва‘: Кәлсер-Табын. 39. Ҡарабан/Ҡараман ’щупальцы правой ноги‘: Карабан/Ҡарман/Герман. 40. Барабаҡ/Бармаҡ;’щупальцы левой ноги‘: Бараба.
Для четырех первоплемен из четырех дорог самым священным объектом является Торог (фаллос) прапредка Имира – гора Тора-тау, потому что он, как известно из мифологии, является великим богатырем, своими тремя подвигами приведший в движение все Мироздание, вдохнувший жизнь природе, защищающий и оберегающий её. На древнем языке его называли «Тора-Канбаба». Кан-Баба в образе вечнозеленого дерева – священный защитник всего живого на земле был прославлен в эпосе «Гильгамеш». Известно, что Гильгамеш (Шульган), нарушив запрет вырубил это священное дерево, тем самым первым принес на землю смерть… Поэтому-то его называли Салган (разрубил, вырубил) – Шульган. За то, что погубил Кан-Бабу, герой эпоса был жестоко наказан богами – в отместку за грехи ее любимый брат-близнец Энкиду (Урал-батыр) был отправлен на тот свет, где вкусил все горечи смерти… Поэтому люди прокляли Шульгана-Гильгамеша, вина которой из века в век становился все тяжелее и тяжелее. Это позволило пророку Сураштора (Заратуштре) 3 700 лет тому назад провести реформу нашей «неверной» по его мнению прарелигии: прокляв Гильгамеша (Шульгана) возвысил Энкиду (Урал-батыра) как одного единственного бога для всех «черноголовых». В результате этих идеологических преобразований эпос «Гильгамеш» был переделан в эпос «Урал-батыр», где тоже бывший положительный герой Шульган был предан проклятию как зачинатель смерти, а бывший отрицательный Урал-батыр воспет как принесший окружающему миру вечную жизнь… Религия пророка Сурашторы затем распространилась по дорогам Кюн-Уфу и Кунгур-буги по всему континенту, достигла берегов Индийского океана, в исторических книгах древних греков она зафиксирована как зороастризм… Хочу еще уведомить вот о чем: современное понятие «океан» -- бескрайняя водная гладь, на которые выходили концы всех четырех священных дорог, в древности назывался тиңһеҙ/тингхез (теперь диңгеҙ – море) в значении ’необъятный, несравнимый‘ и каждый из них обозначался общепринятым своим цветом (синий, темный, желтый, красный). Дорогу Кунгыр-Буги на ее юго-восточной (синей) оконечности омывал Кук тингхез – Синий (Индийский) океан, а на северо-западной (темной) – Кара тингхез или Черный (Сев. Ледовитый) океан, реликтовым названием которого осталось там Карское (Черное) море. Дорогу Кюн-Уфу на ее северо-восточной (желтой) оконечности омывал Хары тингхез – Желтый (Тихий) океан (имеется там реликтовое название – Желтое море), а на юго-западной (красной) – Кызыл тингхез – Красный (Атлантический) океан, осталось там реликтовое Красное море. Указанным цветам соответствовали цвета флагов дорог и преимущественный цвет одеяния людей. Дорога Кунгур-Буги имел символ в виде силуэта шестиконечной человеческой фигуры (голова – две руки – две ноги – фаллос=6) Урала-мужчины – шестиконечная звезда. Главных стражей этой дороги называли Богатырь – от слова Буга-тур ’Бык-тур‘. Дорога Кюн-Уфи имела символ в виде силуэта пятиконечной человеческой фигуры (голова – две руки – две ноги=5) Шульгана-женщины – пятиконечная звезда. Главных стражей этой дороги называли Витязь – от слова Би-атас ’главарь – сын славного отца‘. Символом всех восьми дорог, пересекающихся на теле Имира, служила восьмиконечная звезда. Все эти символы, в том числе Свастика, представлены как национальные орнаменты башкир.
|