Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИЛЫ1ОСТП.





§ 2. Понимание предмета истории в буржуазной науке XX в.

В буржуазной литературе XX в. можно встретить самые pi'juue определения предмета истории, вплоть до диаметрально Противоположных друг другу. Так, если, по убеждению испан-

ского философа истории X. Ортеги-и-Гассета, „история являет­ся наукой о самом строгом настоящем", то другой известный мыслитель - Ж. П. Сартр утверждает, что „рассказанная история может быть только историей прошлого. Настоящего вообще нет, так как сущность человека кристаллизуется в момент его смерти"4.

Однако при всем многообразии определений истории, бы­тующих в буржуазной историографии, можно выделить несколь­ко общих для многих из них черт, отражающих в своей сово­купности широко распространенное на Западе понимание пред­мета истории.

Прежде всего, это убеждение в том, что главным объектом исторического изучения является человек. Известный француз­ский историк М. Блок определил историю как „науку о людях во времени, науку, в которой надо непрестанно связывать изучение мертвых с изучением живых"5. Сильная сторона такого подхода заключается в „очеловечивании истории", в осознании того, что история является ареной деятельности людей и имен­но поэтому представляет для нас неослабевающий интерес, а следовательно, и интерес историка к своему предмету - это в первую очередь интерес к людям в истории. Как справедливо пишет М. Блок, „за зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учре­дил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет челове­чиной, там, он знает, его ждет добыча"6.

Однако в целом правильное положение об истории как „нау­ке о людях во времени" получило в буржуазной историографии сугубо идеалистическое истолкование. На первый план выдви­гается духовная сторона деятельности человека, его психология. Тот же Блок, например, утверждал, что предмет истории „в точном и последнем смысле — сознание людей"7. Соответствен­но этому исторические факты трактуются как факты по пре­имуществу психологические, а сама история неправомерно пси­хологизируется.

Именно по этому вопросу существует далеко идущее согла-

4 Цит. по: Stern A. Philosophy of History and the Problem of Values. Mouton, 1962. P. 19, 21.

5 Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 29.

6 Там же. С. 18.

7 Там же. С. 83.

сие буржуазных ученых. Еще в конце прошлого века видный немецкий историк К. Лампрехт, отмечая борьбу разных течений в буржуазной науке, констатировал их единство в главном — „в признании того решающего факта, что психология является основой всей исторической науки"8. „Современная историче­ская наука, — утверждал он в другой своей работе, — есть в пер­вую очередь социально-психологическая наука". Более того: „История является сама по себе не чем иным, как прикладной психологией"9.

Эта психологизация истории остается характерной и для современной буржуазной историографии. Крайним ее выраже­нием стало возникновение и бурное развитие на Западе, в осо­бенности в США, так называемой психоистории, представляю­щей собою развернутое приложение созданного австрийским врачом-психиатром 3. Фрейдом метода психоанализа к изуче­нию истории. Представители этой дисциплины обращаются к иррациональным пластам психики человека как якобы де­терминирующим его поведение и поэтому выступающим важ­нейшим фактором исторического развития. Закономерным Следствием такой психологизации истории является отказ от рационального познания общественного процесса, отрица­ние самой возможности такого познания. Так, один из крупней­ших американских психоисториков П. Левенберг, провозгла­шая „иррациональный базис человеческого поведения "и Действия", утверждает иррациональность самого историче-СКого процесса, являющегося продуктом деятельности чело­века10.

С психологизацией истории отчасти связана другая харак­терная черта понимания предмета истории в буржуазной лите­ратуре, заключающаяся в его неправомерном расширении. Оно следует уже из самой формулировки предмета истории как Солшния (или подсознания) людей, позволяющей все действия, Проходящие через психику людей, трактовать как истори­ческие.

Стремление к безграничному расширению предмета истори­ческой науки особенно обнаруживается в новейшей западной Историографии, в частности французской, с присущими ее едставителям всеядностью, поисками все новых и новых

1 Lamprecht К. Was ist Kulturgeschichte // Deutsche Zeitschrift. 1896/ ', Vlcrteljahresheft 2. S. 77.

' Lamprecht K. Moderne Geschichtswissenschaft. 1909. S. 1, 16. 10 См.: Loewenberg P. Decoding the Past: The Psychohistorical Ap-•hilli'h. N. Y., 1983.

объектов исследования - от гляциологии, дендрохронологии до истории дождя и меню французской кухни11. Аналогичные явления имеют место и в других национальных историографиях Запада, свидетельствуя о переосмыслении буржуазными исто­риками предмета своей науки. Такое переосмысление не может оцениваться однозначно. С одной стороны, оно отражает законо­мерный процесс поступательного расширения сферы историче­ского познания. Несомненно плодотворным, в частности, явля­ется обращение к систематическому изучению исторической демографии, истории умонастроений, истории повседневной жизни, способное обогатить и конкретизировать наше знание исторического прошлого, сделать более насыщенной и полно­кровной его общую картину.

Вместе с тем беспредельное расширение предмета истори­ческой науки имеет своей оборотной стороной утрату содержа­тельной целостности как в его определении, так и, главное, в самом изучении истории. Не случайно в западной историче­ской науке усиливаются жалобы на ее прогрессирующее дроб­ление, которое, как справедливо подчеркивал президент Аме­риканской исторической ассоциации Ф. Куртин в своем програм­мном заявлении, уменьшает возможности действительно науч­ного освещения прошлого. Выход Куртин усматривает в созда­нии „собственной синтетической теории истории", которая бы „сбалансировала разросшуюся специализацию и широкий анали­тический подход"12. Но такой выход невозможен без четкого определения предмета истории, а его-то как раз современная немарксистская историография и не может дать.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия