Глава V. Социальные функции марксистской исторической
науки....................................... 140 § 1. Понятие „социальные функции исторической науки",................................ 140 § 2. Научно-познавательная функция............... 144 § 3. Прогнозирующая функция................... 148 § 4. Функция социальной памяти.................. 154 § 5. Воспитательная функция.................... 161 Заключение................................... 168
Как особая историческая дисциплина методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания. Она имеет дело с основными понятиями исторической науки, составляющими в своей совокупности ее методологический аппарат. Их назначение состоит в том, что они организуют и систематизируют материал исторической науки, образуют исходный пункт и вместе с тем способы его истолкования. Такие основные понятия называются категориями,т. е. понятиями, отражающими наиболее общие и существенные связи реального мира (например, категория исторической закономерности), принципами,т. е. исходными понятиями, определяющими принятые в науке коренные способы подхода к изучению ее материала (например, принцип историзма), и методами,т. е. специальными приемами научного исследования (например, сравнительно-исторический метод). Методологическая зрелость всякой науки зависит в значительной степени от развитости ее понятийного аппарата. Научная строгость и определенность ее основных понятий, их универсальность и дифференцированность, логическая точность и внутренняя непротиворечивость составляют необходимую предпосылку успешного функционирования каждой науки, претендующей на теоретическое осмысление своего материала. Будучи закономерным продуктом всего развития науки, они в то же время содействуют дальнейшему совершенствованию ее познавательных способностей. Вот почему разработка методологических проблем является предметом особой заботы науки, необходимым условием ее прогресса. Основные понятия истории, как и любой другой науки, не являются чем-то застывшим и окостеневшим, раз навсегда данным и навечно определяющим ее существенное содержание и свойственные ей способы познания. Они непрерывно развиваются, совершенствуются и обогащаются вместе с развитием науки и всего общества. Развитие их носит диалектический характер, в ходе которого возникают одни принципы, категории и методы, исчезают другие, видоизменяются третьи. Это естественный процесс, обогащающий методологический потенциал науки, поскольку он выражает как внутренние закономерности развития историографии, так и общие тенденции развития самого общества, многообразными путями влияющего на историческое познание. Методология — пограничная область каждой науки, через которую главным образом эта последняя соприкасается с другими науками, испытывая их влияние и в свою очередь воздействуя на них. Особенно тесной является ее связь с филосо-фией. Такие основные понятия всякой науки, как принципы и категории, уже в силу своей всеобщности и основополагающего характера являются по самой природе мировоззренческими. Прямо или опосредованно они связаны с коренными проблемами философии, то или иное отношение к которым определяет их содержательную сторону и даже самую их природу. Так, разное решение основного вопроса философии обусловливает коренное различие в понимании категориального аппарата науки. Если для материалиста категории науки являются отражением в сознании людей объективной реальности, то для субъективного идеалиста — они продукт творческой деятельности разума, мыслительные конструкции, упорядочивающие хаос действительности. Тесная связь с философией определяет мировоззренческий характер методологии всякой науки. Но особенно явственно он выступает в общественных науках, имеющих дело с закономерностями социального познания, в том числе и в истории. Являясь формой самопознания общества, историческая наука уже в силу этого нуждается в социально ориентированной методологии, максимально способствующей такому самопознанию. Мировоззренческий характер марксистской методологии истории находит свое выражение в том, что ее теоретической базой является диалектический и исторический материализм. Раскрывая общие закономерности исторического процесса, его природу и движущие силы, исторический материализм тем самым образует материалистическую основу методологии истории, наполняя ее категории материалистическим содержа-' нием, а диалектический материализм как всеобщий метод познания мира составляет исходную посылку разрабатываемых ею познавательных приемов. Начало систематическому изучению и университетскому преподаванию методологии истории положил известный немецкий историк Иоганн Густав Дройзен (1808-1884). В 1857— 1883 гг. он регулярно читал в Берлинском университете курс (по „Энциклопедии и методологии истории", цель которого заключалась в том, чтобы обосновать метод и задачи исторической науки. В опубликованном по материалам этого курса исследовании Дройзен впервые сформулировал и попытался решить широкий круг вопросов, и поныне составляющих существенное содержание методологии истории. Историку, подчеркивал он, важно уяснить себе вопросы об отношении исторических исследований „к другим формам и направлениям человеческого знания, о своеобразии их задач, об обосновании их действий. Таковы вопросы, которые до сих пор едвали... и в кругу историков специально и серьезно обсуждались"1. Их широкое изучение начинается лишь в конце прошлого столетия, будучи закономерным следствием развития самой исторической науки. Поступательное расширение масштабов исторических исследований и усложнение решавшихся исторической наукой задач выдвигало на повестку дня изучение природы исторического познания, его возможностей и границ. Соответствующие вопросы становятся предметом оживленного обсуждения в европейской, особенно немецкой и русской, фило-софско-исторической литературе, в ходе которого и происходит на рубеже нашего столетия становление методологии истории как специальной дисциплины, изучающей природу исторического познания. В рамках неокантианской философии истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер) и „философии жизни" (В. Дильтей) обосновывается положение о своеобразии истории как специфической формы научного познания, не сводимой к познанию естественно-научному. Тем самым было преодолено характерное для позитивистской историографии XIX в. нигилистическое отношение к изучению природы исторического познания. Была поставлена проблема взаимоотношений между познающим субъектом (историком) и познаваемым объектом (изучаемой исторической действительностью) как одна из центральных методологических проблем. Аналогичные вопросы, только преимущественно на конкретном историческом материале, примерно в это же время активно обсуждали некоторые русские историки (Н. И. Кареев, Д. М. Пет-рушевский, Р. Ю. Виппер и др.). В капитальном труде А. С. Лап-по-Данилевского (1863—1919) „Методология истории" (СПб., 1910—1913. Вып. 1—2) был подвергнут систематическому исследованию обширный круг вопросов, раскрывающих в своей совокупности специфику исторического познания. В их числе отметим такие и по сей день сохраняющие научную актуальность вопросы, как принципы исторического знания; критерий исторической оценки, на основании которого историк производит отбор материала; познавательные цели и объект исторической науки; специфика исторических фактов и т. д. Большое внимание уделялось методологии источниковедения. Таким образом, уже в процессе становления методологии истории как особой научной дисциплины были сформулированы основополагающие проблемы исторического познания. Однако развертывавшийся кризис буржуазного обществоведения нало- Droysen J. G. Grundriss der Historik. Leipzig, 1868. S. 3. жил на этот процесс свой отпечаток. Выдвинув действительно важные историко-методологические проблемы, буржуазные ученые не смогли дать их удовлетворительного решения. Прежде всего это относится к проблеме специфики исторического познания. Правильно указав на недопустимость отождествления исторического познания с естественно-научным, эти ученые абсолютизировали различие обеих форм научного познания вплоть до их прямого противопоставления. Так, Дильтей противопоставлял понимание как главный способ познания в исторических науках („науках о духе") объяснению в естественных науках. Для неокантианцев история представляла образец индивидуализирующей, идеографической (описательной) дисциплины, имеющей дело, с единичными, уникальными и неповторимыми явлениями, в отличие от генерализирующих (обобщающих) естественных наук, изучающих законы природы. В своем логическом развитии это противопоставление должно было привести и действительно привело впоследствии к отрицанию в буржуазной литературе научности истории, к неправомерно тесному сближению ее с искусством и как следствие этого - к отрицанию возможности получения объективно истинного знания о прошлом. В ней широко распространяются релятивистские, субъективистские и презентистские представления, достигающие своего пика в 50-е — середине 60-х годов XX в., когда под угрозу было поставлено самое существование истории в традиционном ее понимании как науки о прошлом. Именно в это время раздаются требования заменить ее наукой о будущем, ибо прошлое не только непознаваемо, но и знание его бес-it полезно для настоящего, кардинально от него отличающегося2. Следует, однако, отметить, что методологические искания буржуазных ученых не только отражают кризис своей дисцип-■; лины, но и отчасти являются попытками его преодоления. Ш Эти попытки, особенно со второй половины 60-х годов, вырази- 'Щ лись в стремлении укрепить социальный статус исторической науки, ее значение в системе буржуазного обществоведения. *В настоящее время на Западе выходит обширная историко-методологическая литература, которая позволяет выделить некоторые черты, характеризующие общее состояние современной немарксистской методологии истории. Прежде всего они свидетельствуют об отказе от наиболее одиозных представлений, практически отвергавших целесообразность и возможность научного познания прошлого. Напротив, 2 См., например: Lauer H. Е. Die Foiderungen des 20. Jahrhunderts an die Geschichtsforschung. Freiburg i. Brsg., 1966. методологические поиски современных буржуазных теоретиков направлены на расширение познавательных возможностей исторической науки', обогащение ее методологического инструментария. Вопреки провозглашавшемуся ранее противопоставлению исторического и естественно-научного познания обосновывается возможность и даже необходимость широкого использования в изучении истории методов естественных, а также социальных наук. Особенно широкое распространение получило применение количественных (математических) методов, что привело к появлению новой исторической дисциплины -так называемой клиометрии (буквально: измерение истории. Клио — древнегреческая муза истории), в которой эти методы выступают главным средством изучения истории. Обогащение методологического инструментария буржуазной историографии способствовало определенному усилению ее научных возможностей, расширению источниковой базы исторических исследований, что позволило разнообразить также их проблематику. Однако, несмотря на отдельные позитивные результаты, полученные в области методологии истории, в целом эта дисциплина, как и вся немарксистская историческая наука, остается на идеалистических позициях в объяснении исторического процесса и путей его познания. На принципиально иных идейно-теоретических основах развивается марксистская методология истории. Открытое основоположниками, научного коммунизма материалистическое понимание истории составило теоретический фундамент подлинно научного изучения методологии общественного познания вообще и исторического познания в частности. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина содержатся положения, раскрывающие место и значение истории в жизни общества, а также принципиальный подход к осмыслению исторического познания как особой формы научного знания. Особенно большое значение имеет теоретическое обоснование основоположниками марксизма-ленинизма и практическое воплощение в их трудах положений о партийности исторического познания и соотношении между партийностью и объективностью в изучении истории. Систематическая разработка этих положений и привела к складыванию марксистской методологии истории, которая особенно интенсивно развивается в последние 25-30 лет. Существуют две группы причин, объясняющих возрастающий интерес историков-марксистов к методологическим проблемам своей науки. Первая, главная из них, связана с внутренними потребностями развития самой исторической науки, с необхо- димостью дальнейшего повышения ее теоретико-методологического уровня. Эта необходимость диктуется современным состоянием исторического познания, в структуре которого все более значимым становится так называемое внеисточнико-вое знание, т. е. знание, непосредственно не содержащееся в исторических источниках, а формирующееся благодаря совершенствованию работы с ними, что предполагает умение ставить новые вопросы источнику. Но это умение в решающей степени зависит от методологической вооруженности историка, наличия в его распоряжении такого методологического инструментария, который позволял бы находить новые подходы к изучению прошлого, открывать в нем новые, неизвестные ранее пласты. Таким образом, всестороннее совершенствование методологического аппарата исторической науки в органическом сочетании с углубляющимся исследованием природы исторического познания составляет важнейший путь повышения ее научной результативности, а следовательно, и социальной эффективности, так как эта последняя прямо зависит от глубины постижения прошлого и умения связать его с коренными потребностями современности. Поэтому велико значение методологической подготовки для каждого студента-историка независимо от рода его будущей деятельности. Он должен хорошо сознавать возможности своей науки, владеть ее методологическим аппаратом, умело использовать его в практической деятельности, будь это преподавание Истории в средней школе или исследовательская работа. Другими словами, владение методологией истории является непреложным условием профессиональной подготовки историка. Вторая группа причин, объясняющих большое внимание марксистской исторической науки к своим методологическим Проблемам, обусловливается необходимостью научной полемики с буржуазной историографией. Буржуазные ученые не только сохраняют способность давать ценные частные результаты в конкретных областях исторического знания, но и в своих методологических поисках приходят к отдельным научно значимым им подам, которые, однако, включаются в общую антимарксистскую схему. Поэтому критика буржуазной историографии отнюдь не может ограничиваться простым ее осуждением и разоблачением фальсификаторов истории. Необходим взвешенный и всесторонний критический анализ ее развития с присущей ему борьбой различных тенденций, а для этого требуется оеиошпелыш! методологическая подготовка. Современное состояние марксистской исторической науки чирик геричуется несомненными успехами, достигнутыми в изу- чении ее теоретико-методологических проблем. Много и плодотворно в этой области работают ученые европейских социалистических стран. Широкую известность приобрели труды Ц.Бо-биньской, П. Больхагена, А. Ф. Грабского, Н. Ирибаджакова, Ю. Кучинского, В. Кюттлера, Н. Стефанова, Е. Топольского, Э. Энгельберга и других исследователей из братских стран, вносящие существенный вклад в развитие марксистской методологии истории. Важной вехой в развитии методологии истории в СССР стал XX съезд КПСС. Вызванный его решениями подъем истори-ко-теоретической мысли положил начало систематическому изучению советскими учеными фундаментальных проблем методологии истории. Их перечень удачно сформулировал один из первых советских историков, обратившихся после XX съезда к специальному изучению методологических проблем исторической науки, А. И. Данилов: это „своеобразие процесса отражения действительности в исторической науке, природа исторических понятий, специфика их образования, философские, экономические и правовые категории в историческом исследовании, диалектика общего, единичного и особенного в историческом познании, процесс обобщения фактического материала в работе историка, методологические основы различных путей исторического исследования... теоретические принципы отбора, анализа и оценки исторических источников различного типа"3. Большое значение в изучении методологических проблем исторической науки имело их оживленное обсуждение на со- j стоявшихся в начале 1964 г. двух расширенных заседаниях Секции общественных наук Президиума АН СССР, в работе ко- [ торых приняли участие многие видные советские ученые. В докладе П. Н. Федосеева и Ю. П. Францева „О разработке методологических вопросов истории" и в многочисленных выступлениях был поднят широкий круг вопросов, таких, как соотношение между историей и историческим материализмом, сфера действия специфических исторических закономерностей, роль народных масс и личности в истории, соотношение сознательно го и стихийного в историческом процессе и др.4 По существу, здесь была намечена долговременная программа историко-методологических исследований в стране, которая успешно 3 Данилов А. И. О некоторых вопросах дальнейшего изучения теоретико-методологических проблем исторической науки //Вопросы истории. 1961. №3. С. 217. 4 Материалы этого обсуждения см. в книге: История и социология. М., 1964. 10осуществляется совместными усилиями советских историков и философов. В трудах Е. М. Жукова, П. Н. Федосеева, А. И. Данилова, И. Д. Ковальченко, М. А. Барга, А. В. Гулыги, А. Я. Гуревича, В. А. Дьякова, В. В. Иванова, Г. М. Иванова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, И. С. Кона, А. И. Ракитова, А. М. Сахарова, А. И. Уварова и других исследователей - историков и философов - получили разностороннее освещение такие важные вопросы, как специфика научного отражения исторической действительности, соотношение истории с другими формами познания, партийность исторической науки, история и современность. К числу вопросов, вызывающих особенно большой исследовательский интерес, относятся также вопросы, связанные с изучением исторической закономерности, исторического источника и исторического факта, альтернативности в историческом процессе. Осуществляется систематическая критика буржуазной методологии истории. Важным показателем достигнутых успехов в изучении методологии истории и одновременно свидетельством растущего признания ее значения для профессиональной подготовки историков является ее постепенное превращение в университетскую дисциплину. Уже в начале 60-х годов А. И. Данилов стал читать курс лекций по методологии истории в Томском университете. В настоящее время эта дисциплина включена в учебные планы исторических факультетов во многих университетах страны. Издается популярная литература, посвященная различным методологическим проблемам исторической науки, раскрывается ее место в жизни общества5. Стали появляться первые учебные пособия по методологии истории. В числе их отметим книгу А. В. Санцевича „Методика исторического исследования" (Киев, 1984), удачно сочетающую рассмотрение методологических проблем исторической науки с освещением на конкретном историографическом материале существенно важных для профессиональной подготовки вопросов методики изучения истории. Вместе с тем, сверяя достигнутое с разработанной XXVII съездом КПСС стратегией ускорения развития советского общества, со всей атмосферой высокой требовательности и социальной ответственности, характеризовавшей работу съезда, следует признать, что постановка и изучение методологических проблем исторической науки еще не соответствует потреб- ■" Перечень этих работ см. в прилагаемом к настоящему пособию 1'ИИСке литературы. ностям и запросам социалистического общества. Высказанная на съезде критика в адрес общественных наук имеет непосредственное отношение ко всем историческим дисциплинам, в том числе к методологии истории. Советские историки все еще недостаточно используют огромные возможности влияния на различные сферы общественной практики, коренящиеся в самой природе исторического познания. Между тем, подчеркивалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду, „время ставит вопрос о широком выходе общественных наук на конкретные нужды практики, требует, чтобы ученые-обществоведы чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику"6. Только таким образом можно преодолеть то состояние „известной отдаленности от запросов жизни", которое, как отмечалось в докладе, характеризует все наше обществоведение и свидетельствует об определенном его неблагополучии. Пожалуй, в особенно большой степени это неблагополучие поразило историческую науку. Возник явный разрыв между возрастающим общественным интересом к истории, прежде всего истории нашей страны, и способностью историков его удовлетворять. Исторические знания не стали эффективным средством решения актуальных проблем современности, но не потому, что опыт прошлого неприменим к настоящему, а вследствие того, что этот опыт не получает необходимого истолкования. Объективный анализ исторической действительности нередко подменяется произвольным выдвижением одних, „удобных", фактов и явлений прошлого и замалчиванием других, „неудобных", что закономерно ведет к искажению истории. Неоднократно переписываемая в угоду сиюминутным конъюнктурным соображениям, апологетическая по своему характеру, такая историческая наука неизбежно стала утрачивать доверие общества, а с ним и свою социальную значимость. Ответственность за такое положение вещей полностью разделяет и методология истории. Составляя неотъемлемую часть исторической науки, она живет ее жизнью, болеет ее бедами. Вот почему, несмотря на свои несомненные достижения, методология истории остается в явном долгу перед исторической наукой. Ибо отмеченные выше негативные моменты в значительной степени объясняются недостаточной теоретико-методологической зрелостью истории, равно как и слабым профес- 6 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С 85. 12сиональным мастерством историков. Творческое овладение марксистской методологией исторического исследования нередко подменяется бездумным цитатничеством, общие истины марксизма догматически прилагаются к оценке конкретных исторических ситуаций без обязательного учета и всестороннего анализа всей совокупности обстоятельств, обусловивших данную ситуацию. Важнейшая функция марксистской методологии истории как раз и заключается в том, чтобы с помощью разрабатываемого ею категориального аппарата обеспечить максимально адекватное познание исторической действительности. Методология истории должна помочь историкам занять достойное место в осуществлении грандиозной программы радикального обновления жизни советского общества, разработанной XXVII съездом партии и ХГХ Всесоюзной партийной конференцией. Сформулированная в партийных документах стратегия ускорения отнюдь не сводится к повышению темпов экономического и научно-технического развития страны. Речь идет о создании динамичного процветающего социалистического общества, воплощающего все передовое и гуманное в социальном прогрессе. Двояким образом могут и должны историки принимать участие в напряженной борьбе всего советского народа за создание такого общества. Во-первых, исторической науке принадлежит важная роль В познании механизма действия законов общественного развития. Ведь эти законы действуют в исторически конкретных ситуациях, складывающихся в результате взаимодействия многих сил, среди которых ведущее место принадлежит человеку, человеческому фактору. Это предполагает необходимость последовательно исторического подхода к изучению закономерностей общественного развития, тем более что, как известно, не существует стерильно „чистого" настоящего, свободного от разнообразных следов и влияний прошлого. Во-вторых, решающим условием успеха перестройки является повсеместное утверждение ее идей в сознании всех социальных слоев и групп советского общества. Однако общественное сознание не только исторично по своей природе, но и в большой мере питается историческими знаниями. Всестороннее, без каких-либо изъятий, ответственное и правдивое освещение прошлого, в первую очередь героического и трудного пути, пройденного советским народом в строительстве социалистического общества и защите его завоеваний, является неотъемлемой (редпосылкой формирования и широкого распространения |Циалистического общественного сознания. Важной органи- ческой частью его является историческое сознание. Осознание славных свершений советского народа — и трагических страниц его истории, и его всемирно-исторических побед, и уплаченной за них цены, — составляет важный элемент формирования нового политического мышления как необходимого гаранта необратимости совершающейся в стране перестройки. Таковы важнейшие задачи, стоящие перед исторической наукой и определяющие ее социальное призвание. Но обязательной предпосылкой их успешного решения, а следовательно, и достижения исторической наукой высокого общественного авторитета является повышение ее теоретико-методологической зрелости, что и придает особую актуальность в настоящее время историко-методологаческим исследованиям. Требования, предъявляемые XXVII съездом КПСС и последующими партийными документами к исторической науке, определили целевую установку и структуру настоящей работы. Ее главная задача заключается в том, чтобы показать познавательные возможности исторической науки, обусловливающие ее общественное призвание. Иными словами, всем своим содержанием книга будет стремиться ответить на двуединый вопрос: „Что такое история и зачем она нужна обществу?" Ибо к этому вопросу, словно к фокусу, стягиваются все методологические проблемы исторической науки, и в то же время он неизменно привлекает широкое общественное внимание. В основе учебного пособия лежат лекции, в течение ряда лет читавшиеся автором по курсу „Введение в методологию истории" на историческом факультете Томского университета. По этой проблематике им опубликован ряд работ, в том числе монография „О природе исторического познания" (Томск, 1978), материалы которых частично используются в настоящем пособии. Глава I
|