Гъ, къ – имеют исключительно твердое произношение и никогда не смягчаются подобно другим согласным (л - ль).
К и г, наоборот, имеют мягкое произношение и поэтому встречаются в мягких слогах. Например: тёк (вылей), экеу (два человека), эгеу (напильник), сегиз (восемь), келигиз (приходите). Звук нг является сонорным. Произношение нг отличается от н. Например: танг (заря), женг (рукав) и т. д. Согласный нг не имеет соответствия в русском языке. Произнесите следующие слова: онг - правый — он - десять кенг - широкий — сен - ты жангы - новый — жаны - его душа минг - тысяча — мин - влезай. Согласные в, ц, щ встречаются только в словах, заимствованных из русского языка и через его посредство. Например: вагон, ванна, цирк, циркуль, плащ и т. д. В отличие от русского языка звук ш имеет мягкий и твердый варианты, ср.: аш (пища, еда) и иш (работа), ышы (вытирай) и иши (его(ее) работа). Звук ж в карачаево-балкарском языке имеет только мягкий вариант, а в русском – только твердый, ср.: жаш (парень), жел (ветер), жол (путь, дорога), жюз (сто) и русск. жир [жыр], жар, журнал, жюри [жури]. Остальные согласные б, п, г, д, з, л, к, м, н, р, с, т, ф произносятся как соответствующие звуки в русском языке. Например: бал (мед), пил (слон), гара (нарзан), дугъум (смородина), заран (вред), илячин (сокол), кеме (корабль), мамукъ (вата), нал (подкова), ара (середина), сабий (ребенок), тау (гора), кюф (закром) и т. д. В карачаево-балкарском языке функционирование согласных в слове не одинаково. Поэтому согласные в зависимости от позиции, в которой они встречаются в слове, можно сгруппировать следующим образом: а) Согласные, встречающиеся во всех позициях (в начале, середине и в конце слова): с, ш, щ, къ, к, м, з, ж, н. Фонемы в, ц, которые вошли в карачаево-балкарский литературный язык в советский период, функционируют во всех позициях в слове. б) Согласные, которые не могут функционировать в конечной позиции: б, д, г, гъ. в) Согласные, редко встречающиеся в начальной позиции: у, гъ, п. Исконно карачаево-балкарские слова не начинаются с фонем л, р, нг.
Ударение
В карачаево-балкарском языке, как и в других тюркских языках, ударение падает в основном на последний слог слова: орýн (место), челéк (ведро), жыйырмá; (двадцать). По мере присоединения к слову словообразующих и формообразующих аффиксов ударение перемещается на последний слог: элдé; (в селе), элдегú; (находящийся в селе), элдегиленикú; (принадлежащий находящимся в селе). Ударение переносится на первый слог при обращении: Áхмат, Хáсан, Áрсен. Многие формообразовательные аффиксы также не принимают на себя ударения: бáр чы (иди-ка, сходи-ка), кéл ме (не приходи), мéн лай (такой, как я), бизнú ча (как мы), óлму? (он что ли?). В заимствованных из русского языка словах ударение, если оно падает не на последний слог, остаётся без изменений и при присоединении к слову аффиксов: тéхника – тéхникалы (технический), áтом – áтомлу (атомный); если же в заимствованном слове ударение падает на последний слог, то оно, как и в исконных словах, при изменении слова передвигается на последний слог: вагóн – вагонлá; (вагоны), пароход – пароходчýкъ (пароходик). Место ударения очень устойчиво в именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, наречиях, глаголах.
Сингармонизм
Подавляющее большинство собственно карачаево-балкарских слов произносится либо одинаково твердо, либо одинаково мягко. тау + да + гъы + ла (те, которые в горах) тюз + де + ги + ле (те, которые на низменности) тиле + ги +биз (наше желание) кюн + дюз + гю + ню (дневного) алтын + чы + гъа (шестому) жетин + чи + ге (седьмому) Твёрдость или мягкость слогов и слов зависит от гласных, о чём уже говорилось выше. Гласные фонемы являются основой сингармонизма и его различных видов. Что касается согласных, то они целиком и полностью находятся под воздействием гласных. Исключение составляют лишь ж (не имеет твердой пары), къ, гъ (не имеют мягких пар). Таким образом, по закону сингармонизма последующие из соседних слогов уподобляются предыдущему. Иными словами, сингармонизм относится к тем категориям, которые вытекают из агглютинативного строя тюркских языков.
|