Стремление к высшему обществуСообщается, что Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: «Я часто слышала от посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, что ни один пророк не умирал, пока ему не предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным. Кроме того, я слышала, как во время той болезни, от которой Пророк, صلى الله عليه و سلم, умер, он говорил хриплым голосом: “ … с теми, кого АЛЛАh облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Прекрасное это общество!” [783] — и я подумала, что в этот момент ему был предоставлен такой выбор»[784]. В другом хадисе, переданном от Айши, да будет доволен ею АЛЛАh, сообщается, что она сказала: «Когда посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, был здоров, он часто говорил: “Поистине, ни один пророк никогда не умирал, пока не предоставлялась ему возможность увидеть его место в раю, а потом ему предоставлялся выбор”». «А когда он заболел, и смерть его была уже близка, и голова его лежала на моем бедре, он потерял сознание; очнувшись же, он стал смотреть в потолок, а потом сказал: “О АЛЛАh, позволь мне оказаться в высшем обществе! /АЛЛАhумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/” Тогда я сказала: “Значит, он не останется с нами!” — а потом поняла, что эти его слова подтверждают то, что он говорил нам, когда был здоров». «И последние слова Пророка, صلى الله عليه و سلم, были “ О АЛЛАh, позволь мне оказаться в высшем обществе! /АЛЛАhумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/ ”[785] Сообщается, что Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала: «Прислушиваясь к тому, что говорил перед смертью Пророк, صلى الله عليه و سلم, который прислонился ко мне спиной, я услышала, как он сказал: “О АЛЛАh, прости меня, и помилуй меня, и присоедини меня к высшему обществу! /АЛЛАhумма,-гфир ли, ва-р-хам-ни ва альхык-ни би-р-рафики-ль-а‘ля!/”» [786] Сердце Пророка, صلى الله عليه و سلم, было тесно связано с его Господом, стремилось к Нему и тому, что есть у Него, жаждало встречи с Ним и любило то, что любит Он. Из вещей, любимых АЛЛАhом и потому любимых Его посланником, был сивак (зубочистка). Сивак служит для очищения рта и является угодным Господу. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, часто говорила: «К числу благодеяний, оказанных мне АЛЛАhом, относится то, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, скончался в моем доме и в мой день[787], покоясь у меня на груди, и то, что по воле АЛЛАhа моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. Ко мне зашел Абдуррахман[788], державший в руке зубочистку, когда я поддерживала посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم. Увидев, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: “Взять ее для тебя?” — и он кивнул головой в знак согласия. Тогда я взяла ее, но оказалось, что пользоваться ею для него трудно, и я спросила: “Размягчить ее для тебя?” — и он снова кивнул головой. Тогда я разжевала ее, а Пророк, صلى الله عليه و سلم, стал водить ею по зубам. Перед ним находился сосуд (или: чаша) с водой, куда он опускал руки, после чего проводил ими по своему лицу и говорил: “Нет истинного бога, кроме АЛЛАhа, поистине, смерти предшествует агония! /Ля иляха илля-ЛЛАh, инна ли-ль-маути сакяратин!/” — а потом он поднял свою руку и продолжал произносить слова “О АЛЛАh, (позволь мне оказаться) в высшем обществе! /АЛЛАhумма, фир-р-рафики-ль-а‘ля!/”, пока не умер и рука его не упала»[789]. Айша, да будет доволен ею АЛЛАh, говорила: «Когда Пророк, صلى الله عليه و سلم, умер, голова его покоилась у меня на груди, а я касалась ее подбородком, и после смерти Пророка, صلى الله عليه و سلم, я никогда не стану испытывать отвращения к агонии кого бы то ни было»[790]. Выводы из главы: 1. Высшее общество (ар-рафик аль-а'ля), о котором говорил Пророк, صلى الله عليه و سلم, перед смертью — это те категории людей, которые упомянуты в словах АЛЛАhа: «Те, которые повинуются АЛЛАhу и Посланнику, окажутся вместе с теми, кого АЛЛАh облагодетельствовал из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников. Прекрасное это общество!» (4:69). Правильное мнение, разделяемое большинством ученых, состоит в том, что под высшим обществом Пророк, صلى الله عليه و سلم, подразумевал пророков, которые являются обитателями высших ступеней рая. Арабское слово «ар-рафик» применяется как в отношении одного, так и в отношении группы. На это указывают слова АЛЛАhа «Прекрасное это общество (рафик)». 2. Пророк, صلى الله عليه و سلم, когда ему был предоставлен выбор между этим миром и миром вечным, выбрал второй, ибо он желал встречи с Всевышним АЛЛАhом, а после Него — с высшим обществом. Он говорил: «Кто желает встречи с АЛЛАhом, с тем желает встречи АЛЛАh» [791]. 3. Приведенные хадисы указывают на достоинства и преимущества Айши, да будет ею доволен АЛЛАh. Эта женщина передала от Пророка, صلى الله عليه و سلم, колоссальный объем знаний. Она была верной помощницей посланника АЛЛАhа и ухаживала за ним до той самой минуты, когда он умер у нее на груди. Поэтому она говорила: ««К числу благодеяний, оказанных мне АЛЛАhом, относится то, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, скончался в моем доме и в мой день, покоясь у меня на груди». 4. Пророк, صلى الله عليه و سلم, проявлял заботу об очищении рта сиваком даже в состоянии сильнейших предсмертных мук. Это обстоятельство подчеркивает важность и желательность сивака, который очищает рот и является одной из причин, ведущих к довольству АЛЛАhа. 5. Тот факт, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, говорил, находясь в предсмертной агонии: «Нет истинного бога, кроме АЛЛАhа /Ля иляха илля-ЛЛАh!/» — подчеркивает желательность частого произнесения этих слов и особенно во время предсмертной болезни. Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Тот, чьи последние слова будут «нет истинного бога, кроме АЛЛАhа», войдет в рай». Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, часто произносил эти слова и жил сообразно их смыслу. 6. Стремление Пророка, صلى الله عليه و سلم, оказаться в обществе пророков и его мольба об этом указывают на то, что каждому мусульманину следует просить АЛЛАhа о возможности обрести такое окружение после смерти. О АЛЛАh! Даруй нам эту возможность по Твоей милости, ведь Ты — милостивейший из милосердных! 7. Если даже Пророку, صلى الله عليه و سلم, которому АЛЛАh простил все грехи, пришлось перенести великие тяготы предсмертной агонии, что тогда говорить о других? Глава двадцать девятая
|