Памятники Равенны эпохи последних императоров (402-476).
Мавзолей Галлы Плацидии (440): архитектурная композиция, мозаические циклы. Характеристика наружного архитектурного декора и его архитектоничности. Сюжеты, стиль и иконография мозаик мавзолея. Буколические элементы и зависимость от позднеантичного искусства в композиции Добрый пастырь. Выражение специфического состояния, характерного для христианской иконографии этого времени в сцене Мученичества св. Лаврентия. Композиционные и стилистические особенности этой сцены. Символика и стилистическая характеристика орнамента. «Ортодоксальный» (неонианский)_баптистерий (первая четв. V в.) – классический тип баптистерия в V веке. Мозаический цикл: сюжеты, стиль и иконография. Система размещения монументального декора в архитектурных сооружениях подобного типа. Особенности купольной мозаики «Крещение Христа» по сравнению с украшением купола в других итальянских баптистериях V – VI веков (Латеранский баптистерий, Баптистерий в Альбенго, Баптистерий в Неаполе, Арианский баптистерий в Равенне). Искусство Равенны остготского периода (493-539): проблема существования остготского искусства. Быстрая ассимиляция остготов с италийским населением - основная предпосылка расцвета культуры и искусства Равенны этого времени. Аббатство Вивариум и личность Кассиодора (ок.487–ок.578). Попытка в Вивариуме сформировать иную линию развития западного монашества, отличающуюся от бенедиктинской. «История готов». Боэций (ок.480–524). Перевод на латинский язык сочинений Аристотеля и Порфирия, «Арифметику» Никомаха, «Начала» Евклида. «Утешение философией» и другие трактаты. Мавзолей Теодориха (около 520): специфика архитектурной композиции, черты сходства и отличия по сравнению с римскими мавзолеями. Мавзолей Теодориха как сооружение остготов. Базилика Сан Аполлинаре Нуово (519): архитектурная композиция, отличия по сравнению с римскими базиликами. Мозаики Сан Аполлинаре Нуово: фризы с Поклонением Иисусу Христу и с Поклонением Богоматери в центральном нефе и композиционно-иконографическое решение темы ществия. Развернутый христологический цикл (Чудеса и Страсти Христа) между окнами центрального нефа - один из самых ранних и подробных. Уникальное место этого цикла в раннехристианском изобразительном искусстве, стилистическая и иконографическая характеристика живописного ансамбля. Проблемы авторства, восточных и византийских влияний. Цикл из жизни и Страстей Христа как памятник западного христианского изобразительного искусства. Баптистерий ариан (около 500):особенности архитектуры, размещения мозаических композиций и их иконографии по сравнению с ортодоксальным баптистерием. Характеристика стиля. Памятники Равенны периода византийского экзархата (555-751): Сан Витале ( 526-547):Тип центрического здания, выраженный в этом храме и вопрос о происхождении и отличительных чертах его архитектурной композиции. Характеристика пространственного решения интерьера. Мозаики Сан Витале: система размещения в интерьере, стилистическая и иконографическая характеристика. Пример типологической иконографии при сопоставлении сцен Двух Заветов. Место мозаик в истории византийского искусства, их влияние на западную художественную культуру, проблема проявления иконографической и стилистической специфики западного искусства в этом ансамбле. Сан Аполлинареин Классе (549):архитектурная композиция, «индивидуальные» особенности памятника. Мозаики - блестящий образец композиции и раннехристианской иконографии сцены, расположенной в апсиде базилики. Стилистическая характеристика живописного ансамбля. Сравнение с римскими апсидиальными мозаиками. Рельефы епископской кафедры Максимиана в архиепископской капелле – выбор сцен, темы и идеи, наличие общей идейной программы и иконографической системы ее выражающей, стилистические особенности. Развитие типологической иконографии в этом памятнике. 6. Раннехристианские рукописи. [1] Начало и распространение искусства раннехристианской рукописной книги - переход от свитка к кодексу и смена соотношений между текстом и изображением. Значение античных манускриптов для формирования раннехристианских традиций в этой области (Ватиканский Вергилий, Римский Вергилий, Амброзианская Илиада, Венский Диоскорид, Календарь 354 года). Тенденция эволюции украшения раннехристианских рукописей – та же, что и в целом в христианском искусстве: от более древних знаков-символов к нарративным изображениям, более детализированным и передающим индивидуализированный образ события. Временные параметры этой эволюции: от начала III века до середины или конца IV века. Складывание и вариативность иллюстративного принципа в строгом смысле этого слова и подчинение ему всей структуры манускрипта. Выбор сцен и сюжетов – параллели и отличия по сравнению с саркофагами и системой оформления храма. Возможное влияние монументальной живописи. Проблемы стиля. Влияние древнееврейской традиции Мидраша, александрийской философской школы, древнееврейских памятников (живопись синагоги в Дура Европос) на оформление ветхозаветных циклов. Формирование ветхозаветного изобразительного цикла (уже к III веку), отличного от катакомбных памятников, его роль в иллюстрировании раннехристианских рукописей и в монументальной живописи Рима. Появление элементов комментариев текста как новый принцип иллюстрирования и его значение. Круг памятников. Манускрипты с текстом Ветхого Завета: Кведлинбургская Итала (рубеж IV–V веков, Рим, на латинском языке). Близость к позднеантичной и раннехристианской имперской иконографии, к Ватиканскому Вергилию, Календарю 354 г., Амброзианской Илиаде, к мозаикам нефа Санта Мария Маджоре. Стилистическое сходство с рукописью «Георгик» Вергилия. Генезис лорда Коттона. (V–VI век, Александрия?, на греческом языке, в руинированном состоянии). Образец для мозаик куполов нартекса церкви Сан Марко в Венеции. В Шестодневе - персонификации дней Творения, изображение Логоса. Влияние александрийских теологов, классических и еврейских источников на иконографию, элементы комментирования текста. Рукописи Ветхого Завета с иллюстрациями в точном смысле слова, ставшими визуальным эквивалентом словесного образа, без попытки его комментариев: Венский Генезис. (VI век, Антиохия?, греч.). Исключительное качество исполнения, сильное влияние античного искусства – знание ордера, персонификация мест, источников и т. д., свобода поз и разнообразие ракурсов. Влияние Мидраша. Возможная связь иллюстративного цикла не с текстом Септуагинты, а с ранним еврейским источником. Пентатевх Ашбернхема (конец VI – начала VII века, Северная Африка или Италия, латинский текст Пятикнижия, Вульгата). Уникальный, не имеющий аналогов, характер иконографии, следы взглядов александрийской философской школы, споры вокруг места создания рукописи и существования сложной иллюстративной программы. Влияние на иконографию турских библий, на испанскую и каталонскую иллюминацию. Обособленность иллюминаций от текста и вызванное этим появление tituli. Манускрипты с текстом Нового Завета. Более активное применение интерпретации и комментирования текста в принципах иллюстрирования новозаветных текстов. Евангелие Россано (VI век, греч.), Синопский кодекс (VI век, греч.) - интерпретации, навеянные литургией, влияние монументальной живописи?, особенности сопоставления текстов Ветхого и Нового Заветов. Евангелие Раббула (сирийский текст, 586), Евангелие св. Августина (латынь, VI век, удивительная лаконичность изображаемых сцен, применение образов-знаков). Манера расположения миниатюр – вне иллюстрируемого текста, в начале книги (исключение – Синопский кодекс). 7. Пути формирования раннехристианской иконографии [2]. Природа иконографического языка на Западе и в Византии, степень кодификации визуального содержания в этих регионах, наличие нормативной системы, регулирующей эти процессы. Сакральное содержание - темы, образы, сюжеты, иконографические схемы для его передачи. Усложнение и умножение функций и типов сакральных образов. Канон и иконография - проблемы корреляции. Влияние различных типов богослужения на иконографию. Региональная специфика основных центров развития иконографии в это время: восточный регион, Византия, Рим и Италия, Галлия, британские острова. Генетическая связь раннехристианской иконографии с позднеантичной культурой. Определяющее влияние иконографии культа императора и римских памятников, с ним связанных, на сложение важнейших типов и схем раннехристианской иконографии. Значение подражания образцу и сохранения традиций в развитии иконографии. Специфические черты раннехристианской иконографии на Западе, обусловившие ее отличия от византийской: подчеркнутое значение дидактического и просветительского аспекта; отказ от религиозного поклонения изображению, как репрезентации и воплощению первообраза; значительные заимствования из манускриптов с текстами научного характера; выход за пределы текстов Писания и заметное влияние богословских сочинений, его интерпретирующих; совмещение в иконографических схемах персонажей и событий, которые в текстах Писания разделены во времени и пространстве; главная цель иконографической схемы – не достоверное изображение зрительно воспринимаемых черт события (так как оно описано в тексте), а передача символического значения, умозрительного смысла; активная роль орнамента в пределах иконографической схемы, неразрывно связанного с ее основными параметрами, (особенно в Ирландии), возможность семантической замены целого его частью. Особенности иконографического репертуара (до 313 года): незначительное место, которое отводится непосредственно образу Христа или выражающим его символам. Происхождение образа Доброго Пастыря, наиболее популярной аллегории Христа, из античной философской этики, где пастырь с ягненком – символ humanitas; отсутствие достаточно развитых иконографических выражений основных богословских идей эпохи, вокруг которых велись теологические споры: догмат о Троице, о сущности второй и третей ипостасей Троицы. Одна из основных тенденций развития иконографии в будущем – нарастание зависимости иконографического словаря от теологических диспутов и дебатов, проявление «чуткости» и быстрая реакция на них. Сохранение принципиальной открытости образа для изменений и трансформаций - иконография остается открытым для влияний и развития языком. Влияние «научных» трактатов поздней античности на иконографический язык, интеграция их образов и визуальных абстрактных формул в иконографические схемы – одна из самых оригинальных особенностей западной иконографии. Абстрактные геометрические схемы и схемы из научных трактатов как структурные элементы иконографического языка и их адаптация к религиозному содержанию, к сакральной семантике. Нарастание их количества от поздней античности к раннему средневековью. Круг позднеантичных «научных» источников: Календарь 354 года и другие, ему подобные (астрологические образы, персонификации городов Империи, года, месяцев, сезонных работ), Notitiae Dinitatum imperii romani (образы городов, персонификации добродетелей и географических понятий), ПсихомахияПруденция, (персонификации пороков и добродетелей), Трактат Боэция (персонификации семи свободных искусств и Божественной Мудрости), Христианская Топография Козьмы Индикоплова . Логическая связь этой черты западной иконографии с другой ее специфической особенностью – интересом и тяготением к абстрактным темам и идеям, к теологическим, типологическим, анагогическим интерпретациям, к умозрительным комментариям. Внутреннее соответствие и логическое родство между схемами-формулами и абстрактным содержанием. Появление «tituli» как следствие познавательной миссии образа в латинской иконографии. Наиболее ранний сохранившийся пример – ортодоксальный баптистерий в Равенне. Отсутствие «tituli» в искусстве греческих провинций и в других памятниках Равенны – следствие религиозного значения образа в искусстве Византии. Манускрипты как поле для иконографического творчества. III. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. 1. Культурно-историческая ситуация у варваров в период возникновения их королевств на территории Западной Европы. Стадиальные отличиясоциально-экономического развития варварских народов и италийского населения. Отсутствие развитой письменной культуры, изобразительного искусства, каменной архитектуры. Латинизация варварских народов и соединение разнородных этнических элементов в их культуре. Неравномерная ассимиляция германских племен, разная мера их приобщения к античной культуре, разная степень освоения антропоморфных образов. Роль перехода германских племен в арианство для освоения христианской культуры. Декоративно-прикладное искусство готов и кельтов, стилистика, периодизация, значение для дальнейшего развития искусства варварских королевств и средневековой художественной культуры в целом.. 2. Культура и искусство варварских народов на территории империи. Культурная «встреча» Рима и Востока в это время. Утрата городского характера цивилизации. Проблема синтеза средиземноморской, восточной и варварской культур, и как итог - достижение удивительного равновесия, собственных оригинальных архитектурных и художественных форм, которые определяют западноевропейскую цивилизацию. Две доминанты в культурно-исторической ситуации времени: распад и вытеснение античной культуры, но, вместе с тем, относительно длительное сохранение на территории Империи элементов античных социальных и политических институтов, системы античного воспитания и образования. Значение этого фактора для развития христианского искусства. Постепенный генезис новой системы ценностей. Особенности религиозной и церковной жизни в это время. Начало эпохи Вселенских соборов, тринитарские и христологические споры. Бенедикт Нурсийский и организация первого западного монашеского ордена в Монте Кассино в 523 году. Закрытие в этом же году Платоновской Академии в Афинах. Роль института папства и его взаимоотношений с правителями варварских королевств. Папа Григорий Великий (ум. в 604 г.). Борьба римских пап за верховное духовное руководство церквями в варварских королевствах, за унификацию культа и литургии (против галльской церкви, кельтской церкви и т.д.) Архитектура раннего Средневековья: Освоение варварами форм каменного зодчества. Основной тип архитектуры – храмовое строительство. (Обо всем остальном известно мало). Отсутствие конструктивной логики в соотношении архитектурных элементов между собой – конструкция на этой стадии не определяет морфологию архитектуры. Упадок строительной техники и качества конструкции - кульминация процесса в X веке (за исключением каталонской архитектуры). Разнонаправленность тенденций – далеко не все ведут к романскому стилю или типологически схожи с каролингским и оттоновским зодчеством. Отсутствие стремления к пространственному синтезу (несвязанность между собой конструктивных элементов, открытый, незавершенный характер пространства, распад пространства на сравнительно автономные компартименты) – как сознательный выбор архитекторов и строителей. Развитие культа реликвий с начала V века и его влияние на эволюцию базилики. Противоречивые данные о раннем существовании развитой каменной архитектуры у варварских народов после их заселения на территории империи: А) свидетельства авторов хроник (Григорий Турский и др) о строительстве больших каменных, богато украшенных зданий в старых имперских провинциальных центрах (ла Дорада в Тулузе, Сан Пьетро ин чьеле д’оро в Павии). Б) бедная техника и упрощенные программы в каменном зодчестве, которые демонстрируют сохранившиеся здания (крипты в Жуарре и Гренобле и другие). Изобразительное искусство. Мера возможности варварского искусства ассимилировать художественные традиции и формы раннехристианской живописи и скульптуры. Свидетельства Григория Турского, Беды Достопочтенного, Павла Диакра о наличии изобразительного декора в храмах и дворцах в Галлии, Британии, Ломбардии, авторами (или руководителями создания ансамблей) которого, очевидно, были не сами варвары, а местные художники, знакомые с античной традицией. Основная тенденция эволюции: чуждая антропоморфного начала художественная концепция, тяготеющая к абстракции, к антииллюзионизму, к растворению человеческой фигуры в изгибах орнамента, вытесняет пластическую тенденцию, основанную на сходстве между образом и изображаемым, на правдоподобии, на доминанте антропоморфизма и, одновременно, впитывает ее влияние. Постепенная утрата антропоморфной доминанты художественной культуры на территории Западной Римской империи (в Западной Европе). В живописи и надгробной пластике – усиление абстрактных элементов и геометрического орнамента. Обилие абстрактного декора - на фоне схематической редукции человеческой фигуры. Сохранение лишь в нескольких мастерских (Тулуза, Прованс) традиций рельефной скульптуры и искусства итальянских мраморщиков и его значение для возрождения монументальной скульптуры в романское время. VII - VIII века: «мозаика» из фрагментов античного искусства, восточных тем, орнамента в искусстве варваров на территории Западной Европы. Присоединение византийских стереотипов к этому множеству. Специфическая «академизация» античного искусства к этому времени, усиленная массовым производством произведений искусства и культа и связанным с этим копированием устоявшихся штампов. Пути обновления за счет региональных элементов (художественная культура Галлии, мелкая пластика). Неравномерное развитие видов искусства и отдельных его аспектов: упадок каменного зодчества сочетается с бурным развитием ювелирного производства. Схематизация человеческой фигуры совпадает с блестящим расцветом геометрического, зооморфного орнамента и стилизованного растительного декора.
|