Социально-экономическое развитие Казанского ханства.
Экономика. Основой экономики Казанского ханства оставались сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля. Сельское население по-прежнему занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. При обработке земли применяли тяжелый сабан с железным лемехом, а на более легких почвах - двузубые сохи, известные еще с булгарских времен. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, гречиху, просо, горох, чечевицу. Урожай хранили в наземных амбарах. 3анимались также овощеводством и садоводством. Сельские жители разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также птицу. Особой любовью пользовались лошади. Скотоводство было в основном стойловым. Дальнейшее развитие в городах и крупных селениях получило ремесло. Оно продолжало булгарские традиции. Самой важной отраслью ремесла были черная металлургия и металлообработка. Металлурги выплавляли чугун, варили железо, а кузнецы ковали из него орудия труда и оружие, предметы быта. Особенно высоко ценилось мастерство оружейников. Они изготовляли все - от простых наконечников стрел и копий до сложных кольчуг и панцирей, собранных из стальных пластин и колец. Искусными ремесленниками были гончары. Их изделия - горшки, кувшины, миски, тарелки, другая керамика - отличались высоким качеством, разнообразием форм, оригинальными узорами. Не случайно казанская посуда находила сбыт за пределами края. Булгарские традиции развивали и казанские ювелиры, которые достигли высокого мастерства в обработке золота и серебра. Они применяли при изготовлении украшений такие сложнейшие ювелирные приемы, как гравировка, чернь, скань (филигрань), инкрустация драгоценными камнями. Особенно много ювелирных изделий требовал ханский двор. Большим спросом в ближних и дальних странах пользовалась продукция кожевенников. Опираясь на опыт булгарских мастеров, казанские кожевенники выпускали прекрасную обувь, седла, кошельки, колчаны. Среди ремесленников особую группу составляли те, кто был связан со строительным делом. Это не только камнетесы и сами строители, возводившие «полаты царские и мечети зело высокие, мурованные (каменные)». Большую роль в экономике Казанского ханства играла торговля, особенно внешняя. Благодаря выгодному географическому положению, Казань была связана с огромным внешним миром: Московской Русью на северо-западе, с Кавказом и Средней Азией на юге, с Сибирским ханством на востоке и многими западными странами. Ежегодно на Гостином острове на Волге близ Казани устраивалась знаменитая Казанская ярмарка. Она собирала множество иностранных торговцев. Государство и общество. Казанское ханство было феодальным государством. Управляли им ханы из династии джучидов. Вот почему по своему государственному устройству это ханство напоминало прежнюю Золотую Орду. Высшим должностным лицом и верховным собственником земли являлся хан. Но его власть не была абсолютной. Она контролировалась государственным советом - диваном, состоявшим из четырех карачи, т.е. эмиров самых знатных родов ханства. Они следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, управляли местной администрацией, командовали войском, ведали внешнеполитическими делами. Таким образом, ханы правили в согласии с волей группы высшей знати, пригласившей его на трон. Важнейшие вопросы государственной жизни решались также на курултаях (народных собраниях). В них участвовала «вся земля казанская». К высшему сословию принадлежали эмиры и беки, среди которых были и местные (булгарские) князья. Это были в основном крупные землевладельцы, одновременно они являлись военачальниками ополчения своей округи. Другие феодалы - мурзы и уланы - имели небольшие земельные владения и обязаны были служить за выделенные им земли в войсках эмиров. Они собирали с подвластного им населения («кара халык») различные налоги. В Казанском ханстве установилась так называемая суйургальная система землевладения. Суйургал - это земельное пожалование, держатель которого обязан был нести со своим войском службу в пользу хана. Если условия службы не выполнялись, хан имел право лишить феодала земельного пожалования. Почетное место в государстве занимало мусульманское духовенство. На должность главы духовенства выбирались лица, принадлежавшие к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммада. Он считался первым после хана лицом в государстве и даже выполнял обязанности главы правительства в периоды междуцарствия.
|