Образование и духовная культура в Казанской губернии в XVIII веке.
Особенности развития татарской культуры. Татарская культура находилась в исключительна сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения им сваей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа. В связи с тем, что развитие татарской культуры в ХVII-ХVIII вв. в основном находилось в руках мусульманского духовенства, культурной жизни были присущи черты односторонности. Татарская культура того времени шла только в одном направлении, развивая лишь религиозные мотивы, оставляя в стороне светские. Исключительно религиозными были сюжеты художественной литературы, историческая мысль в основном рассматривала историю религии, общественная мысль сводилась в конце концов к теологическим спорам. Просвещение, просветительство, исследования. Как известно, у татар школы в основном существовали при мечетях. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству произошло резкое сокращение количества мечетей. Мусульманские учебные заведения при них фактически были ликвидированы, уровень грамотности татарского народа резко снизился. Лишь после указа Екатерины II о терпимости всех вероисповеданий стали повсеместно открываться новые мектебы (начальные школы) и медресе (средние школы). Обучение вел мулла. Учение в мектебе длилось около четырех лет. За это время ученики овладевали арабским алфавитом, изучали основы религии и арабского языка, учились красиво писать и переписывать книги. В конце столетия начинает формироваться татарское просветительство. Просветительские идеи нашли отражение в трудах А. Курсави, Утыз Имяни. С XVIII в. в крае стали создаваться русские религиозные и светские учебные заведения. Это – Казанская архиерейская славяно-латинская школа, цифирная школа, Первая Казанская мужская гимназия. Важным событием в культурной жизни края стало открытие в 1759 г. Казанской гимназии, первой провинциальной гимназии в России. Она явилась также первым учебным заведением, где изучались татарский, арабский, турецкий, калмыкский и другие восточные языки. Гимназия создала базу для учреждения в последующем Азиатской типографии и открытия Казанского университета. В октябре 1769 г. в гимназии началось преподавание татарского языка. В 1786 г. было открыто Казанское главное народное училище, а в ряде уездных городов губернии - малые народные училища с двухклассным обучением. В Казанском училище срок обучения составлял 4 года, в числе других предметов преподавался татарский язык. Сюда принимали детей всех сословий. Выпускники училища становились канцелярскими служащими. Литература, искусство, театр. Крупнейшим представителем татарской художественной литературы второй половины XVIII - начала XIX вв. был Утыз Имяни. Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр - «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухаммедова о его путешествии в Индию. Первые публичные театральные представления в Казани известны со второй половины 20-х гг. ХVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного училища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хераскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод. В 1791 г. в Казани был создан постоянный публичный театр (с него берет начало Русский драматический театр). Его первым руководителем-антрепнером стал бывший придворный актер В.Р. Бобровский. Первые шаги делало музыкальное искусство. В Казани было несколько военных оркестров. Архитектура. Определенное развитие в ХVIII в. получила архитектура, прежде всего в Казани. В 1768 г. первым профессиональным казанским архитектором Василием Ивановичем. Кафтыревым был разработан проект перепланировки города. Центральные улицы стали застраивать преимущественно каменными домами. Но после пугачевского «взятия» Казань сильно выгорела (в этом столетии Казань выгорала четыре раза). Потребовался новый генеральный план, который осуществлялся довольно энергично. К первой половине столетия относится сооружение новых корпусов суконной мануфактуры, Дрябловского дома, Петропавловского собора, церквей Богоявления, Евдокии, Покровской церкви. Очень изменился и похорошел в XVIII столетии Кремль.
|