Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовная и материальная культура золотоордынского общества.





Материальная культура. Любознательные путешественники и богатые купцы, искус­ные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Орду знакомиться с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государ­ство, увидеть его большие города с богатыми базарами и пыш­ной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, об­щественных бань и караван-сараев, других величественных со­оружений. Эти сооружения были поистине удивительны. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался изящными над­писями, передававшими отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по-своему изумительны: стены украша­лись мозаичными и майоликовыми панно. Парадные залы дополнялись комнатами отдыха, ванными комнатами, а во дворе - садами, где били фонтаны.

Остатки материальной культуры свидетельствуют о поисти­не высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоор­дынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного ис­кусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончар­ного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т. д.

Естественно, не все вещи, найденные в золотоордынских го­родах, являются продуктами местного, татарско-кипчакского (для XIII века частично и монгольского) производства. Есть среди них и привозные, например, из среднеазиатских, булгар­ских и русских городов, даже из далеких Египта и Сирии. Но преобладающая масса находок - это собственно золотоордын­ские, изготовленные своими мастерами.

Высшего уровня развития достигла в Улусе Джучи моза­ичная и майоликовая мону­ментальная архитектура, ко­нечно, не без определенного влияния мусульманского куль­тового зодчества Средней Азии, Закавказья (Азербайд­жана) и сельджукской Малой Азии. Величественные ханские дворцы, соборные мечети с высокими минаретами и с прилегающими медресе, боль­шие мавзолеи, многокомнатные дворцы знати.

Найденные золотые и серебряные, богато орнаментирован­ные сосуды (кубки, чаши, кувшины), медальоны, ожерелья, бра­слеты, перстни и другие изящные вещи, в изготовлении которых применяли гравировку, скань, зернь, филигрань и другие формы высочайшей ювелирной техники, свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства. Ручки золотых и сереб­ряных сосудов нередко изображались в форме дельфинов и дра­конов, характерных для восточной художественной философии.

В целом изделия золотых и серебряных дел мас­теров золотоордынской Евразии отвечали миро­вым стандартам ювелирного искусства развито­го средневековья.

Немалый интерес как предметы украшения и быта и как произведения искусства представляют собой круглые металли­ческие зеркала. Их обратные стороны имели рельефные, так называемые зооморфные, украшения в виде изображении рыб и различных животных, притом они нарисованы бегущими по кольцу. Помимо «звериного стиля», в изготовлении зеркал ус­пешно применялись геометрический и растительный узоры, сре­ди последних особенно лилии и тюльпаны. Золотоордынские зеркала, являясь продуктом городского ремесленного производства, поставлялись и в степь.

То же самое можно сказать и о богато орнаментированных костяных накладках на колчаны для стрел. Они, подобно зер­калам, в изобилии встречаются как в кочевнических погребени­ях в южной степной зоне, так и в культурных слоях городов. В этих больших пластинках много роскоши и cpeдневекового великолепия. Для них обычно характерен так называемый «жем­чужный» орнамент, нередко в сочетании с изображениями различных животных, например, оленей, барсов, сказочных драко­нов; некоторые колчаны покрывались даже золотой фольгой.

В золотоордынских городах, возникших как центры ремесла и торговли, чеканились и монеты.

В целом же кратко перечисленные выше виды материальной культуры и декоративно-прикладного искусства Золотой Орды XIII- XIV веков свидетельствуют о высоком уровне жизни и художественно-эстетических запросах ее населения.

Духовная культура. Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников - кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях лю­дей.

Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отлича­ются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название «каменные бабы»).

Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско-таджикской поэзии, пользовались ог­ромной популярностью среди татар как позднейших времен, так и периода Золотой Орды.

Все эти произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневе­ковой восточной поэзии и философии.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 727. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия