Введение
Французская революция конца XVIII века была событием всемирно-исторического масштаба[1]. Как отмечает Д.Ю.Бовыкин, на протяжении 10 лет Франция была своеобразной «лабораторией», в которой опробовались различные политические режимы в поисках оптимального баланса между наследственной конституционной монархией и диктатурой[2]. Справедливо утверждение, что в 19 — 20 вв. не только Европа, но и весь мир пользовались результатами этих «исследований». Следовательно, проблема политической истории Французской революции остается одной из актуальнейших исследовательских тем. Среди интереснейших исследовательских проблем, которыми богата политическая история Французской революции, мы выбрали несколько проблем, связанных с идеологией якобинского террора. Поскольку в XX веке в России был развернут большевистского террора, преемственность которого с якобинским террором стала ясна современникам с первых дней, эта тема представляет для отечественного исследователя колоссальный интерес. Для того, чтобы изучить идеологию якобинского террора, мы попробуем рассмотреть представления Сен-Жюста и Кутона об общественном благе и общественном счастье, попытаемся проследить, кого якобинцы считали врагами и друзьями народа, а также сделаем попытку выявить обоснования необходимости Террора, предлагавшиеся его идеологами.
Хочу оговориться во введении, что в настоящей работе я обхожу стороной ряд проблем, связанных с философскими корнями якобинского террора. Интересующимся могу посоветовать ознакомиться с работами П.Генифе и Ф.Фюре, где этот вопрос достаточно подробно рассматривается.