Политика насильственной христианизации в Казанском крае в XVI-XVIII вв.
Политика христианизации. Еще до завоевания Казани одной из основных задач походов в Среднее Поволжье провозглашалась беспощадная борьба с «неверными мусульманами». Многие идеологи православной церкви того времени призывали наказать «варваров» и «безбожных изменников», «крестить крепко» население ханства. И этой линии царизм придерживался постоянно. Уже в первые дни после захвата Казани была учинена кровавая расправа над мусульманским населением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению все мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви. Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть. Были крещены и последний казанский хан Ядыгар-Мухаммад, также оказавшийся в русском плену, и малолетний сын царицы Сююмбике - Утямыш-Гирей. Какие цели преследовала политика христианизации в крае? Во-первых, царизм стремился создать дополнительные возможности для удержания в покорности населения бывшего Казанского ханства. Во-вторых, православная церковь, которая рассматривала мусульманскую религию как одного из своих злейших врагов, пыталась тем самым одержать над ней победу. Повсеместное крещение «отступников христовой веры» означало бы подтверждение истинности православия. Проведение политики христианизации было поручено Казанской епархии. Этот орган церковного управления был создан в 1555 г. При его учреждении в состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, а затем - и территории бывшего Астраханского ханства. Управлялась епархия архиепископами, в последующем - митрополитами, епископами. Первым архиепископом Казанской епархии был Гурий, который мог властвовать даже над воеводами. Он и стал одним из организаторов и руководителей широко развернутой христианизации нерусского населения края. Руководством в его миссионерской деятельности служила «Наказная память» Ивана Грозного. Это была первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. Судя по ее содержанию, она отдавала предпочтение мерам ненасильственного крещения, ориентировала на использование миссионерами, служителями церкви льгот и привилегий для перешедших в православие. Делать упор на добровольное обращение иноверцев в православие Ивана Грозного вынуждала не только неспокойная обстановка в крае (в это время шла «Казанская война»). Царь принимал во внимание и внешнеполитические обстоятельства. Он не желал в случае жестокого обращения с мусульманами портить отношений с соседними мусульманскими странами - Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 гг. Иван Грозный даже отправил специальные посольства в Турцию с заверениями о том, что он очень уважительно относится к исламу и никогда не притеснял своих мусульманских подданных. Вместе с тем в разных районах Казанского края появились так называемые «новокрещены». Большинство перешедших в православие прельстилось полагавшимися за это земельными пожалованиями, определенными льготами. Льготы были более привлекательны и ощутимы для представителей феодальной верхушки, и они крестились быстрее. Такие лица сразу же приравнивались в правах к русскому служилому сословию. А утратив прежнюю веру, многие из них утратили и свой язык, русифицировались, вливались в состав русского дворянства. В начале 90-х гг. руководители церкви забили тревогу. В 1593 г. казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору Иоанновичу подробный отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селениях с некрещеными и очень легко отходят от христианства, не соблюдают христианских обрядов. В Татарской слободе Казани вновь начали строить мечети взамен разрушенных. В ответ последовал очень жесткий указ царя. Он повелел принять самые решительные меры для проведения христианизации: расселить новокрещен и некрещеных, жестоко наказывать за отход от христианства, заковывать в цепи, бить и заключать в тюрьмы, немедленно разрушить построенные мечети. Новокрещеные помещики должны были обращать в христианство служащих у них иноверцев. Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в. В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений. «Креститься в полгода». Большинство татарских землевладельцев отказалось принять православие. Земли у них были отняты и переданы их крещеным родственникам или русским помещикам. Местные власти так организовали исполнение указа, что зачастую земли лишались и землевладельцы-мусульмане, не имевшие русских крепостных крестьян. В 1715 г. последовал указ Петра I. Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы.
|