Политическая культура как фактор политической социализации личности
Гражданственность формируется, в процессе продолжительного взаимодействия с окружающей социальной действительностью, восприятия норм, ценностей, традиций общества. Попытаемся разобраться, как раскрываются понятия «политическая культура» и «политическая социализация» и как они взаимосвязаны между собой в процессе становления гражданского общества. В трактовке как самой категории политической культуры, так и еѐ структуры, компонентов, содержания, функций, не существует единого подхода. Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на базе предварительного уяснения более общего понятия – культура. Этот термин имеет латинское происхождение, и изначальный его смысл – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В философском энциклопедическом словаре культуру определяют, как «специфичный метод организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в разных областях публичной жизни» [2, с. 119]. Подобно тому, как культура описывает и предписывает те либо другие формы поведения в разных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура описывает и приписывает нормы поведения в политической сфере. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть итог исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по регулированию собственных отношений в рамках политически организованного общества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру. Политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений. Политическая культура обобщенно характеризует политику, как необыкновенную, самостоятельную сферу публичной деятельности, с еѐ качественной стороны. Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Поэтому еѐ исследование ограничивается лишь теми культурными явлениями, которые сформированы в политической общности, как составляющие политической действительности [11, с. 227]. Политическая культура – это система отношений и сразу процесс производства и воспроизведения составляющих её частей в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающееся историей в собственном содержании и формах, явлений, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира. Политическая культура включает в себя те элементы и феномены публичного сознания и в более широком плане – духовной культуры той либо другой страны, которые соединены с публичными действиями и оказывают существенное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие страны и политических институтов. Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечивает единство и взаимосвязь социальных институтов, органично придает целость и интеграцию политической сфере. Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормированную систему, которая разделяется большинством населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, знаки, являющиеся основой политической системы. Политическая культура – это «историческая система широкого распространения, базовых поведенческих политических ценностей», которой придерживаются члены данной общественно-политической системы [6, с. 41]. Политическая культура в определенном смысле представляет нужные границы, в которых члены общества принимают законность имеющейся формы правления, ощущают себя дееспособными. Границы, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических действиях и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической культуры. Объединяющим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы либо другой социальной общности [2, с. 121]. Огромное влияние на характер политических процессов в обществе, направления, восприятие и не восприятие людей оказывает господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и на мир в целом. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность имеющейся системы и работающего в каждый данный период политического режима. Более того, в системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способные сформировывать и сохранять политические системы. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту. Процесс политической социализации осуществляется двумя основными способами. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения. Другой путь политической социализации связан с приобретением личностью новейших, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивидума в политической жизни страны, а также под действием различных факторов. Оба этих пути политической социализации в настоящей жизни тесно переплетаются, взаимно дополняют друг друга, обеспечивая стабильность политической системы. В условиях трансформации политической системы растет роль и значение политической социализации, результатом которой является новая политическая культура населения. С разрушением прежней политической системы разрушились и привычные каналы политической социализации. При изменении, трансформации политической системы коренным образом меняется и политическая социализация. Если в обществе, происходят огромные конфигурации, то политическая элита модернизируется и стремится переориентировать политическую культуру через реформу образования на новейшие идеалы и ценности, стараясь обеспечить таким образом политический порядок [12, с. 163]. Стабильность социально-политического развития страны возможна только в сочетании новаций и традиций как взаимосвязанных сторон культуры общества. В связи с глубокими социально-экономическими и политическими переменами, происходящими сейчас в Республике Беларусь, необходимо уделять внимание и процессу ресоциализации. Обусловлено это, тем, что ресоциализация «предполагает не просто освоение новейших социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и молодости и что составляло фундамент данной личности [12, с. 163]. При этом ресоциализация проходит с большими затруднениями. Любая возрастная группа требует собственного подхода. Необходимо учитывать идеологические обстоятельства. Новейшие демократические ценности, приобретя официальный статус, подабающим образом не систематизированы и не передаются правильно от политической системы к личности в этой ситуации. Таким образом, политическая культура оказывает влияние на политику, способствует проявлению культуры, помогает стать активным участником политической жизни, сформировывать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением. Главная цель процесса политической социализации – обеспечить функционирование политической системы при смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам принимать решения по важнейшим вопросам. Процесс социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим только при условии заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом климате в обществе. В период преобразования общественно-политической системы усложняются и меняются требования к процессу политической социализации. Общество – это гражданское общество плюс государство. Гражданское общество – это не государственная часть общества, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны. Они не являются некоей застывшей конструкцией, а, отражают реально развивающиеся социальные процессы, происходящие в обществе.
|