Студопедия — ПОЗИТИВИЗМ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЗИТИВИЗМ.






Одним из непосредственных предшественников раннего позитивизма можно считать французского философа и социалиста-утописта Анри Сен-Симона, сформулировавшего впервые идею трех стадий ин­теллектуальной эволюции человечества — религиоз­ной, метафизической и позитивной. На религиозной стадии человек объясняет все сущее божественными силами, на метафизической (по Сен-Симону, она на­ступила после XV в.) возникает научное мировоззре­ние с его носителями — светскими учеными.

Метафизическая стадия характеризуется попыт­ками дать рациональное объяснение природе и про­следить в ней причинно-следственные связи. Однако позитивная стадия возможна в обществе, последова­тельно построенном на рациональной научной осно­ве.

Основоположником позитивизма обычно назы­вают французского философа и социолога Огюста Конта (1798—1857). Конт воспринял идеи Сен-Си­мона о трех стадиях интеллектуальной эволюции че­ловечества. На позитивной стадии, по его мысли, возникает наука об обществе, содействующая его ра­циональной организации. Сама же наука, по Конту, не может ставить вопрос о причине явлений, а лишь о том, как они происходят. Другими словами, наука по­знает не сущности, а только феномены.

Дальнейшее развитие позитивизм получил благо­даря Дж. Ст. Миллю и Г. Спенсеру. Милль совместил позитивистские идеи О. Конта с традицией англий­ского эмпиризма, утверждая, что все знания, а также нравственные чувства и этические принципы челове­ка проистекают из опыта. Г. Спенсер развил некото­рые положения классификации наук, предложенной Контом, на основании того, насколько обобщенным и абстрактным является научное знание. Так, философию Г. Спенсер считал максимально обобщенным знанием законов явлений, отличающимся от частных наук только степенью обобщенности. Наука, по его представлениям, может познавать лишь сходства, раз­личия и другие соотношения между чувственно вос­принимаемыми явлениями, но не в состоянии про­никнуть в их сущность.

В конце XIX в. позитивизм пережил кризис, вы­званный бурным развитием естественных наук. В них формулировались обобщения, выходящие далеко за пределы первоначальных позитивистских идеалов научности. Новый этап в развитии позитивизма на­ступил на рубеже XIX и XX вв. благодаря работам Э. Маха (1838-1916) и Р. Авенариуса (1843-1897). Сформулированный ими независимо друг от друга методологический подход в философской литературе советского времени обычно называли махизмом.

Философский поиск Маха-физика был его естест­венной реакцией на кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий, вслед за которым, уже после публика­ции его философских трудов, совершилась револю­ция в естествознании. Следуя традиции эмпиризма, Мах считал ощущения единственным источником познания, а главной задачей науки — описание этих ощущений. Известный тезис Маха о том, что «материя исчезла», был, очевидно, в значительной мере его эмо­циональной реакцией на крушение базовых принци­пов ньютоновской физики и ситуацию в науке, когда чувственный опыт перестает быть единственным ис­точником познания материи. Вспомним, что еще за несколько десятилетий до публикации работ Маха в физике начинает использоваться мысленный экспе­римент (например, «демон» Максвелла, предшество­вавший релятивистской теории материи и простран­ства). Р. Авенариус, ставший основоположником эмпириокритицизма, пытался снять традиционную для классических представлений о научной рациональности противоположность субъекта и объекта познания. Положение о принципиальной координа­ции субъекта и объекта познания — «без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта» — было субъек­тивно-идеалистическим. В его работах было сформу­лировано положение о биологической ценности по­знания, согласно которому познание происходит по принципу наименьшей траты сил, или «эконо­мии мышления», что было впоследствии особенно резко раскритиковано Лениным.

Примерно в конце XIX в. предметом рефлексии становится ценность науки в жизни общества. В на­учной среде и в общественном сознании формируют­ся два подхода к проблеме — сциентизм и антисциен­тизм.

Сциентизмом называют мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориента­ции человека в мире. Идеалом для сциентизма явля­ются методы и результаты естественно - научного по­знания. Сциентизм возник в конце XIX в. одновре­менно с антисциентизмом. Последний подчеркивает ограниченные возможности науки, в крайних фор­мах трактует ее как силу, враждебную человеку. Сци­ентизм трактует науку как абсолютный эталон куль­туры, антисциентизм в своих крайних формах трети­рует научное знание как антигуманное, возлагая на него ответственность за социальные потрясения. И сциентизм и антисциентизм становятся более вы­раженными в зависимости от исторического и социо­культурного контекста. Так, сциентистские настрое­ния были более ярко выражены на рубеже XIX и XX вв. под влиянием успехов естественных наук. Приме­нение США ядерных бомб против Японии в 1945 г. способствовало всплеску антисциентистских настро­ений среди западной интеллигенции.

В знаменитой дискуссии о физиках и лириках, развернувшейся в нашей стране в 60-х гг., одним из важнейших содержательных аспектов было противо­стояние сциентистского и антисциентистского взгляда на науку. Многие люди прониклись сциентистскими настроениями под влиянием успехов физики, бурно развивавшейся кибернетики, впечатляющего старта отечественной космонавтики. «Что-то физики в по­чете, что-то лирики в загоне», — печально констати­ровал поэт Б. Слуцкий. Сциентизм проявляется в не­которых направлениях методологии науки, о которых ниже будет сказано, в технократических тенденциях современного общества, в попытках представителей гуманитарных наук строить свою область знания по образу и подобию естественно - научного познания. Антисциентистские тенденции проявляются в фило­софии экзистенциализма, в конкретно-научной ме­тодологии тех психологических подходов, мировоз­зренческой основой для которых стала экзистен­циальная философия. Некоторые методологические концепции, которые мы рассмотрим, также проник­нуты антисциентистскими настроениями.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия