Студопедия — Глава IV ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава IV ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ






Рассматривая специфику исторического познания, мы ви­дели, насколько сильным и многоплановым является влияние современности на развитие исторической науки. Но не менее значительно и обратное влияние, обусловленное самой природой исторического познания как социального самопознания. Соб­ственно, это влияние и определяет место истории в обществе. На разных этапах истории человечества оно, разумеется, не было одинаковым, но всегда отношение общества к исторической науке определялось мерой ее способности оказывать воздей­ствие на различные стороны его жизни.

38 Янин В. Л. Указ. соч. С 235.

Не составляет исключения и наше время. Вопреки порождае­мым эпохой НТР технократическим иллюзиям оно не только не ослабляет, но, напротив, увеличивает требования к гумани­тарным, в том числе историческим, знаниям. История в от­личие от естественных наук никогда не станет непосредствен­ной производительной силой, но она имеет своим предметом изучение социальной деятельности главной производительной силы — человека — и в этом качестве оказывает на общество [стойкое и многообразное влияние.

Это влияние захватывает важнейшие сферы общественной |жизни, формируя в значительной степени сознание общества, |его идеологию и политику. От масштабов этого влияния, его ^Характера и эффективности зависит, насколько успешно решает) общество свои проблемы, господствующий в нем духовный ("климат. Ниже мы рассмотрим в общих чертах механизм такого!влияния истории на современность, определяющего ее социаль-j ную значимость.

§ 1. Историческая наука и историческое сознание общества

История органически присутствует в сознании общества, своих существенных компонентах оно базируется на данных исторической науки, ибо всякое общество может осознать себя иь зная собственное прошлое и свое место в общем процес-развития человечества. Все элементы, составляющие в сово-упности сознание общества, — взгляды, идеи, политические "и иные теории и т. п. - историчны. Они могут быть познаны только с помощью исторического метода, рассматривающего каждое явление в конкретных обстоятельствах его возникнове­ния и развития. В силу диалектического единства всех трех временных состояний обращение к прошлому (и его оценка) неизбежно присутствует во всех дискуссиях по кардинальным проблемам современности, во всех социальных теориях, пытаю­щихся ее осмыслить. То или иное отношение к прошлому самым непосредственным образом отражается на идеологических системах настоящего. Воспоминания о нем в значительной мере определяют представления каждой эпохи о будущем. Так в об­щественном сознании утверждается представление о неразрыв­ной связи времен, вследствие чего настоящее включается в об-уцую историческую перспективу.

Таким образом, важной составной частью общественного эзнания является историческое сознание, т. е. совокупность редставлений, присущих обществу в целом и его социальным

109группам в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений, включающим в себя в первую очередь представления о своем происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, о соотношении их с историей других общностей и всего человеческого общества. Это те „исторические предания", которые составляют неотъемлемую принадлежность духовной жизни каждого народа, один из способов его самовыражения. В классовом обществе историческое сознание является классовым и, следовательно, нуждается в последовательном классовом подходе к его освещению. Важное методологиче­ское значение при этом приобретает известное ленинское поло­жение о двух культурах в каждой национальной культуре при капитализме1. Очень емкое по своему содержанию, это положе­ние образует исходный пункт для изучения исторического со­знания в классово-антагонистическом обществе. Распадаясь на противоположные классы, преследующие различные цели в настоящем и будущем, это общество не может в одинаковом для всех составляющих его социальных групп свете видеть и свое прошлое. Каждый класс в соответствии со своим положе­нием в настоящем извлекает из истории определенный круг представлений о прошлом, образующих в совокупности его историческое сознание.

Так, важнейшим компонентом исторического сознания ре­волюционного рабочего класса является познание и восприя­тие им революционных традиций. Когда В. И. Ленин писал, что „нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты", когда он подчерки­вал, что русские пролетарии гордятся тем, что „эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться де­мократом, начал свергать попа и помещика"2, он тем самым указывал на существенное содержание категории „историче­ское сознание революционного русского рабочего класса". Даже в тех случаях, когда историческое сознание антаго­нистических классов, составляющих определенную националь-

См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 24. С. 120-121. Там же. Т. 26. С. 107.

ПО

ную общность, включает одни и те же представления, они неред­ко воспринимаются и оцениваются разными классами по-разно­му. Например, в сознании всего русского общества оставили глубокий след крестьянские войны XVII—XVIII вв. Имена С. Т. Разина и Е. И. Пугачева прочно вошли в историческую память различных его слоев. Однако очевидно, что в историче­ском сознании крестьянства эти имена, равно как и олицетво­ряемые ими события, звучали по-иному, чем в дворянском сознании. В одном случае они воспринимались как народные герои и заступники, ставшие символом ненависти трудящихся масс к своим угнетателям и их надежд на социальное освобож­дение, в другом — как злодеи, посягнувшие на священные ус­тои государственной и общественной жизни, своей деятель­ностью представлявшие смертельную угрозу господствующему классу.

Будучи категорией классовой, историческое сознание не является величиной неизменной по своему содержанию. Напро­тив, оно само исторично, эволюционируя, подчас весьма суще­ственно, вместе со сдвигами, происходящими в положении данного класса и всего общества в целом. Такова, например, эволюция исторического сознания буржуазии, запечатлевшая значительные перемены в мировосприятии этого класса и его Историческом положении, особенно ярко выразившаяся в отно­шении к революции. В то время как стремившаяся к полити­ческому господству молодая буржуазия в своей борьбе с фео­дальным дворянством апеллировала к революционным тради­циям прошлого, историческое сознание современной реакцион­ной буржуазии носит воинствующий контрреволюционный характер.

Историческое сознание обладает сложной структурой. По­добно тому как различаются обыденное сознание, которым руководствуются люди в своей обыденной жизни, и научное сознание, являющееся высшей формой осмысления мирозда­ния, следует различать обыденное и научное историческое созна­ние. Можно выделить по крайней мере три уровня, на которых происходит встреча человека с историей и которые соответ­ствуют определенным ступеням исторического сознания.

Как первую ступень можно обозначить непосредственную встречу с историей, которую никто не может избежать, хотя и не всегда осознает ее. Это элементарная форма исторического Сознания, в которой оно присуще каждому человеку независимо От его образования и воспитания и выражается в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях о прошлом, полу­ченных благодаря соприкосновению с историческими памятни-

Шками и символами, художественной литературе, кинематогра­фу и театру, радио- и телепередачам, произведениям музыкаль­ного искусства, живописи и т. п., а также собственному жизнен­ному опыту. На этом уровне историческое сознание не включает в себя систематическое знание об историческом процессе. Обра­зующие его исторические представления хаотичны, отрывочны, зачастую субъективны. Нередко они носят характер историче­ских переживаний, отличающихся яркостью и прочностью. В особенности это относится к переживаниям, навеянным та­лантом большого художника и обладающим огромной силой эмоционального воздействия. Достаточно вспомнить созданный пушкинским гением образ Бориса Годунова.

Вторую ступень исторического сознания составляют соб­ственно исторические знания, образующие в своей совокупно­сти известную систему представлений о прошлом. Такие знания приобретаются главным образом в результате систематического изучения истории. Ведь именно на школьных уроках истории впервые приобретается систематизированное знание об истори­ческом процессе в целом. К тому же для подавляющего боль­шинства людей, т. е. всех тех, кто не изучает историю в высшей школе, знакомство с ней на этом уровне практически и завер­шается. Конечно, они могут в дальнейшем пополнять свои исторические знания по тем или иным вопросам, но общее представление об истории закладывается в средней школе. В свете этого понятны высокие требования, предъявляемые обществом к преподаванию истории и в особенности к личности школьного учителя истории. От его профессионального и педа­гогического мастерства, идейной убежденности и не в послед­нюю очередь от нравственных качеств зависят глубина, яркость и прочность восприятия истории у учащихся, а тем самым в конечном счете и историческое сознание народа.

На третьей, высшей ступени исторического сознания проис­ходит всестороннее теоретическое осмысление прошлого на уровне закона. Исторический опыт перерабатывается в научное мировоззрение, воссоздающее образ истории — более или менее законченное научное представление о природе и движущих си­лах развития человеческого общества, его основных этапах и закономерностях. Лишь в этом случае можно говорить о научном историческом сознании, способном объяснить челове­ческое прошлое во всей его сложности и противоречивости, во всех конкретно-исторических проявлениях общих законов развития человечества.

На всех своих уровнях историческое сознание базируется на определенном круге исторических знаний, добываемых исто-

1рической наукой. На первой его ступени самые общие и рас-|плывчатые представления об отдельных исторических событиях личностях, почерпнутые из художественных произведений, ^кинофильмов, телепередач и других аналогичных источников, ^основываются на данных исторической науки, представляя со-|бой вошедший в сознание широких масс результат ее исследо-ательских усилий. Так, пушкинская трактовка образа Бориса Годунова оказала огромное влияние на многие поколения чи-Ртателей, войдя в историческое сознание русского народа. Но при ртом не следует забывать, что сам А. С. Пушкин в своих оцен-Г'ках Годунова, в частности его роли в гибели царевича Димитрия, [опирался на концепцию Н. М. Карамзина, развитую в книге i „История государства Российского", при чтении которой, как ^признавался сам поэт, и возник замысел его знаменитой траге-

Чем выше ступень исторического сознания, тем значитель­нее роль исторической науки в его формировании. В особен- [ ности она велика в выработке научного исторического сознания, [предполагающего наличие систематического научного знания [об истории общества в целом. Только на материале истории (возможно установление ведущих тенденций и закономерностей общественного развития, понимание которых составляет фун-лент научного исторического сознания. Такую задачу может [решить только марксистская историческая наука, вооружен-[ная знанием действительных законов развития общества. Сле-| довательно, подлинно научным является лишь социалистическое гисторическое сознание, опирающееся на твердую почву мате­риалистического понимания истории.

Выработка социалистического сознания всегда была пред-рметом заботы основоположников марксизма-ленинизма. Прин-|ципиально важным является ленинское положение о том, что {социалистическое сознание не может возникнуть стихийно, [что оно может быть привнесено в рабочий класс лишь извне, [что оно вырастает из философских, исторических и экономиче­ских теорий, разрабатываемых представителями социалисти-Iческой интеллигенции3. Отсюда и то значение, которое прида-гвали основоположники научного коммунизма не только соз-[■данию материалистической теории исторического процесса, [но и распространению исторических знаний среди широких |масс трудящихся, в первую очередь рабочего класса.

В связи с идейной борьбой в русском рабочем движении, Подчеркивая необходимость изучения истории этой борьбы,

3 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 6. С. 30. 489

113В. И. Ленин писал: „Не может быть сознательным рабочим тот, кто относится, как Иван Непомнящий, к истории своего дви­жения"4. Это ленинское положение имеет общеметодологи­ческое значение, раскрывая принципиальное отношение осно­воположников научного коммунизма к историческому обра­зованию масс. В своей деятельности они исходили из необходи­мости овладения трудящимися историческими знаниями как обязательного условия их социалистического восприятия. В значительной степени решению этой задачи были посвящены их собственные конкретно-исторические исследования, в кото­рых история становилась средством политического воспитания масс, фактором формирования их социалистического сознания.

Значение истории особенно возрастает в современных ус­ловиях обострения идеологического противоборства двух систем. Сфера исторического сознания выступает ареной борь­бы за умы и души людей. Образы прошлого становятся дей­ственным орудием формирования ценностных установок в на­стоящем. При этом настоящее соприкасается не только с про­шлым, но и с будущим, образующим необходимую перспективу для осмысления и оценки всех других временных состояний. Таким образом, историческое сознание включает настоящее в общий контекст истории, воплощая его встречу и с прошлым, и с будущим. Следовательно, его сферу составляют важнейшие мировоззренческие проблемы, связанные с пониманием содер­жания и ведущих тенденций общественного развития и сводя­щиеся в конечном счете к поискам ответа на вопрос, за кем историческое будущее — за капитализмом или социализмом.

Империалистическая реакция широко использует соответ-венно препарированные образы прошлого, отравляя сознание масс идеями антисоветизма и антикоммунизма, расизма и шо­винизма. Не случайно выдающийся французский поэт П. Вале­ри называл историю самым опасным продуктом, вырабатывае­мым химией интеллекта5. К сожалению, история XX в. при­водит многочисленные примеры, подтверждающие истинность этой формулы.

Достаточно вспомнить историю немецкого фашизма. То обстоятельство, что фашистские главари сумели утвердить в Германии террористическую диктатуру, а затем и развязать ми­ровую войну, унесшую около 60 млн. человеческих жизней, объясняется многими причинами. И одна из них, не последняя по своему значению, заключается в том, что им удалось отравить

4 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 133.

5 Цит. по: Блок М. Апология истории... С. 11.

историческое сознание большей части немецкого народа челове­коненавистническими идеями, превратить ее в послушное орудие осуществления своих бредовых замыслов.

Показательно, что реваншистские настроения в современ­ной Западной Германии питаются и подогреваются манипуля­циями с историческим прошлым. Провозглашенный в начале 80-х годов канцлером ФРГ Г. Колем „духовно-моральный поворот" означает последовательный пересмотр с правоконсер-вативных и реваншистских позиций прошлого страны, в осо­бенности ее недавнего прошлого. С этой целью предполагается создание в столице ФРГ помпезного „мемориала жертвам войны и насилия", а также „дома истории" в Бонне и „музея герман­ской истории" в Западном Берлине, которые должны продемон­стрировать незатухающее стремление западногерманского им­периализма к осуществлению „единства Германии" и одновре­менно дать ему псевдоисторическое обоснование. Важнейшей доминантой этого „поворота" стал пересмотр отношения к фа­шизму, его фактическая реабилитация.

В массированном наступлении западногерманской реакции на историческое сознание своего народа активное участие при­нимает историография ФРГ. Об этом, в частности, свидетель­ствует начавшаяся в 1986 г. на страницах западногерманской массовой печати так называемая дискуссия историков, направ­ленная, по выражению одного из ее участников, на очищение немецкого национального сознания от антифашизма. Усилиями многих участвующих в ней историков злонамеренно, до полной неузнаваемости извращается образ недавнего прошлого, в результате чего за развязывание второй мировой войны и мас­совый геноцид оказываются ответственными не немецкий фа­шизм и международный империализм, а коммунистическая идеология и Советский Союз6.

Сам факт, что эта дискуссия ведется не в специальных ис­торических журналах, а в рассчитанных на широкую публику газетах, говорит о многом. Адресуемая массовому читателю, она непосредственно направлена на раздувание реваншистских, националистических и антикоммунистических настроений в стране. Так сфера исторического сознания оказывается на перед­нем крае наступления империалистической реакции, а позиция, занимаемая при этом многими буржуазными историками,

в Обзор дискуссии см.: Kiihnl R. (Hrsg.) Streit urns Gcschichtsbild. Die "Historiker-Debatte". Dokumentation, Darstcllung und Kritik. Koln, 1987; Lozek G. Der Streit gent weiter. Zum Versuch eincr apologetischen Revision der Faschismusbild durch Rechtskonservativc Historiker der BRD// Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft. 1988. N. 1.

115заставляет вновь и вновь вспоминать афоризм П. Валери. И, конечно, здесь речь должна идти не только о ФРГ.

Социалистическое общество впервые в истории челове­чества поставило задачу всестороннего духовного развития своих граждан как необходимое условие его процветания. Неотъемлемым элементом такого развития является историче­ское образование. Как подчеркивалось на XXVII съезде КПСС, история, революция, их памятники — это могучий источник воспитания народа.

Особенно велика роль исторических знаний в гражданском воспитании молодежи. Правильно осознанный исторический опыт призван возместить недостаток у нее собственного жиз­ненного опыта, помочь выработать твердые критерии, отличаю­щие подлинные ценности от мнимых. Негативные явления в жизни советского общества во многом как раз и объясняются смещением таких критериев. Конечно, эти явления имеют объективные основания в материальных условиях жизни обще­ства, и важнейшая задача, настойчиво решаемая партией, заклю­чается в искоренении самой почвы, благоприятствующей их произрастанию. Вместе с тем очевидно, что успешное решение этой задачи в немалой степени зависит от перестройки идеоло­гической работы, в которой свою роль должна сыграть истори­ческая наука.

Верно оценить настоящее со всеми его достижениями, трудностями и проблемами можно только в свете прошлого, которое дает необходимый масштаб для такой оценки. Только зная прошлое, мы в состоянии осознать цену настоящего. Знание исторического пути своего народа, понимание основных законо­мерностей и ведущих тенденций общественного прогресса составляют неотъемлемый элемент социалистической созна­тельности, идейной зрелости членов социалистического об­щества. Это знание дает историческая наука.

Но формирование исторического сознания предполагает не только выработку исторических знаний, но и их широкое распространение. Конечно, эту задачу решают не только истори­ки, но и (Даже в большей мере) журналисты, деятели литерату­ры и искусства, другие популяризаторы исторических знаний. Именно благодаря их деятельности знания, полученные специа­листами, становятся достоянием более или менее широкой публики, входят в историческое сознание общества. Это, однако, не освобождает самих историков от обязанности заботиться о социальной эффективности своей работы, тем более что далеко не все художественные произведения на исторические сюжеты отвечают высоким требованиям коммунистической партий-

ности и объективности. Некоторые из них подвергались справед­ливой критике за искажение исторической правды, особенно опасные потому, что благодаря широкому распространению таких произведений они легко проникают в массовое сознание.

Одной из настоятельных задач исторической науки является последовательная борьба с такими искажениями. Но она станет успешной лишь в том случае, если строгая научность в исследо­вании исторических явлений и процессов будет органически сочетаться с художественно ярким и доходчивым изложением его результатов.

Тем самым задача воспитания социалистического истори­ческого сознания оказывается тесно связанной с эстетической стороной исторического познания. Эффективность усилий историков в ее решении прямо зависит от художественной формы и стилистики их трудов, от силы их эмоционального воздействия на читателей. Нередко, однако, исторические труды, актуальные по проблематике и безупречные по идейно-научно­му уровню ее исследования, не находят доступа к широкой аудитории вследствие своего специального характера. Это су­щественно ограничивает воспитательные возможности истори­ческой науки, ее непосредственное воздействие на формиро­вание исторического сознания общества. Ведь только с помощью яркого, образного языка можно запечатлеть в социальной па­мяти реальный процесс движения истории, складывающийся из многообразных форм деятельности людей, наделенных разу­мом, волей, страстями, показать подлинное величие грандиоз­ных событий и крупных исторических личностей.

Внимание к художественно-эстетической стороне истории наряду с повышением ее научности составляет необходимое условие возрастания ее роли в жизни общества. Особенно важна эта сторона в преподавании истории, обращающемся не только к умам слушателей, но и к их сердцам. Учет этих требований позволит усилить значение марксистской исторической науки в формировании социалистического исторического сознания.

§ 2. История и идеология

Формируя историческое сознание общества, историческая наука обнаруживает свой идеологический характер. В буржуаз­ной литературе широко распространены призывы к деидеоло-гизации истории. Эти призывы, делающиеся под флагом осво­бождения исторической науки от всяких чуждых ее природе влияний, имеют явно выраженную антимарксистскую направлен­ность. Их подлинный смысл заключается в дискредитации

117марксистской историографии как якобы ненаучной, целиком идеологизированной и политизированной. Ханжески закрывая глаза на природу своей собственной дисциплины, авторы подоб­ных призывов провозглашают наличие непроходимой пропасти между идеологией и подлинно научной историей. В действи­тельности, однако, с первых же шагов своего существования история всегда являлась наукой идеологической, решающей в обществе определенные идеологические задачи, органически вытекающие из самой природы ее как общественной науки. История и идеология находятся в неразрывной связи между собой. Всякая идеология является исторической в двояком смысле. Во-первых, она всегда обусловлена конкретно-истори­ческими обстоятельствами своего возникновения и распростра­нения. Нет и никогда не было абсолютной идеологии, преемле-мой для всех классов и времен. Каждая идеологическая система отражает интересы определенного класса и несет на себе печать своего времени. Во-вторых, исторические знания образуют необходимый элемент всякой идеологии как формы обществен­ного сознания. Такие понятия, как родина, свобода, демократия и многие другие, являются историческими по самой своей при­роде. Лишенные исторической определенности, они превращают­ся в бессодержательные абстракции.

Эта же тесная связь идеологии и истории определяет идео-логичность последней. „Освободить" историю от идеологии — значит „освободить" ее от самой себя, лишить самого смысла существования как общественной науки. Деидеологизация истории неизбежно привела бы к ее превращению в хранилище не нужных обществу в целом антикварных сведений о прошлом, ибо исторические знания приобретают общественную значимость в связи с облеченными в идеологические формы запросами современности.

Всегда, в любом обществе и в любое время историческая наука выполняет важные идеологические задачи, которые в последнем счете сводятся к защите и укреплению соответствую­щей социальной системы. Когда мы говорим о марксистской, буржуазной или феодальной историографии, мы тем самым подчеркиваем ее идеологическую направленность, определяю­щую ее существенные черты. В своей историографической прак­тике каждый ученый руководствуется известной суммой идео­логических представлений, оказывающих решающее влияние на его понимание исторического процесса и задач собственной науки.

Однако историк отнюдь не является простым потребителем идеологических ценностей. Всей своей деятельностью, будь

это исследовательская работа или распространение, и популяри­зация исторических знаний, он утверждает идеологию своего |класса. Закономерным поэтому представляется требование ^четкости идеологических позиций историка, его идейной убеж­денности как необходимого условия эффективного осуществле-; ния социальной функции исторической науки. Оно относится 5/ко всем без изъятия представителям исторической науки — к ^школьному учителю в не меньшей мере, чем к историку-иссле­дователю.

Это, однако, не означает, что история является простой функцией идеологии, ее придатком. Место исторической науки в обществе во многом определяется тем, что она вырабатывает его идеологию, а не только распространяет и защищает ее. Когда мы говорим о том, что тот или иной крупный ученый является идеологом своего класса, мы имеем в виду не просто то обстоятельство, что он в своей деятельности проводит соот­ветствующие идеологические лозунги, а в первую очередь то, что он своими трудами вырабатывает эту идеологию. Так, созданная французскими историками периода Реставрации теория классовой борьбы составила важнейший элемент идеоло­гии французской буржуазии того времени, сыгравшей большую роль в ее борьбе за политическое господство в стране.

Исторической науке принадлежит выдающееся значение в выработке общественной идеологии, в частности потому, что она к ней не сводится. Она обладает, как мы видели, собствен­ным понятийным аппаратом, своими исследовательскими мето­дами, которые приводят в исследовательской практике к ре­зультатам, нацело не определяющимися теми или иными идеоло­гическими установками. Как и всякая наука, история ставит своей целью получение объективно-истинного знания, и от того, насколько успешно она осуществляет эту цель, зависит эффек­тивность выполнения ею своих идеологических задач. Пороч­ность современной империалистической идеологии, например, органически связана с научной несостоятельностью тех представ­лений об историческом процессе, на которых она базируется и которые вырабатываются буржуазной историографией совме­стно с другими социальными дисциплинами.

Связь истории и идеологии не может быть доведена до тре­бования давать идеологическую оценку каждому изучаемому историками явлению прошлого или извлекать из его изучения определенные идеологические выводы. Историческая наука исследует и такие стороны человеческой деятельности, которые не носят выраженный идеологический характер. Вследствие этого не всякие результаты работы историка обладают идеоло-

119гической определенностью. Например, изучение Пелопоннес­ской войны или сельскохозяйственной техники развитого западноевропейского средневековья не приводит к результа­там, имеющим сколько-нибудь существенное значение для современной идеологической борьбы, точно так же как эта последняя не оказывает серьезное влияние на современную трактовку этих проблем. Не продолжая примеры подобного рода, подчеркнем, однако, что в таких случаях, как правило, речь идет о явлениях прошлого, не имеющих выхода в те или иные сферы настоящего и вследствие этого утративших свою социальную актуальность.

С другой стороны, даже в тех случаях, когда тот или иной серьезный исследовательский результат непосредственно свя­зан с известными идеологическими установками и даже об­условлен ими, он может сохранять научное значение в рамках другой идеологической системы. Например, открытая француз­скими историками периода Реставрации борьба городов против феодальных сеньоров получила у них ярко выраженную идеоло­гическую интерпретацию, вошедшую важным элементом в идеологию французской либеральной буржуазии, считавшей себя наследницей средневековых горожан. Но за полтора века, прошедших со времени открытия „коммунальной революции" в средневековой Европе, оно сделалось общим достоянием исторической науки, сегодня его признают ученые, придержи­вающиеся различных идеологических позиций.

О том, что история не сводится к идеологии, свидетель­ствует сама возможность поступательного развития нашей науки. Смена господствующих в обществе идеологий не ведет к радикальному отрицанию всех господствовавших ранее исто­рических представлений. Более или менее значительная часть их в переосмысленном виде включается в новые исторические теории, выражая таким образом преемственность в развитии исторической науки. Ибо в этих представлениях содержится момент объективной истины, который не может быть „отменен" в процессе идеологического перевооружения науки.

Характер влияния идеологии на историю определяется природой влияющей на историческую мысль идеологической системы. История - наука идеологическая. Но в самой этой формуле еще не содержится ответ на вопрос, какое влияние оказывает такой характер исторической науки на ее познава­тельные способности, содействует он или препятствует объектив­но-истинному отражению действительности. Все дело заключает­ся в том, с какой идеологией связан историк. Многовековая историографическая практика неопровержимо свидетельствует,

что в то время, как реакционная идеология оказывает, как правило, негативное влияние на историческое познание, его наиболее значительные успехи неизменно связаны с усвоением исторической наукой на каждом этапе ее развития передовой для данного времени идеологической системы. Выражая в концентрированной форме наиболее прогрессивные социаль­ные и политические идеи своего времени, такая система от­крывает в силу этого и возможность более основательного проникновения в прошлое, стимулируя таким образом его науч­ное познание.

Вследствие этого, рассматривая влияние идеологии на историю, нельзя ограничивать его областью конкретных оценок различных исторических событий и деятелей. Его значение об­наруживается прежде всего в сфере мировоззренческой. Идеоло­гия общества оказывает решающее влияние на формирование общих исторических представлений, определяющих подход к истолкованию прошлой действительности. Но как мы уже ви­дели, именно в этой сфере имеет место и обратное влияние истории на идеологию. Не сливаясь с этой последней, она именно через нее в большой мере влияет на самопознание общества, формулируя в значительной степени как самооценку, так и все его мировоззрение. Таким образом, взаимоотношение истории и идеологии является по своей природе глубоко диалек­тическим, приобретая характер взаимовлияния. В этом взаимо­влиянии и находит одно из наиболее ярких выражений значение истории в формировании общественного сознания.

§ 3. История и политика

Влияние истории на современность не ограничивается сфе­рой общественного сознания. Заметное воздействие оказывает она также на практическую деятельность людей, в особенности на политику, т. е. сферу отношений между классами, нациями, государствами. В этом воздействии наиболее ярко выражается деятельностный характер нашей науки, ее способность непосред­ственно участвовать в общественно-политической жизни и борьбе своего времени. Всякое серьезное политическое решение имеет, как правило, своей предпосылкой анализ прошедшей действительности и тем более нуждается в данных истории для своего обоснования.

Очевидная связь истории и политики не является секретом и для буржуазной науки. Еще в прошлом столетии видный английский исследователь Э. Фримен,.подчеркивая эту связь,

121писал: „История есть политика прошлого, а политика есть история настоящего"7. Развивая это положение, современная буржуазная историко-теоретическая мысль пытается обосновать взаимоотношение между историческим сознанием и политиче­ским действием, характеризуя историю как науку политиче­скую, способную при надлежащей поддержке со стороны правя­щих кругов активно влиять на политику во имя укрепления основ капиталистического общества.

Не случайно редакция влиятельного на Западе международ­ного журнала „История и теория" сочла нужным посвятить специальный выпуск разностороннему рассмотрению связи истории и политики. Выпуск открывается программной статьей Т. Шидера, доказывающей, что из исторического сознания выра­стает политическое действие. Соответственно этому история определяется как „компас, который может помочь нам проло­жить путь в будущее"8. В другой статье, помещенной в этом выпуске, западногерманский методолог К.-Г. Фабер полеми­зирует против положения, что история не может предоставить „формулы для действия в настоящем или планирования в бу­дущем"9, утверждая таким образом выдающееся социально-политическое значение своей дисциплины.

Признание связи истории и политики, однако, сочетается с широко распространенными в современной буржуазной лите­ратуре представлениями о ее негативном влиянии на объектив­ность исторического познания. Не случайно поэтому А. Мар-вик считает „одним из великих достижений" исторической нау­ки „растущую способность историка противостоять своим собственным политическим пристрастиям"10. Ширятся жалобы на прямое давление государства на историческую науку. „В этом ракурсе, — подчеркивает новейший американский автор, — поиск свободы в интерпретации становится проблемой сопро­тивления власти"11.

Таким образом, в буржуазном мышлении политичность истории и ее научность метафизически противопоставляются. Вследствие этого вся проблема соотношения истории и политики приобретает искаженный вид, препятствующий ее научному

1 Фримен Э. Методы изучения истории. Главные периоды европей­ской истории. М., 1893. С. 32.

8 Schieder Th. The Role of Historical Consciousness in Political Aktion //History and Theorie. 1978. V. XVII. N. 4. Beiheft 17. P. 8.

9 FaberK.-G. The Use History in Political Debate //Ibid. P. 36.

10 MarwickA. The Nature of History. N. Y., 1971. P. 271.

11 Booth W. С Freedom and Interpretation //The Politics of Interpre­tation. Chicago, P., 1983. P. 51.

нию, а тем самым и пониманию действительного места [сторической науки в жизни общества.

Ключ к решению данной проблемы лежит в признании тонической связи исторического познания и общественной ктики. История как наука о том, что происходило в челове-:ом обществе, не может рассматриваться изолированно тем более противопоставляться истории как фактору со-ного действия, активно влияющему на современность, два измерения одной и той же науки, для которой позна-ie прошлого является необходимой предпосылкой для воз-йствия на настоящее, особенно рельефно выступающего как в сфере политики.

Во все времена прошлое являлось фактором, могущест­во влиявшим на политические решения современности. В ичных конкретных условиях отношение к прошлому могло различным - от его апологии до полного отрицания, -во всех случаях он







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1040. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия