Студопедия — Из введения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Из введения.






Из книги П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры». В 3-х тт. Т. 1, Ч. 1-2. М., 1993, Т. 2, Ч. 1-2. М., 1994.

Из введения

<…> Самое понятие «культуры» остается не вполне выясненным; точнее говоря, за время существования «Очерков» оно не раз меняло свое первоначальное значение. Слово «культура», как и слово «цивилизация», появляется уже в эпоху Возрождения. Со времени Вильгельма Гумбольдта оба понятия, употреблявшиеся довольно безразлично, несколько дифференцировались. Под культурой Гумбольдт разумел все созданное человеком в борьбе с природой и в использовании ее сил, то есть в мире вещественном. Цивилизация же, по его определению, есть облагорожение и ограничение элементарных человеческих влечений при помощи воздействия общества, то есть совокупность усовершенствований человеческой личности в мире духовном. В дальнейшем, культура стала действительно означать преимущественно материальную и при том первобытную культуру, где господство человека над вещами развивалось особенно отчетливо. Но в России под «культурной» историей разумелась история духовной стороны процесса в противоположность «материальной» истории. В недавнее время обоими понятиями «культуры» и «цивилизации» воспользовались для того, чтобы противоположить одно другому в духе сторонников исторической самобытности. «Культуру» противоположили – «цивилизации», как первоначальное, самобытное зерно народного духа – в противоположность нивелировке и обезличению, создаваемыми, по мнению сторонников этого взгляда, заимствованиями из международного запаса просвещения. При этом «культуру» связали с эмоциональной стороной человеческой натуры, - источником всяческой оригинальности, а «цивилизацию» вывели из области интеллекта. Это различение как раз совпало с учением славянофильства, подновленным Бергсоном. Для тех же националистических целей это различение проведено в нашумевшей работе Шпенглера – «Untergang des Abendlandes» («Закат Европы» - сост.). Ввиду такого тенденциозного употребления этих терминов, оказавшихся многозначными, я предпочитаю употреблять их в самом общем значении, не придавая позднейшей стадии «цивилизации» значения упадка сравнительно со стадией «культуры». <…>

Из очерка первого «Территория и население»

Зависимость каждой национальной культуры от той среды – того географического места, в котором совершается ее развитие, стало почти общим местом современной историографии. Вошло в обычай предпосылать изложению исторических событий географический очерк страны. <…> Но необходимость строить историю культуры на антропогеографическом базисе вытекает с неизбежностью из современного состояния науки.

<…> Идея зависимости человека от природы – далеко не новая идея. <…> Но только благодаря Карлу Риттеру <…> проблема связи географии и истории получила первую научную постановку. И лишь с конца XIX столетия, после того как накоплены были этнографические наблюдения и началось научное изучение отдельных отраслей географической науки, стало возможным выделение из нее вновь созданных областей – био-(фито и зоо-) географии и антропогеографии. Истинным создателем последней является Фридрих Ратцель <…>. В основу научного изучения была здесь положена плодотворная идея о взаимодействии отдельных областей природы: о влиянии климата на почву, почвы на растительный покров, растительного покрова на животных и человека – и обратно: влияния почвы на климат, растений на почву и климат – и, наконец, человека на все явления природы, вместе взятые.

<…> А социологи обвинили ее в ненаучности. Против понятия «человеческой географии» эти последние выдвинули свое собственное понятие «социальной морфологии». Антропогеография исходила от природы, и применение законов природы непосредственно к объяснению высших сфер человеческой жизни казалась <…> рискованным и, по-прежнему, дилетантским. <…> Возражая на утверждение Юма («Опыты», 1748 г.), будто некоторые народы так различны между собой, что нельзя искать ничего общего в их характере, Ратцель говорит: «ни один народ и ни одна раса не лишены основных свойств человечества, а в создании различающих их расовых особенностей играет роль окружающая их среда». <…>

<…> В дальнейшем я попытаюсь использовать эти данные для выяснения характера индивидуального явления: месторазвития русской культуры. <…>

Недавно, правда, была сделана новая (после Н. Данилевского) попытка придать русскому индивидуальному явлению характер единоличности и неразложимости. Для этой цели самая территория русского развития была выделена в особое целое, - особый, замкнутый мир, которому пытались придать вид чего-то неповторимого. Этот неповторимый мир был назван Евразией. <…> Термин Евразия введен в употребление Александром Гумбольдтом для обозначения обоих материков Европы и Азии как единого целого. Но уже Карл Риттер возражал против этого словоупотребления. <…> Европейская Россия представляет из себя месторазвитие иное – и более благоприятное, чем нерасчлененная Средняя Азия <…>. Наконец, и в пределах самой Европейской России мы найдем несколько весьма несходных месторазвитий. <…> Все это дает место не одному, а нескольким культурным процессам, которые только в ходе истории постепенно сливаются в общее русло русской культуры.

<…>

Мы можем теперь сделать общий вывод о положении России среди трех континентов. На ее территории соединяются по крайней мере три-четыре самостоятельные и законченные культуры разного характера, не говоря о культурах незаконченных, которые мы здесь не отмечаем. Эти культуры предполагают столько же различных месторазвитий. Соединить их в одно целое можно было лишь в порядке государственного слияния. <…> Сопоставляя каждое месторазвитие с развивавшейся в нем культурой, мы можем заметить, что и самый порядок развития культур соответствует степени благоприятствования климатических условий той или другой культуре. Хронологически, древнейшие культуры развиваются в месторазвитиях, наиболее щедро обставленных природой. Следующие по времени идут за ними в порядке ухудшения антропогеографических условий. Конечно, это общее наблюдение нуждается во всевозможных поправках. Но именно в своем общем виде оно вскрывает известную закономерность. Очевидно, нельзя считать случайным, что цикл средиземноморских культур – древнейших для данного круга, неразрывно связан с наилучшими (для этого раннего времени) климатическими условиями; что за ним следует наилучше обставленный пояс западноевропейского приморья; отсюда культура передвигается на восток - сперва в центральную, а затем и в восточную Европу. В этой хронологической последовательности русскому месторазвитию принадлежит определенное место. Но та же самая закономерность развертывается <…> и в пределах русского месторазвития – или, точнее, тех различных месторазвитий, которые мы только что различили. Первое место здесь будет принадлежать местностям, наиболее близким к западной Европе – географически и климатически. Возрастание континентальности и пустынности климата отзывается и на запоздании соответственных культур и на их введении в общую связь. Правда, мы здесь встречаемся со спорным вопросом о первенстве культурного влияния азиатского востока через русские степи. <…>

<…> Мы переходим теперь к более подробному выяснению географических условий развития основного русского ядра – в европейской России. Очень часто русские и особенно иностранные географы склонны были приписывать всему этому пространству характер исключительно полного внутреннего географического единства. <…> По отношению к «доуральской» России впечатление такого единства создается, конечно, гораздо легче – и очень часто высказывается в художественных или лирических описаниях России. Бросается в глаза прежде всего монотонный характер русской равнины с ее широким пейзажем. И в самом деле, вследствие слабости дислокационных процессов на этой территории и почти горизонтального расположения горных пород разных эпох – лишь слегка поднимающихся к югу, - русская равнина лишь изредка разнообразится небольшими холмами и рядами возвышенностей, не превосходящих в среднем 300-400 метров, - не говоря, конечно, о горных хребтах и вершинах, расположенных на окраинах этой равнины. Однообразие этого строения несомненно отразилось в ходе русского государственного строительства. Часто упоминается далее единообразный снежный покров, одевающий зимою всю русскую равнину с севера до юга и дающий возможность проехать на санях от Архангельска до Ростова-на-Дону. Отсюда – впечатление однородности образа жизни и культуры на огромном пространстве двадцати шести градусов северной широты и двадцати двух с половиной миллионов квадратных километров. А дальше следует обычно вывод о русском народном характере и о монотонной народной песне, живописующей беспредельную русскую даль и простор. Всю эту лирику следовало бы отнести к донаучной стадии антропогеографии. Конечно, Россия лишена расчлененности ландшафта Западной Европы и ее контрастов рельефа на близких расстояниях. Но зато обширное протяжение ее территории неизбежно приводит к тому разнообразию ее месторазвитий, которое отчасти было уже отмечено выше. Возьмем для иллюстрации карту продолжительности снежного покрова в разных частях России <…>. Число дней со снежным покровом, как мы видим, растет по мере продвижения с юго-запада на северо-восток с 20 дней до двухсот, то есть в десять раз увеличивается. Много ли общего между климатом, где снег лежит от трех до шести недель, и климатом, где он не стаивает более полугода? <…>

Из заключения к первой части первого тома (с. 317-328).

<…> Речь идет о попытке теснее, чем это делалось до сих пор, связать исторический процесс со средой – или, как я условился говорить, с «месторазвитием» русской культуры. <…> Только в последнее десятилетия, в свете новейших данных и выводов целого ряда наук, явилась серьезная возможность выйти в этом вопросе за переделы общих рассуждений <…> и доказать на фактах связь данного «месторазвития» с происходившими в его пределах историческим процессом. Правильнее, конечно, говорить о нескольких месторазвитиях и нескольких процессах, развивавшихся в них и лишь постепенно слившихся в одно органическое целое. <…>

Из первой части второго тома «Очерков по истории русской культуры» М., 1994. (издание 1930 г.)







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 253. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия