Эволюционная социология Г. Спенсера.
1.Артюк В. М., Демчишин А. А.,Демчишин А. В., Фалес І. Г. «Рухливі спортивні ігри в школі». - К.: «Освіта», 1992
2.Войнов В. М., Бабаченко Г. П., Бондар Р. Є., Головатий В. М., Зганяйко Г. В., Войнова Г. П. «Рухливі ігри» (навчально – методичний посібник). - м. Черкаси, 2000р. 3.Баскетбол: підр. Для ІФК/ Під ред. Ю.М.Портнова – М.: Фізкультура і спорт 1988-288с.Леонов А.Д., Малий А.А. Баскетбол – К.: Ред.шк., 1989 – 102с. Общая характеристика биологического редукционизма в социологии. Биологический редукционизм: расово-антропологическая школа Гофман А.Б. Главные принципы- Расизм, т. е. представление о неравноценности различных расово-ант-ропологических категорий и превосходстве своей категории над другими, существует с незапамятных времен в самых разных обществах. Это представление, как правило, слитое воедино с этноцентризмом и эгоцентризмом различных, уже в древности выступало не просто как эмоциональная реакция на, свойственная и поведению животных, но как идеология. Так, уже древнегреческий поэт Феогнид из Мегары (VI в. до н. э.) утверждал, что люди, как и животные, делятся на неравноценные породы. В европейском обществе вплоть до распространения идеи равенства различные сословия рассматривались как разные расовые группы; привилегированное положение и превосходство высших сословий обосновывалось не их особыми усилиями или достижениями, а просто самим фактом происхождения от иной антропологической категории. Для социальных мыслителей XVIII-XIX вв., которые были сторонниками социального равенства, превосходство белой расы представлялось столь несомненным и очевидным, что они не считали даже нужным его как-то специально доказывать. Как особое направление в социальной мысли расово-антропологическая школа складывается ко второй половине ХГХ в. В это время старая идеология начинает апеллировать к новому авторитету - авторитету научного знания.
Эволюционная социология Г. Спенсера. Эволюционная социология Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один изосновоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы иобщества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идеюэволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе —космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что дажепсихология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественноеи природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции.Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законамэволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной изметодологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала:описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направленийв социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория ГербертаСпенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:· эволюционной теории,· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),· учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество каксложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правдасоотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя ивыступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная частьорганического целого, а такая, которая характеризуется многими признакамицелого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структурыобщественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического исоциального организмов:1.рост, увеличение в объеме,2.усложнение структуры,3.дифференциация функций,4.рост взаимодействия структуры и функций,возможность временного существования частей при расстройствеАналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюцииСпенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию идифференциацию:· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии сбиологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ейфункции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростомчисленности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные,из которых вырастают провинции, королевства, империи.· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, вусложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда,происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит квозникновению другого более сложного типа общества.Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которыезатем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм,состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,религиозной и т.д.2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где онавыполняет определенные функции.3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественнойпотребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивостиобщества и его воспроизводство.4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случаенарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем большеэти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенныефункции.
|