Понятие и этапы политической социализации личности
Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия своего участия в каких-либо общественный акциях протеста или поддержки [7, с. 75]. В то же время отказ от монополии государственно-партийной идеологии в преподавании историко-обществоведческих дисциплин в школе привел к радикальным изменениям не только в педагогическом процессе, но и в самом механизме политической социализации, направленной ранее, в соответствии с социальным заказом советского государства на формирование личности, политически грамотной, активно участвующей в общественной жизни страны, наделенной политической культурой, отвечающей ценностям и нормам советского общества. В современной Республике Беларусь прежняя система политической социализации перестала функционировать вследствие дискредитации господствовавшей системы ценностей и потерей действенности функционирования ведущих механизмов, обеспечивавших успешность процесса социализации. Адаптация зарубежного опыта к отечественным традициям в значительной степени облегчает процесс формирования и освоения новой модели политической социализации как процесса «вступления» личности в политику путем выработки политических представлений, ориентаций и установок, приобретения навыков политического участия, формирования политической культуры. Значимость политической социализации в демократическом обществе обусловлена тем, что при ее нормальном протекании в социуме обеспечивается преемственность в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций; осуществляется подготовка к реализации прав и обязанностей гражданина, к вхождению человека в общественно-политическую жизнь общества. Тем самым гарантируется политическая стабильность, устойчивость и равновесие политической системы [18, с. 117]. Немаловажная роль в этом процессе отводится школе как одному из важнейших факторов (агентов) институциональной политической социализации личности. В отечественной науке проблемы политической социализации до недавнего времени рассматривались в основном в ракурсе политического воспитания, политической учебы и образования. Несмотря на идеологическую направленность данных исследований, в них содержится представляющий определенную научную значимость социологический анализ различных аспектов проблем социализации. В работах В.Г.Байковой, Н.М.Блинова, В.П. Васильева, Д.М. Гилязитдинова, П.В. Позднякова, С.В. Решетникова, Ф.Э. Шереги, А.И. Яковлева и др. политическая социализация понимается как процесс активного включения человека в систему политической деятельности и политических отношений, освоения накопленного политического опыта, закрепленного в политической культуре общества [4, с.34–35]. В зарубежных исследованиях термин «политическая социализация» возник по аналогии с понятием «социализация», введенным в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом. Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятием им традиций и ценностей общества уделялось в западной социологии, начиная с 1920-х гг., повышенное внимание, однако первая работа, посвященная политической социализации как общественному феномену, появилась лишь в 1959 г. (Г. Хаймен «Политическая социализация»), положив начало исследованиям, связанным с описанием процесса включения личности в политику [18, с. 117]. В конце 1950 гг. в западной политологической науке сложилось ряд теорий политической социализации, при построении которых авторы заимствовали разработанные социологами и психологами модели личности, а также их представления о механизмах воздействия социальных норм и ценностей на человека. Основные концепции политической социализации непосредственно связаны как с позитивистскими, так и антропологическими концепциям, по-разному понимающими механизм вхождения человека в политику. Классическая теория политической социализации (Д. Истон, Л.Коэн, Р. Паркер) трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Э. Эриксон, Э. Фромм, работавшие в русле психоанализа, главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Политическая социализация рассматривалась также как аккультурация (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), при этом на первый план выдвигались внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения людей. Несмотря на различия в подходах, большинство западных исследователей все же сходится в том, что важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве [17, с. 26]. Английский политолог Д. Каванах, выявив многообразие подходов в понимании феномена социализации, отмечает, что она рассматривается и как процесс политического воспитания, включающий в себя распространение информации о политической системе и обучение гражданственности; и как процесс включения в определенную роль; и как развивающийся процесс, предполагающий приобретение политических убеждений и ориентаций на протяжении всей жизни индивида [17, с. 26]. В современной отечественной и зарубежной науке достаточно большое количество приверженцев имеет теория ролевой социализации личности, позволяющая соединить достоинства макро- и микроподходов в анализе общественных явлений, раскрыть механизм вовлечения личности в политику. Под социализацией ее представители понимают «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» (Т. Парсонс), однако само понятие роли трактуется ими весьма специфично. В частности, Р. Липтон сравнивает культурные ценности, лежащие в основе ролевых предписаний, с набором готовой одежды, формирующей внешний облик человека и ограничивающей выбор альтернатив поведения весьма незначительными модификациями. Политический процесс ассоциируется разработчиками данной теории с игрой, в которую играют «серьезные люди», что обеспечивает условия их стабильной жизни, а отказ от соблюдения правил может привести к политическим срывам, к дестабилизации системы. Причины сбоев политического механизма видятся в том, что участники недостаточно хорошо знают свои роли. Поэтому процесс политической социализации и должен быть направлен на тренировку в исполнении политических ролей, рассматриваемых в социологическом и социально-психологическом аспектах. Социологический аспект роли связывается с пониманием того, что политическая система может эффективно функционировать только тогда, когда все участники процесса согласны между собой относительно распределения ролей; ее социально-психологический аспект предполагает субъективное восприятие роли как самим исполнителем, так и окружающими его людьми. При рассмотрении данного ее аспекта представители ролевой теории обратились к работам символических интеракционистов (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Г. Блумер). Для них человек – это личность, активно формирующая свое поведение, взаимодействующая со всей совокупностью социальных явлений [17, с. 28]. Современная отечественная политология не только не отрицает значения понятия роли для исследования поведения личности, ее социализации, но и развивает ролевую концепцию применительно к обществу в целом и политической системе в частности. Так, С.В. Решетников и др. под политической социализацией понимают совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. При этом отмечается, что политическая роль может быть лишь одним из принципов объяснения политического поведения человека, но его недостаточно, а социализация не может быть сведена только к адаптации и интернализации этих ролей. Понятие «политическая социализация» употребляется для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», собственных политических ориентаций. В процессе ролевой социализации личности ряд авторов выделяет три основных этапа на основе отношения ее к политическому процессу (личное участие или неучастие). «Допартиципаторный» этап (антиципативная социализация) охватывает период дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. На этом этапе индивид, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически (с помощью импринтинга) осваивает те нормы и ценности, которые он видит в семье, в ближайшем микросоциуме. Лица, входящие в это окружение (агенты социализации), воспринимаются им как исполнители определенных ролей [9, с.53]. Это период первичной политической социализации, когда закладываются основы политической культуры личности. В рамках этого этапа американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис выделяют четыре стадии: «политизации», когда дети усваивают, что кроме взрослых в школе и дома есть внешняя власть; «персонализации», связанной с осознанием детьми политической власти через символизирующие ее политические фигуры, «идеализации» как приписывания политическому деятелю исключительно положительных качеств и «институциализации», когда происходит поворот в сознании детей к более безличному, деперсонифицированному представлению о власти [17, с. 188]. Первичная социализация характеризует первоначальное (обычно с 3- 5 лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Особую роль на этом этапе играет семья. Первичная социализация, которая протекает в семье, наиболее значима для индивида, благодаря ей он становится полноценным членом общества. Представители психологического когнитивизма Ж. Пиаже и Г. Яхода пришли к выводу, что в зависимости от воздействия различных факторов, созревание политического сознания личности может быть ускорено или замедлено. Особое внимание ими уделяется школе – институту, являющемуся формальной институциональной структурой, призванной служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям [9, с. 57]. Ведущее место в формировании политического сознания отводится ими учителям, система отбора и подготовки которых на Западе направлена на то, чтобы осуществлять управление политической социализацией личности. Второй этап – «партиципаторный» – начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и охватывает несколько циклов человеческой жизни. 18 лет считается во многих обществах рубежом в процессе политической социализации индивида; к этому периоду не только заканчивается его гражданское становление, он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как «политического человека». Начало третьего этапа – «поспартиципаторного» – у разных индивидов может значительно отличаться. Продолжающаяся на протяжении всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни индивида. Таким образом, под политической социализацией понимается совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. При этом политическая роль может быть лишь одним из принципов объяснения политического поведения человека, но его недостаточно, а социализация не может быть сведена только к адаптации и интернализации этих ролей. Понятие «политическая социализация» употребляется для обозначения процесса политического созревания индивида, формирования его политического «я», собственных политических ориентаций.
|