Гражданское воспитание как компонент политической социализации личности
Новейшая политическая история конца XX – начала XXI вв. столкнулась с невиданным по глубине кризисом молодежной политики. Отсутствие четко обозначенных ориентиров, общенациональных ценностей и приоритетов развития, конъюнктурная линия на деидеологизацию общества привели к фактически полному свертыванию политического воспитания подрастающего поколения. Современная система образования полностью переключилась на реализацию задач обучения учащихся, а вопросы воспитания практически ушли из образовательных учреждений. Социальные и экономические проблемы постсоветского периода развития нашей страны выявили особую значимость гражданского воспитания подрастающего поколения. Понятие «гражданское воспитание» в качестве исходного имеет родовую педагогическую категорию – категорию «воспитание», которая имеет в современной педагогической науке десятки трактовок. При определении понятия «воспитание» можно четко выделить два направления. Первое основано на взгляде на ребенка как на объект педагогического процесса, где важнейшими факторами в развитии человека становятся внешние воздействия, формирующие личность. Этот взгляд на воспитание как управление, влияние, воздействие характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе: цель развития – его социализация с позиций максимальной общественной полезности. Второе направление отражает новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания, осознание и признание ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признание его способности и права на саморазвитие, признание субъект-субъектных отношений. В этом случае ребенок не только активный субъект воспитания, он выступает как объект и субъект культуры [1, с. 296]. В рамках социоцентрического подхода значение воспитания заключается в следующем: воспитание – это приоритетно целенаправленное влияние на ценностно-мотивационную сферу человека. В процессе воспитания у человека формируется система личностных смыслов, т. е. система значимых для человека отношений к окружающей действительности и самому себе, которая проявляется через его интересы, мотивы, установки, стремления, ценности. Воспитание – всегда целенаправленный процесс, предполагающий определенное (более или менее жесткое) преобразование, изменение системы личностных смыслов человека, целью которого является социализация в условиях данного общества. Результатом преобразования ценностно-мотивационной сферы человека для социализации его в политической системе общества будет политическая социализация личности, то есть процесс постоянного воспроизводства и развития политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие человеком (людьми) ее норм, ценностей и моделей политического поведения [1, с. 297]. Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты данного процесса. Внутриличностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самореализации личности, что предполагает включение процессов идентификации, адаптации и ориентации человека в политизированном социуме. С точки зрения политологии идентификация означает осознание человеком принадлежности его к определенной группе, помогающей осваивать политические нормы и ценности; адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов освоения окружающей среды; ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает политическое образование, интеграцию и поведение личности. Политическое образование предполагает получение индивидом элементарных знаний о политике, привитие определенных умений и навыков политической деятельности, воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, воспитание у него потребности в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрируется. Поведение характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида [8, с. 47]. В рамках субъектного подхода значение воспитания рассматривается как процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и воспитанника по формированию уникальной целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В рамках данного подхода определение политической социализации можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в данной политической системе и ориентироваться в принятии социально полезных политических решений [10, с. 97]. Для достижения эффективной политической социализации любой конкретной личности в обществе необходимо выстроить соответствующий воспитательный процесс. В политологии рассматривается два вида воспитательного воздействия на личность с целью ее политической социализации: политическое воспитание и гражданское воспитание. Отношение к реализации политического воспитания подрастающего поколения в различных государствах очень неоднозначное, и это связано в основном с общественной позицией отрицания политизации дошкольного и школьного образования. Совсем другое отношение – к осуществлению гражданского воспитания молодежи, хотя понятие «гражданское воспитание» однозначно не определено в политологии, а в педагогике под гражданским воспитанием понимают «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [10, с. 97]. Пересечение объемов понятий «гражданское воспитание» и «политическая социализация» возможно, если вернуться к педагогическому определению с позиций социоцентрического подхода понятия «воспитание», конечной целью которого является социализация личности в обществе. Если же проанализировать определение понятия «гражданское воспитание» в современных исследованиях, то в содержание данного понятия входит процесс трансляции нравственной и правовой культуры, выстраивание равноправных взаимоотношений субъекта с различными институтами власти, с социальными группами и личностями, развитие собственных политических ориентаций самой политически активной личности. Например, гражданское воспитание – это «социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъект моральных, экономических, правовых и политических отношений в единстве социально ориентированных мыслей, чувств и деятельности» [10, с. 96]; «специализированная, систематическая подготовка людей к общественной жизни в условиях демократии, это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [14, с. 148]; «сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности; основная цель – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к родине, потребности в деятельности на благо общества» [13, с. 38]; «развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма» [1, с. 296] и другие. Таким образом, во всех определениях понятия «гражданское воспитание» просматривается и частичное содержание понятия «политическая социализация». Поэтому с позиций современного состояния развития гражданского общества в странах с демократическим устройством общественной жизни под гражданским воспитанием мы понимаем компонент политической социализации, характеризующий процесс формирования и развития плюралистического типа взаимоотношений субъекта с институтами власти, его ответственного отношения к политике, к общечеловеческим ценностям, формирование критического мышления и выборочности в восприятии политической информации.
|