В трудах В. И. Ленина
Научное и практически-политическое значение проблемы исторической альтернативности было всесторонне обосновано В. И. Лениным, связавшим ее с действием субъективного фактора в истории. Раскрывая предпосылки прямого воздействия исторического творчества человека на общественный процесс, он указывал на альтернативный характер этого последнего, обусловливающий возможность исторического выбора. При этом было сформулировано принципиально важное положение о возрастании значения рассматриваемой проблемы в революционные периоды общественного развития. Ибо, подчеркивал В. И. Ленин, „революционные периоды являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время"34. Поясняя это положение, он отмечал в другом месте: „Именно в такие периоды проявляется с наиболь- Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 16. С. 8-9. шей силой непосредственная роль разных классов в определении форм социальной жизни, созидаются основы политической „надстройки", которая долго держится потом на базисе обновленных производственных отношений"35. Связав проблему альтернативности с проблемой революционного преобразования общества, В. И. Ленин в своих трудах дал поучительные примеры ее решения. Обратимся к его учению о двух путях капитализма в сельском хозяйстве России. Подчеркивая абсолютную неизбежность буржуазного переворота в русской деревне, В. И. Ленин указывал на две его возможные формы — либо сохранение помещичьего землевладения путем некоторого очищения его от крепостнических черт и закабаления батраков; либо уничтожение помещичьего землевладения путем конфискации его и передачи земли крестьянству. Называя вопрос, по какому из двух путей пойдет в России развитие капитализма в сельском хозяйстве, основным вопросом всей революции, вопросом ее поражения или победы, он подчеркивал: „Такова на деле историческая альтернатива..."36 Оба пути развития капитализма в сельском хозяйстве выступают в ленинском анализе как закономерный результат всего предшествующего социально-экономического развития страны в целом и классовой борьбы в русской деревне начиная с середины прошлого столетия в особенности и вместе с тем как фокус, в котором сосредоточились главные проблемы всей русской революции. Именно поэтому постановка вопроса о путях капиталистического развития сельского хозяйства в России превращается у В. И. Ленина в проблему всего дальнейшего развития страны. „Реформаторский путь создания юнкерски-буржуазной России, — указывает он, — необходимо предполагает сохранение основ старого землевладения и медленное, мучительное для массы населения, приспособление их к капитализму. Революционный путь действительного свержения старого порядка неизбежно требует, как своей экономической основы, уничтожения всех старых форм землевладения вместе со всеми старыми политическими учреждениями России"37. Важное методологическое значение имеет ленинское указание о необходимости для марксиста учета всех альтернатив, существующих в реальной действительности. Говоря о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, он писал: „Марксист не должен ни „ручаться" за один из этих путей, 35 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 16. С 23-24. 36 Там же. Т. 15. С 227. 37 Там же. Т. 16. С 407. ни связывать себя только с одним из них"38. Только такая позиция способна обеспечить на деле всестороннее изучение действительности во всей ее противоречивости и динамизме, а следовательно, и выработку подлинно научной политики. Но это отнюдь не позиция бесстрастного наблюдателя. Напротив, осознание альтернативного характера исторического развития означало для В. И. Ленина требование активного вмешательства в его ход; и чем более драматический оборот приобретает это развитие, тем активнее и целенаправленнее должно быть вмешательство революционных сил. „Мы не падаем духом ни при каком повороте истории, — писал В. И. Ленин. — Но мы не позволим ни одному повороту истории пройти без нашего участия, без действительного вмешательства передового класса"39. Уверенность в том, что русский рабочий класс, возглавляемый партией большевиков, окажет решительное воздействие на каждый поворот истории, составляет живую душу всего ленинского подхода к решению проблемы альтернативности в историческом процессе. Установив объективную реальность двух путей капиталистического преобразования России, В. И. Ленин тем самым определил тактику борьбы партии на буржуазно-демократическом этапе революции. Последуем за ходом его мысли (из письма И. И. Скворцову-Степанову в 1909 г.), построенном на противопоставлении французского, революционного, и немецкого, „гнилого", решений „общедемократических" вопросов. Признавая возможность в России „гнилого" решения, В. И. Ленин тем не менее подчеркивает: „Мы обязаны все сделать, обязаны долго и упорно работать над тем, чтобы это решение было не „гнилое", не немецкое, а французское..." И далее следует глубокая мысль, что „таких законов истории нет, чтобы гнилой кризис не мог превратиться в хорошенькую передрягу. Нет таких законов. Все зависит от обстоятельств, от нищей массы крестьян (коих Столыпин придавил, но не удовлетворил), от силы рабочей партии, от условий, трений и конфликтов между ■ Гучковым и „сферами" и т. д. и т. д. Мы должны заботиться о том, чтобы мы были сильнее... - чтобы крестьяне послушались... нас, а не либералов"40. Стремительное развитие революционного процесса в стране, как известно, быстро сняло альтернативу „американского" и 38 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 47. С. 227. 39 Там же. Т. 24. С. 7. 40 Там же. Т. 47. С. 224-225. „прусского" путей развития капитализма. 1917 год принес России принципиально иной выбор исторического пути - между капитализмом и социализмом. С присущей ему проницательностью В. И. Ленин обнаружил эту альтернативу в реальной российской действительности уже вскоре после победы Февральской буржуазно-демократической революции, сообразуя с нею всю теоретическую и организационно-политическую деятельность большевистской партии. Разработанный в Апрельских тезисах развернутый план борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую как раз и является не только выражением осознания исторического выбора, который объективно коренился в самой послефевраль-ской действительности, но и формулировкой условий, обеспечивающих торжество социалистической альтернативы. Не останавливаясь на характеристике этих условий, подчеркнем лишь, что в них воплощалось диалектическое единство объективного и субъективного в революционном процессе. Ленинская теория социалистической революции исходила из первоочередного обоснования наличия в стране объективных предпосылок для свержения капиталистического строя, составлявших материальную основу существования социалистической альтернативы. Однако нигде, ни в уровне развития производительных сил страны, ни в характере социальных антагонизмов, потрясавших русское общество, не было предопределено ее безусловное автоматическое торжество. Ленинская нацеленность на победу социалистической революции отнюдь не означала отказ от учета и исследования других альтернатив исторического развития страны, реально существовавших в объективной действительности и также стремившихся к победе. В рамках исторического выбора между капитализмом и социализмом в российской послефевральской действительности существовали по крайней мере три противоборствующие тенденции-альтернативы, воплощавшие реакционно-консервативный, реформистский и революционно-пролетарский пути развития России41. За каждым из них стояли определенные политические силы, выражавшие известные классовые интересы; каждый из них имел свои основания в материальных условиях жизни общества, а следовательно, и реальные шансы на победу. Вот почему В. И. Ленин, как и ранее, когда шла речь о противоборстве двух путей развития капитализма, решительно отказы- 41 Подробнее см.: Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987. С 149-185. 61вался от всяких гаданий относительно исхода их борьбы. „Что даст завтра наша революция: — возврат к монархии, укрепление буржуазии, переход власти к более передовым классам - мы не знаем, и никто не знает"42, — писал он в июне 1917 г., подчеркивая тем самым незапрограммированный характер революционного процесса. Но тем напряженнее В. И. Ленин и его соратники, осознавая эту незапрограммированность, вели борьбу за торжество идей социализма. Так категория альтернативности истории выступает могущественным инструментом не только познания мира, но и его революционного преобразования. Ленинский опыт решения проблемы альтернативности приобретает особую актуальность в современную эпоху, характеризующуюся вовлечением в историческое творчество многомиллионных масс, их возрастающим влиянием на судьбы мира. Облик современного быстро меняющегося мира формируется в непосредственной борьбе различных социальных сил, от расстановки и энергии которых в большой мере зависят совершающиеся в нем перемены. В современной действительности скрываются объективные возможности разных вариантов будущего человеческого общества. Из их числа выделяется главная альтернатива, подчиняющая себе все остальные, — альтернатива разрушительной термоядерной войны, угрожающей гибелью всему человечеству, или альтернатива процветающего, свободного от изматывающей гонки вооружений мира. „Никогда не была столь грозной опасность, нависшая над человечеством, — подчеркивается в Программе КПСС. — Но никогда не были и столь реальными возможности сохранения и упрочения мира". Трезвый учет реального соотношения сил в современном обществе, тщательный анализ диалектики объективных и субъективных факторов, определяющих его состояние, позволили сформулировать на XXVII съезде партии принципиальный по своему научному и политическому значению вывод о путях решения этой альтернативы в пользу мира. „КПСС исходит из того, — указывается в Программе, — что, как не велика угроза миру, создаваемая политикой агрессивных кругов империализма, фатальной неизбежности мировой войны нет. Предотвратить войну, уберечь человечество от катастрофы можно. В этом — историческое призвание социализма, всех прогрессивных, миролюбивых сил нашей планеты"43. 42 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 32. С. 252. 43 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского С. 137. Союза. С. 137. Так проблема альтернативности вырастает сегодня в проблему самого существования человечества. На своем материале и своими средствами историческая наука должна раскрывать возможности субъективного фактора в борьбе за предотвращение термоядерной катастрофы, показывать многообразие форм и методов этой борьбы. Одной из важнейших профессиональных задач советских историков является овладение новым политическим мышлением. Оставаясь на позициях последовательно классового анализа социальных явлений, историческая наука в то же время имеет дело с общечеловеческими ценностями, важнейшей из которых является сохранение жизни на Земле. Новое политическое мышление в историческом познании, органически сочетающее классовый и общечеловеческий подход, открывает перед нашей наукой дополнительные возможности активного влияния на жизнь общества. Диапазон этого влияния весьма широк, но особенно актуальным в настоящее время представляется обоснование исторического выбора человечества в пользу процветающего мира, свободного от угрозы термоядерной и экологической катастрофы, и деятельное содействие этому процессу.
|