Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Буржуазная партийность





С первых же шагов своего появления в классовом обществе историописание носило партийный характер. Однако в немарк­систской историографии партийность не всегда являлась осо-| знанной. Нередко она выступала под флагом нарочито подчер­ти киваемой беспартийности. Более того, многие ученые искренне: полагали, что они в своих произведениях не преследовали ника-: кой иной цели, кроме чистой науки. Но это не меняет сути де-i ла. Решающим критерием определения партийности того или |Иного автора являются не словесные декларации, а действи­тельная социальная направленность его работы, объективное! звучание тех выводов, которые в ней делаются и которые не всегда совпадают с субъективными намерениями автора.

Как и все другие категории исторической науки, партий­ность исторична. В различных общественных условиях формы,

75 в которых она находила свое выражение, были неодинаковыми, будучи зависимыми в большой мере как от уровня развития самой историографии, так и от общих социальных и идейно-политических условий, в которых она развивалась. И Геродот, и Оттон Фрейзингенский, и Ф. Мейнеке были историками партий­ными. Но выражалась их партийность по-разному. Партийность Геродота — это партийность афинского гражданина-демократа. Оттон Фрейзингенский проводил в своей „Хронике" феодально-католическую концепцию исторического процесса, в то время как Мейнеке в своих многочисленных произведениях обосно­вывал идеологию германского империализма.

Таким образом, существуют различные формы партийности, соответствующие в данное время и в данном обществе эконо­мическим, социальным, политическим и идеологическим отно­шениям. Каждый общественный класс порождает свою специ­фическую форму партийности, которая наиболее эффективно выражает его коренные интересы, обеспечивая возможность их проведения в историографической практике.

Нередко партийный подход к исследованию явлений обще­ственной жизни маскируется. Это особенно характерно для буржуазной партийности, часто выступающей в форме так на­зываемой беспартийности. Исчерпывающую характеристику природы буржуазной беспартийности как в политике, так и в науке дал В. И. Ленин. „Беспартийность в буржуазном обще­стве, — подчеркивал он, — есть лишь лицемерное, прикрытое, пассивное выражение принадлежности к партии сытых, к партии господствующих, к партии эксплуататоров"8. Здесь же В. И. Ле­нин писал: „Беспартийность есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая". Это положение следует понимать в том смысле, что в отличие от пролетариата, открыто формули­рующего свои социально-политические лозунги и цели и таким образом декларирующего свою партийность, идеологи бур­жуазии зачастую вынуждены прибегать к ширме „беспартийно­сти", чтобы скрыть своекорыстие своего класса, обмануть мас­сы мнимой беспартийностью и тем самым содействовать укреп­лению буржуазного порядка вещей.

Партийный характер буржуазного обществоведения для В. И. Ленина никогда не подлежал сомнению. Понятие партий­ности в общественных науках, в том числе и в истории, он распространял на все обществознание в классовом обществе. Что же касается так называемой беспартийности в обществен­ных науках, то в ленинских трудах разоблачен ее подлинный

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 138.

I

характер как утонченной формы буржуазной партийности, пытающейся ввести в заблуждение своими поползновениями „стать над схваткой", а потому и более опасной, чем воинст­вующая проповедь буржуазной идеологии. В классовом общест­ве историческая наука всегда выражает определенные классо­вые интересы и вследствие этого занимает определенные партий­ные позиции, так как „жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"9.

В разные исторические эпохи буржуазная партийность ока­зывала различное влияние на развитие исторического познания в зависимости от того, какое место в структуре общества зани­мала сама буржуазия. В период восходящего развития капита­лизма буржуазная партийность, выражая мировоззрение истори­чески прогрессивного класса, способствовала не только более глубокому постижению социальных связей современного мира, но и благодаря этому более адекватному пониманию истори­ческого прошлого. Особенно плодотворным в этом плане стало изучение западноевропейского средневековья. Обосновывая историческую необходимость победы буржуазного общества, его идеологи добились значительных успехов в осмыслении существенного содержания средневекового развития. Крупней­шим из них явилось обоснование на большом фактическом материале теории классовой борьбы, в свете которой рассматри­валась история средневекового общества. Пожалуй, никакая другая теория в буржуазной историографии XIX в. не носила столь ярко выраженного партийного характера (она была созда­на французскими историками периода Реставрации и служила важнейшим аргументом в борьбе буржуазии за политическую власть) и вместе с тем не содействовала в такой мере объектив­ному познанию истории средних веков, как эта10.

Не продолжая примеров, подчеркнем лишь, что крупней­шие достижения буржуазной исторической мысли, принесшие прошлому столетию славу „золотого века" исторической науки, имели своей предпосылкой партийный подход к прошлому. На обширном историческом материале буржуазные ученые утверждали социальные идеалы своего класса, партийная направ­ленность их исследований способствовала гораздо более объ­ективному отражению прошлой действительности по сравнению

9 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 104. | 10 О буржуазной теории классовой борьбы и ее отличии от марк-

iCHCTCKoit см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28. С. 427. См. также: Алпатов М. А. Политические идеи французской буржуазной историогра­фии XIX века. М., Л., 1949; Долин В. М. Историки Франции XIX-XX ве­ков. М., 1981.

77 с историческими представлениями их идейных противников из лагеря реакционного феодального дворянства.

Однако даже в этот период буржуазная партийность ставила и определенные границы в объективном изучении истории. Эти границы порождались классовым эгоизмом и своеко­рыстием буржуазии. И по мере того, как изменялась расстанов­ка классовых сил в буржуазном обществе, по мере того, как развивался его главный антагонизм — противоречия между буржуазией и пролетариатом, - границы эти становились все уже и уже. Но и сегодня, хотя и в гораздо меньшей степени, чем в XIX в., в рамках буржуазной партийности оказывается возможным получение адекватного знания прошлого.

§ 4. Принцип коммунистической партийности в историческом познании

Высшей формой партийности в общественном познании в классовом обществе является коммунистическая партийность, выражающая и защищающая коренные интересы рабочего клас­са. Правильно понятые эти интересы требуют максимальной объективности в изучении общественных явлений и процессов, так как всякое отступление от исторической правды, какими бы благими мотивами оно ни прикрывалось и как бы искусно оно ни вуалировалось, наносит ущерб этим интересам, может подчас оказаться роковым при определении конкретных задач и путей их решения в настоящем. Вот почему произведения основоположников марксизма-ленинизма, являющие собою образцы коммунистической партийности в общественном позна­нии, содержат не только разящую критику классового против­ника, но и суровую „самокритику", вскрывая ошибки, иллю­зии и неудачи народных масс и их руководителей как в настоя­щем, так и в прошлом и тем самым способствуя выработке научной стратегии и тактики пролетариата.

„Наша сила в заявлении правды!" — подчеркивал В. И. Ле­нин11, указывая тем самым на существенное содержание прин­ципа коммунистической партийности, его важнейшую целевую установку. Ее нарушение равносильно отказу от самого этого принципа, что чревато самыми негативными последствиями, в особенности тогда, когда речь идет о правящей партии, ее подходе к изучению как настоящего,- так и прошлого. Поэто­му столь важен не только для общественно-политической прак­тики, но и для исторической науки сформулированный на

11 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 11. С. 328.

XXVII съезде КПСС „урок правды". „Ответственный анализ прошлого, — подчеркивалось на съезде, - расчищает путь в бу­дущее, а полуправда, стыдливо обходящая острые углы, тормо­зит выработку реальной политики, мешает нашему движению вперед"12.

Такой „ответственный анализ прошлого" предполагает строгое соблюдение принципа коммунистической партийности в историческом исследовании, что в свою очередь требует обра­щения к творческому наследию основоположников научного коммунизма.

Выдвинутый К. Марксом и Ф. Энгельсом принцип коммуни-'стической партийности получил дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, обосновавшего его значение для объективно-истинного отражения исторической действительности. Прин­ципиально важно, что в ленинских трудах понятия „партий­ность" (коммунистическая) и „объективность" находятся в органическом единстве, взаимно предполагая друг друга. Такое единство, как показал В. И. Ленин, воплощено в самой природе марксистской теории. „Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, — писал он, - в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому голь-ко, что основатель доктрины лично соединял в себе качества.ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутрен­не и неразрывно"13.

В. И. Ленин определял коммунистическую партийность как „объективизм классовой борьбы", составляющий, по его убеждению, самое существо марксизма14. Он подчеркивал, что она органически присуща материалистическому пониманию истории, образуя необходимую предпосылку изучения явлений общественной жизни. „...Материализм, - писал он, - включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения опре­деленной общественной группы"15. Партийная страстность, откровенное проявление классовых симпатий и антипатий являются естественными и необходимыми для исследова­теля, стоящего на позиции „объективизма классовой борьбы",

только вполне гармонируя со строгой объективностью в

12 Материалы XXVII съезда КПСС. С 23.

13 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 341.

14 Там же. Т. 22. С. 101.

Там же. Т. 1. С. 419.

79исследовании явлений общественной жизни, но и составляя необходимое условие ее достижения.

„Объективизм классовой борьбы" всей логикой ленинской мысли противопоставляется буржуазному объективизму. Его коренное отличие заключается в последовательном классовом анализе исследуемых явлений общественной жизни как необ­ходимой предпосылке их объективно-истинного познания. Применение принципа коммунистической партийности в исто­риографической практике требует раскрытия классовой приро­ды изучаемого явления или процесса общественной жизни. Не просто констатировать то или иное общественное явление, тот или иной исторический факт, а вскрыть его классовую природу, обнажить лежащие в его основе классовые противоречия, пока­зать, какой именно класс определяет необходимость данного процесса, — в этом заключался для В. И. Ленина путь реализа­ции в общественном познании принципа коммунистической пар­тийности, а следовательно, и достижения объективной истины. Установив, что общество распадается на классы, взаимоот­ношения между которыми определяют его структуру, осново­положники научного коммунизма дали в руки историка надеж­ное средство для понимания глубинных причин всего его раз­вития. „Марксизм, — подчеркивал В. И. Ленин, — указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возник­новения, развития и упадка общественно-экономических форма­ций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенден­ций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и произ­водства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих" идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных произ­водительных сил"16.

Принцип коммунистической партийности указывает на единственно правильный путь в изучении такого сложного и острого вопроса, как национальные отношения. Этот путь заклю­чается в сочетании классового и национального подходов. В рав­ной степени является недопустимой как гипертрофия, преуве­личение значения национальных моментов, так и их игнориро­вание или недооценка. Поскольку классовая борьба выступает во взаимодействии с различными другими факторами, в том числе национальными, необходимо не противопоставлять клас­совый подход национальным моментам, а объяснять их со стро­го классовых позиций.

16 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 57-58.

Как и другие принципы исторического познания, принцип коммунистической партийности не является застывшей догмой. Выражая в концентрированной форме связь истории и общества, он развивается и совершенствуется вместе с поступательным движением самого общества. Поэтому творческая разработка принципа коммунистической партийности составляет постоян­ную задачу марксистской методологии истории. Ибо динамично развивающееся общество неизменно ставит перед наукой труд­ные вопросы, требующие для своего решения существенного пересмотра и обновления ее познавательных принципов.

Сегодня коренным теоретическим вопросом, выдвинутым перед марксистским обществоведением самой жизнью, являет­ся вопрос о сочетании классового и общечеловеческого начал в реальном мировом развитии, а следовательно, и в изучении этого развития исторической наукой. Центральным звеном но­вого мышления стала, как подчеркивается в партийных доку­ментах последних лет, новая роль общечеловеческих ценностей. Речь, понятно, идет не об отрицании классового, партийного подхода к изучению истории, а об его обогащении, освобожде­нии от всяких догматических извращений, превращающих вульгаризированный классовый анализ в универсальный ключ, легко и просто открывающий все тайны прошлого.

Однако такое обогащение вовсе не означает механического дополнения классовых ценностей как исходного критерия из­учения и оценки исторической действительности общечелове­ческими. Их взаимосвязь носит диалектический характер, вследствие чего одна из актуальнейших задач методологии Истории сегодня заключается в изучении этой диалектики. Обращение к общечеловеческим ценностям в органическом единстве с классовым подходом не только усилит присущее марксистской исторической науке гуманистическое начало, но и тем самым будет способствовать более глубокому и „мно­гоцветному", а значит и более объективному постижению ис­торической действительности.

§ 5. Партийность и объективность исторического познания

Подчеркивая значение принципа партийности, нельзя, одна­ко, упрощенно трактовать механизм его действия в историче­ском познании. Партийность ученого не является неким абсо­лютом, нацело и автоматически определяющим результаты его исследований. В процессе исторического познания она нахо­дится в сложных и нередко противоречивых отношениях с

6-489

81другими его принципами. Характер этих отношений может как содействовать, так и препятствовать реализации принципа партийности в конкретной исследовательской практике. Наи­более распространенным здесь является противоречие между партийной позицией ученого и объективными результатами его творчества. В частности, история исторической науки изо­билует многочисленными примерами разительного несоот­ветствия идейно-теоретических представлений ученого и его эмпирических исследований.

Причины такого несоответствия кроются в самой природе научного познания. Даже в структуре такой науки, как история, построения которой непосредственно связаны с господствую­щими в обществе политическими и философскими воззрениями, имеются элементы, не обусловливаемые целиком мировоз­зренческими категориями. Историк работает с исторически­ми источниками, объективные данные которых могут проти­воречить его исходным идейно-теоретическим позициям. Так нередко происходит в тех случаях, когда сталкиваются реак­ционные или консервативные мировоззренческие принципы и адекватно отраженная в исторических источниках социальная действительность. Следуя логике исторических фактов, ученый приходит к результатам, которые не только не соответствуют его партийной позиции, но и, по существу, находятся в глубо­ком внутреннем противоречии с ней, что бы сам исследователь по этому вопросу ни думал.

Расхождение между позицией историка и объективной зна­чимостью его трудов имеет другой аспект. Декларирование ученым идей передового общественного класса автоматически не определяет научную эффективность его историографической практики. Во все времена существовало немало посредствен­ных исторических произведений, не соответствующих прогрес­сивным политическим и общественным идеалам своей эпохи или даже в разной степени противоречивших им, как бы громо­гласно их авторы ни клялись в своей верности этим идеалам. В коллизии между идейно-теоретическими принципами ученого и их воплощением в его историографической практике находит свое выражение специфика получения объективного знания в истории. Эта специфика заключается в относительной самостоятельности историографической практики. Являющая­ся объектом исторического познания социальная действитель­ность состоит из различных пластов, предполагающих разные уровни их исследования. Если выяснение конкретных историче­ских закономерностей и связанное с этим объяснение суще­ственных социально-экономических и политических процессов,

исследование различных форм классовой борьбы и т. п. необ­ходимо требуют в качестве своей предпосылки партийного под­хода, то изучение других сюжетов, привлекающих внимание историка, не находится в жесткой зависимости от его классовой позиции. Это прежде всего относится к фактической стороне исторических событий. Полученное здесь объективное зна­ние зачастую, хотя, разумеется, далеко не всегда, не детерми­нируется партийно-классовым подходом. Уже в произведениях античных авторов содержатся элементы объективной истины, относящиеся главным образом к изображению конкретных исторических событий, которые стали прочным достоянием науки, войдя составной частью в различные, подчас диаметраль­но противоположные по своему классовому содержанию истори­ческие концепции. Такие элементы создаются на всех этапах развития исторической науки, составляя обязательную предпо­сылку ее поступательного движения.

Однако не только в сугубо описательной сфере можно выделить элементы, изучение которых не детерминируется классовой принадлежностью ученого, вследствие чего результа­ты такого изучения не носят однозначно партийного характера. Они присутствуют, конечно, в несравненно более ограничен­ном масштабе, и на некоторых уровнях теоретического осмысле­ния истории. Сошлемся в качестве примера на известную марко- вую теорию Г. Л. Маурера17. Созданная в середине прошлого столетия ученым, придерживавшимся сугубо консервативных политических убеждений и бывшим одно время видным госу­дарственным сановником, защитником охранительных начал, субъективно направленная на предотвращение революционных потрясений в Германии, эта теория содержала важное объек­тивное знание о характере аграрной эволюции (коллективная собственность на землю предшествует частной). Получившая высокую оценку основоположников марксизма, она рядом своих моментов вошла в марксистскую общинную теорию.

Этот и многие другие примеры свидетельствуют о том, что в ходе исследовательской практики историка вырабатывают­ся такие научные знания, которые обладают относительной не­зависимостью от его классово-партийных позиций. Данное об­стоятельство следует иметь в виду для понимания как разви­тия исторической науки, так и самого действия принципа пар­тийности в истории. Попытка полностью идентифицировать

17 Всесторонний анализ этой теории и ее места в истории истори­ческой науки см.: Данилов Л. И. Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX - начала XX в. М., 1958.

83 партийную позицию отдельного ученого, исторической школы или целого исторического направления с их исследовательской практикой огрубляет действительную картину развития истори­ческого знания и в последнем счете лишь компрометирует сам принцип партийности исторической науки.

Из этого, однако, отнюдь не следует, что партийность истори­ка проявляется лишь в сфере идейно-методологических пред­ставлений, не отражаясь сколько-нибудь серьезно на его иссле­довательской практике. Даже в тех случаях, когда неумолимая логика исторических фактов приводит ученого к выводам, объективно противоречащим его классово-партийной позиции, эта последняя в той или иной степени неизбежно отражается на его конкретных исследованиях, накладывая на них свой неиз­гладимый отпечаток. Ее влияние обнаруживается прежде всего в интерпретации изучаемых фактов, в той идейной направлен­ности, которую приобретает все исследование. Часто, как это было в случае с марковой теорией Маурера, это находит свое выражение в том, что реакционные или консервативные идей­но-методологические взгляды ученого ограничивают научное значение его конкретно-исторических исследований, сообщая им черты непоследовательности и внутренней противоречивости.

С другой стороны, провозглашение принципа коммунисти­ческой партийности в историческом исследовании само по себе далеко еще не гарантирует высокого научного качества работы историка. Самые лучшие побуждения, не подкрепленные про­фессиональным мастерством ученого, оборачиваются замет­ными потерями, что неминуемо ведет к дискредитации принци­па коммунистической партийности. Поэтому научная эффек­тивность применения этого принципа в исследовательской практике непосредственно зависит от степени овладения истори­ком всей совокупностью принципов и методов исторического познания. В частности, необходимым условием получения объективно-истинного знания о прошлом является строгое соблюдение принципа историзма в подходе к его изучению.

§ 6. Общая характеристика понятия „историзм". Буржуазный историзм

Утверждение исторического взгляда на развитие челове­ческого общества неразрывно связано с развитием европей­ской общественной мысли нового времени. На смену характер­ному для античности и средних веков статическому подходу к сфере социальных отношений пришло представление об их изменяемости. Тем самым возникла почва для научного ос-

I

мысления природы исторического развития, а следовательно, и для его объективного освещения. В XIX в. повсеместно утвер­ждается исторический взгляд на мир человеческих отноше­ний, а принцип историзма становится основополагающим в под­ходе к его познанию.

Можно выделить два основных значения, в которых упо­требляется понятие „историзм" в научной литературе, — широ­кое и узкое. В широком смысле это понятие означает способ мышления, базирующийся на осознании неразрывной связи, существующей между прошлым, настоящим и будущим, и на вытекающем отсюда „чувстве истории" как характерной черте новоевропейской цивилизации. В этом смысле историзм являет­ся важнейшим мировоззренческим понятием, обосновываю­щим обращение общества к прошлому в качестве необходимой предпосылки понимания им собственного настоящего и перспек­тив своего будущего. Отношение к истории выступает здесь как одна из существенных характеристик духовного состояния общества, господствующей в нем атмосферы.

Под историзмом в узком смысле понимается принцип научного познания, требующий изучения всякого общественно­го явления в его конкретно-исторической обусловленности и развитии (изменении). Он предполагает подход к истори­ческой действительности, изменяющейся во времени и разви­вающейся в силу присущих ей внутренних закономерностей, и рассматривает всякое составляющее ее явление как истори­ческую индивидуальность, обладающую своими специфическими чертами.

Мы будем характеризовать историзм преимущественно в его втором, узком смысле. Однако при этом надо иметь в виду, что оба его значения — широкое и узкое — тесно перепле­таются между собой, так как историзм мышления предпола­гает исторический подход к изучению явлений общественной жизни, а этот последний в свою очередь прямо или опосредован­но имеет выход в сферу мировоззрения.

Затрагивая коренные вопросы осмысления развития чело­веческого общества, принцип историзма в научном познании по самой своей сути является мировоззренческим. Поэтому различаются историзм марксистский и историзм буржуазный, имеющие разное идейное содержание, определяющееся соответ­ствующими классовыми позициями.

Буржуазный историзм сложился в XIX в., способствуя утверждению в науке исторического подхода к изучению про­шлого. Благодаря такому подходу были достигнуты значитель­ные успехи в понимании своеобразия каждой исторической

I эпохи, изучении различных сторон ее жизни. Однако даже в это время буржуазному историзму как принципу научного позна­ния были присущи серьезные недостатки. Собственно, подлин­ный историзм в изучении явлений общественной жизни у бур­жуазных ученых обнаруживался лишь в подходе к прошлому. Обращаясь же к настоящему, даже самые проницательные из них, как правило, отказывались от его действительно науч­ного анализа. Характерные для них восхваление буржуазного порядка вещей, вера в его неизменность оборачивались убежде­нием, что развитие как качественное изменение имело место лишь в прошлом. Таким образом, буржуазный историзм ока­зывался как бы усеченным, замкнутым на прошлое, вследствие чего он не смог стать эффективным инструментом научного познания ведущих тенденций исторического развития и его основных закономерностей.

По мере же перехода буржуазии на консервативные и реак­ционные позиции подвергался все более заметной деформа­ции и подход ее идеологов к прошлому. В особенности она затронула содержание важнейшей категории историзма - кате­гории развития. В ее истолковании возобладал плоский эволю­ционизм, революционные периоды в истории дискредитирова­лись, провозглашались патологическим отклонением от нормы. Абсолютизировалось и гипертрофировалось присущее каждой революции разрушительное начало, и в то же время отрица­лась ее созидательная, творческая роль в историческом разви­тии человечества. Прямым вызовом традиционному историзму стали модные в современной буржуазной историографии клио-метрические, психоаналитические и тому подобные модели, порывающие с самим принципом историчности в подходе к прошлому.

§ 7. Принцип марксистского историзма в историческом познании

Наиболее полное и последовательное воплощение принцип историзма получил в марксистской науке. Характеризуя мате­риализм XVIII в., Ф. Энгельс подчеркивал свойственное ему „отсутствие исторического взгляда на вещи", следствием чего „становился невозможным правильный взгляд на великую историческую связь, и история в лучшем случае являлась го­товым к услугам философов сборником примеров и иллю­страций"18. Обнаружение этой „великой исторической связи"

.тало крупнейшим завоеванием марксистской мысли. Оно позволило соединить мир природы и мир социальных явлений Ь единую в своей цельности картину, главной характеристикой которой стало диалектическое движение во времени. В этой картине были преодолены как присущее Гегелю противопо­ставление движения в природе и в обществе, так и натурали­стический историзм XVIII в., отождествлявший эти две формы движения.

В отличие от всех разновидностей буржуазного историзма «марксистский историзм является диалектико-материалистиче-ским, ориентирующимся на исследование социальных, классо­вых противоречий как движущей силы общественного развития. Благодаря этому не только была раскрыта реальная диалектика исторического процесса, но и указаны пути и способы ее кон­кретно-исторического изучения.

Г Основательную теоретическую разработку принцип марк­систского историзма получил в ленинских трудах, где он неиз­менно выступает в качестве основополагающего в изучении самых сложных явлений общественной жизни. Для В. И. Ленина понятия „историзм" и „марксизм" нераздельно связаны: истори­ческий подход в социальном познании вытекает из самой сущ­ности марксизма, составляет важнейшее его требование. „Весь дух марксизма, вся его система, — писал он, — требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (0) лишь в связи с другими; (7) лишь в связи с конкретным опы­том истории"19.

Образцом такого подхода для В. И. Ленина служили труды самого К. Маркса. Характеризуя их как „гигантский шаг впе­ред" в познании действительных закономерностей обществен-i; ного развития, он усматривал этот шаг в том, что основополож­ник научного коммунизма отбросил абстрактно-метафизические рассуждения своих предшественников „об обществе и прогрес­се вообще и зато дал научный анализ одного общества и одно­го прогресса — капиталистического"20.

Речь, следовательно, идет о конкретно-историческом анали­зе всякого общественного явления как важнейшем требовании историзма. И чем более сложным и многоликим представляется это явление, тем настоятельнее необходим такой анализ как обязательная предпосылка его объективного познания.

Каким же должен быть этот анализ? Развернутый ответ В. И. Ленина на этот вопрос и является, по существу, класси-

МарксК., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 287-288.

19 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 49. С 329.

20 Там же. Т. 1.С. 143.

87 ческой формулировкой марксистского историзма как принцип па научного познания. Самое важное условие научного подхо-да к рассмотрению любого общественного явления, писал он, „это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"21.

Блестящий пример реализации этого принципа в подходе к конкретному общественному явлению — известная ленин­ская трактовка государства. Отмечая, что „вопрос о государстве есть один из самых сложных, трудных и едва ли не более всего запутанных буржуазными учеными, писателями и философами", он в лекции „О государстве" обращается к историческому анализу как самому, по его словам, надежному способу науч­ного подхода к этому вопросу22, раскрывая сущность госу­дарства в его историческом развитии.

Характерной чертой марксистского историзма является неразрывное единство исторического и классового анализа. Такое единство составляет определяющую черту всей методоло­гии В. И. Ленина, проявляясь как в его формулировках, так и непосредственно в исследовательской практике. „Марксизм, -писал он, — требует от нас самого точного, объективно провери-мого учета соотношения классов и конкретных особенностей каждого исторического момента"24. Так требования классово­го и конкретно-исторического подхода сливаются воедино, образуя методологическую основу ленинского анализа социаль­ной действительности и обусловливая его научную результа-' тивность.

Однако только этим значение принципа марксистского историзма не ограничивается. Указывая на условия получения объективного знания о существенных явлениях не только прошлой действительности, но и современности, он тем самым выступает важным средством эффективного воздействия на нее. Тесная связь исторического анализа с социальной практи­кой обусловливает возможность его постоянного совершен­ствования под влиянием этой практики. Примером тому слу­жит обобщение В. И. Лениным опыта революционной борьбы российского и международного пролетариата. Осмысление ре-

21 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 67. " Там же. С. 64-67.

23 См. там же. С. 73.

24 Там же. Т. 31. С. 132

волюционной практики способствовало обогащению револю­ционной теории, важный элемент которой составляет принцип историзма.

Как и всякий другой принцип научного познания, марк­систский историзм не является чем-то застывшим, неизменным. >Он непрестанно развивается и обновляется вместе с развитием уки, но прежде всего под влиянием самой жизни. Непрерыв­но изменяющаяся социальная действительность требует для своего адекватного постижения постоянного совершенствования познавательных приемов и средств. Эта связь с социальной практикой, воплощающейся в революционном преобразовании общества, является характерной чертой марксистского историз­ма, неисчерпаемым источником и одновременно условием его плодотворности как познавательного принципа. Именно благодаря такой связи, объясняющей его „открытость" происхо­дящим в мире изменениям, он смог проявить свою эффектив-юсть в самых различных исторических условиях. Необходи­мо дальнейшее совершенствование этого принципа в целях более точного и глубокого познания в сегодняшнем быстро меняющемся мире.

§ 8. Количественные методы в историческом познании

Принципы коммунистической партийности и марксистско­го историзма образуют в своем сочетании методологический базис исторической науки. Исходя из возможности получения объективного знания о прошлом, они вместе с тем раскрывают необходимые для достижения этой цели условия и предпосыл­ки. Эти последние, как мы могли убедиться, строго соответ­ствуют природе исторического познания как особой формы общественного самопознания. Тем самым определяются гра­ницы использования в истории методов других наук.

Постоянное обогащение и совершенствование методологи­ческого арсенала исторической науки — необходимое условие ее поступательного развития, возможности получения объектив­ного знания о своем предмете. Причем в этом арсенале наряду С собственно историческими методами, такими, например, как сравнительно-исторический или ретроспективный, все более Заметное место занимают методы, заимствованные из других,наук, не только общественных, но и естественных.

Само по себе такое заимствование имеет длительную ис­торию. Достаточно вспомнить статистический метод, плодо-

89творно использовавшийся в исторической науке уже в про­шлом столетии и поныне сохраняющий важное познаватель­ное значение.

Но особенно бурно это заимствование идет в настоящее время, проявляясь прежде всего в широком привлечении мето­дов естественных наук, в особенности новейших математиче­ских методов, связанных с электронно-вычислительной техни­кой. В своем крайнем выражении этот процесс привел к появле­нию на Западе особой дисциплины, о которой уже упомина­лось, — так называемой клиометрии, основывающейся на широ­ком применении математических методов к изучению истории. В связи с этим возникает серьезный методологический вопрос о мере присутствия и функции естественно-научных методов в историческом познании: насколько и при каких условиях приложимы эти методы к изучению качественно иного мира социальных явлений.

Как убедительно свидетельствует исследовательская прак­тика последних десятилетий, применение новейших достижений естественных наук в истории уже сейчас привело к значитель- > ному расширению ее познавательных возможностей. Так, под­линный переворот в методике определения возраста археоло­гических памятников составило использо







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 578. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия