Предсмертные заветы Пророка,صلى الله عليه و سلم.Сообщается, что однажды Ибн Аббас, да будет доволен АЛЛАh им и его отцом, сказал: «Четверг! Что это был за четверг![764] В четверг посланнику АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, стало совсем плохо, и он велел: “Принесите мне бумагу, и я запишу [765] то, благодаря чему впоследствии вы никогда не собьетесь с пути”. Люди, находившиеся у него, принялись спорить, чего в присутствии пророков делать не следует, и некоторые из них стали говорить: “Пророк, صلى الله عليه و سلم, сломлен болезнью! У вас же есть Къур`ан! Нам достаточно Книги АЛЛАhа!”[766] Присутствовавшие в доме разошлись во мнении и стали спорить друг с другом. Некоторые из них говорили: «Принесите (бумагу), пусть Пророк, صلى الله عليه و سلم, напишет для вас то, благодаря чему вы не собьетесь». Некоторые стали высказывать другие мнения. Когда разговоров и полемики стало слишком много, Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: “Оставьте меня, ибо состояние, в котором я сейчас нахожусь, лучше того, к чему вы меня призываете! [767] Я завещаю вам три вещи: изгоните многобожников из Аравии [768] и встречайте и одаривайте прибывающие к вам делегации так же, как это делал я [769] …”, — что же касается третьей части завещания, то я забыл ее» [770]. Ибн Хаджар, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: «Произнесение Пророком, صلى الله عليه و سلم, в этот момент трех упомянутых заветов доказывает, что написание письменного завещания не было чем-то обязательным. Если бы Пророку, صلى الله عليه و سلم, было велено донести до людей некий текст, он не отказался бы от своего намерения сделать это по причине спора, возникшего между присутствующими, а АЛЛАh покарал бы всякого, кто мешал ему сделать это. По крайней мере, он произнес бы то, что хотел записать, устно, наподобие того, как произнес завет изгнать многобожников и другие заветы. Пророк, صلى الله عليه و سلم, прожил после этого события еще несколько дней, в течение которых люди получили от него много устных наставлений, и есть основание предполагать, что эти устные заветы в своей совокупности и составили то, что он хотел зафиксировать письменно, а АЛЛАhу все ведомо лучше»[771]. Что касается третьей вещи, которую завещал Пророк, صلى الله عليه و سلم, но которую забыл передатчик хадиса, то ей могло быть завещание людям действовать сообразно установлениям Къур`ана, или завещание подготовить к походу на Муту отряд под командованием Усамы ибн Зайда, да будет доволен АЛЛАh ими обоими, или завещание не превращать могилу Пророка, صلى الله عليه و سلم, в место поклонения, или завещание регулярно, в полном объеме и в установленное время совершать намазы и хорошо обращаться с рабами. Все эти заветы Пророка, صلى الله عليه و سلم, переданы в достоверных сообщениях[772]. Сообщается, что однажды у АбдуЛЛАhа ибн Абу Ауфы, да будет им доволен АЛЛАh, спросили, оставил ли посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, какое-либо завещание. АбдуЛЛАh ответил: «Он завещал Книгу Великого и Могучего АЛЛАhа»[773]. Завещал Книгу АЛЛАhа — значит завещал хранить ее в физическом и духовном смысле, почитать и оберегать ее, следовать ей путем выполнения того, что в ней приказывается, и отказа от того, что в ней запрещается, постоянно читать и изучать ее, а также обучать ей других[774]. Посланник АЛЛАhа заповедовал людям придерживаться Книги АЛЛАhа во многих своих проповедях, произнесенных незадолго до смерти. Так, он завещал это в своих проповедях на Арафате и в Мине, проповеди, произнесенной во время возвращения из прощального хаджа в Медину, когда он и его спутники остановились в местечке Гадир Хум. В последней он произнес: «Я оставляю вам две драгоценности. Первой из них является Книга АЛЛАhа, которая заключает в себе руководство и свет. Это — вервь [775] АЛЛАhа, и тот, кто будет следовать ей, не сойдет с верного пути, отказавшийся же от нее заблудится! Так следуйте же ей и держитесь за нее крепко!» И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали установлениям Книги АЛЛАhа, и склонять их к этому, а потом сказал: «Второй же драгоценностью являются члены моей семьи, и я заклинаю вас АЛЛАhом: соблюдайте права моей семьи», — и повторил эти слова трижды[776]. Перед смертью он снова завещал людям держаться за Книгу АЛЛАhа[777]. Другое завещание Пророка, صلى الله عليه و سلم — это приказ отправить в поход на Муту войско под командованием Усамы ибн Зайда. Ибн Хаджар, да смилуется над ним АЛЛАh, упоминает, что войско Усамы выступило в поход за два дня до смерти Пророка, صلى الله عليه و سلم. Что касается подготовки войск к походу, то посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, начал ее еще до того, как заболел. В конце месяца сафар он стал побуждать людей к участию в предстоящем походе на византийцев. Вызвав к себе Усаму ибн Зайда, да будет им доволен АЛЛАh, он обратился к нему со словами: «Отправляйся с конницей в место, где был убит твой отец, и сразись с ними. Я назначаю тебя командующим этим войском..». На третий день после этого начала проявляться болезнь Пророка, صلى الله عليه و سلم, и он, позвав к себе Усаму, собственноручно вручил ему знамя. Выйти в поход под руководством Усамы изъявили желание многие уважаемые мухаджиры и ансары. Затем болезнь Пророка, صلى الله عليه و سلم, усилилась, и он обратился к сподвижникам с проповедью, в которой приказывал, во что бы то ни стало осуществить поход Усамы! Так случилось, что этот поход осуществил уже Абу Бакр, когда стал халифом. Войско Усамы двинулось в направлении, приказанном Пророком, صلى الله عليه و سلم, и достигло цели через двадцать дней. Усама отомстил убийцам своего отца, и войско вернулось назад целым и невредимым, захватив трофеи…»[778]. Сообщается, что АбдуЛЛАh ибн 'Умар, да будет доволен АЛЛАh ими обоими, сказал: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, решил послать в поход отряд, назначив командовать им Усаму ибн Зайда. Некоторые люди стали высказывать недовольство в связи с таким назначением, и тогда Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: “Неудивительно, что вы недовольны тем, что командовать будет он, ибо раньше вы были недовольны и командованием его отца, а ведь, клянусь АЛЛАhом, он был достоин командования и являлся одним из любимейших для меня людей, а после него одним из тех, кого люблю я больше всех, стал его сын!”» [779] Когда Пророк, صلى الله عليه و سلم, умер, Усаме ибн Зайду было восемнадцать лет[780]. Также Пророк, صلى الله عليه و سلم, завещал людям прилежное выполнение намаза и хорошее обхождение с рабами. От Анаса, да будет им доволен АЛЛАh, сообщается, что он сказал: «Завет, который наиболее часто повторял Пророк, صلى الله عليه و سلم, перед смертью — «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!» Он произносил эти слова даже тогда, когда из его груди уже раздавались хрипы, а уста раскрывались с трудом»[781]. 'Али, да будет им доволен АЛЛАh, рассказывал: «Последние наставления Пророка, صلى الله عليه و سلم, были: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!» [782] Выводы из главы: 1. Обязательность изгнания многобожников из Аравии. Пророк, صلى الله عليه و سلم, завещал это перед смертью. Этот завет был выполнен 'Умаром, да будет им доволен АЛЛАh, во времена его правления. Что касается Абу Бакра, то он не смог осуществить его, так как был занят войнами с вероотступниками. 2. Необходимость оказания почета и радушного приема делегациям. Так делал Пророк, صلى الله عليه و سلم, и завещал это последователям. 3. Обязательность физической и духовной заботы о Писании АЛЛАhа. Она заключается в проявлении уважения к нему, его оберегании, следовании его установлениям. Необходимо соблюдать приказы и запреты Къур`ана, постоянно читать и изучать его, а также обучать ему других. Пророк, صلى الله عليه و سلم, завещал это в нескольких своих прощальных проповедях, что подчеркивает огромную важность заботы о Книге АЛЛАhа и Сунне Его посланника, صلى الله عليه و سلم. 4. Огромная важность намаза, являющегося самым великим столпом ислама после свидетельствования, что нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа, и что Мухаммад — посланник АЛЛАhа. На это указывает то, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, завещал его выполнение, даже когда из его груди слышался предсмертный хрип. 5. Необходимость соблюдения прав рабов, слуг и всех подопечных. На это указывает завет Пророка, صلى الله عليه و سلم: «Совершайте намаз, совершайте намаз! И проявляйте заботу о тех, кем владеете!» 6. Преимущества Усамы ибн Зайда, назначенного Пророком, صلى الله عليه و سلم, руководить огромной армией, в составе которой были мухаджиры и ансары. 7. Превосходства Абу Бакра, отобразившиеся помимо прочего в выполнении им приказа Пророка, صلى الله عليه و سلم, осуществить поход Усамы, ибо он помнил слова Всевышнего: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его (Пророка) воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63). Глава двадцать восьмая
|