Студопедия — Памятники.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Памятники.






Базилики, относящиеся к первому, классическому для Рима типу: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра) - около 320/21-329, крупнейшая пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра, ставшая прототипом для остальных. Сан-Паоло фуори лемура - около 384/386 - 402/403. Построена на месте захоронения апостола Павла. Сан Джованни ин Латерано - пятинефная, древнейшая из христианских базилик, начата между 313-314 годами, храм епископов Рима, а затем и римских пап до переезда в Ватикан. Санта Мария Маджоре - трехнефная базилика построена между 400 и 430 годами.

Базилики, относящиеся ко второму типу:

Сан Себастьяно - построена в I половине IV века, диапазон датировки - от 310/311 до 350 г. Образец для последующих константиновских базилик этого типа. Санта Аньезе фуори ле мура - раннехристианская трехнефная базилика построена в 342 году дочерью Константина Констанцией над катакомбами с захоронением Св. Агнессы. Деи Санти Марцеллино е Пьетро - построена в эпоху императора Константина (около 320 года) и по его приказу в одном ансамбле с центрическим зданием, предназначенным для мавзолея самого императора (между 324 и 326). Сан Лоренцо фуори ле мура - раннехристианская базилика построена в IV веке.

Центрические постройки. Функции центрических сооружений - более узкие и специальные, чем храмов, как правило, посвященные одному аспекту религиозного культа. Типы - мавзолеи, мартириумы, баптистерии. Связь их архитектуры с античными прототипами.

Баптистерии:повсеместное строительство баптистериев в раннехристианскую эпоху. Особенности плана и архитектурной композиции: форма октагона, или круга по периметру здания, выделение колоннами центрального кругового пространства с купольным перекрытием, кольцевой обход с односкатным перекрытием. Варианты плана – применение более упрощенного композиционного решения, когда колонны приставлены к стенам (баптистерии Равенны), внутреннее пространство объединено в одно целое и исчезает кольцевой обход. Связь между архитектурным типом и функциями здания. Прекращение во всех регионах Западной Европы, кроме Италии, строительства баптистериев с эпохи каролингов. Сохранение традиции возведения баптистериев в Италии вплоть до XIV века. Латеранский баптистерий - сооружение константиновской эпохи, при Латеранской базилике, первоначальный план в форме круга, после перестройки (во времена папы Сикста III - 432-440) - традиционный для Италии октагональный план. Образец архитектурной композиции и системы декора для последующих итальянских баптистериев.

Мавзолеи – сооружение, характерное для раннехристианской эпохи. Прекращение традиции захоронений в мавзолеях в более позднее время и переход их функций к специально отведенным местам в храмах. Совпадение архитектурных форм античного и раннехристианского мавзолея, сходство с композицией баптистерия. Круг как основа плана мавзолея. Мавзолей Санта Констанца - около 350 г. для захоронения дочерей императора Константина Констанцы и Елены. Круглое в плане центральное пространство окружено 12 парами великолепных античных колонн с коринфскими капителями, на которых покоится барабан купола, прорезанный окнами. Кольцевой обход перекрыт сводом. По периметру внешней стены кольцевого обхода вписаны чередующиеся прямоугольные и полуциркульные в плане ниши. Мавзолей Санта Елены - часть монументального ансамбля базилики деи Санти Марцеллино е Пьетро. Начат при Константине как мавзолей для императора. Место захоронения матери Константина св. Елены.

Храм Санто-Стефано-Ротондо (построен 468-483, декорирован мозаикой (523-530) - уникальный образец раннехристианского центрического храма в Риме, хотя в Средние века традиция применения центрических форм в храмовом строительстве здесь практически не развивается.

Памятники столичной школы вне пределов Рима: Мавзолей Сентселлес – история создания римской виллы в Константи, близ Таррагоны (Испания). Сооружения, составляющие комплекс, и их функциональное предназначение. Вопрос о времени создания разных частей ансамбля и их завершенности. Центральная часть ансамбля (комплекс из двух зданий): круглый в плане зал, перекрытый куполом, опирающимся на стены, с четырьмя полуциркульными экседрами по сторонам света и зал в плане четырехлистника (тип перекрытия неизвестен).

3.2. Изобразительное искусство. Характерные черты христианского изобразительного искусства Рима по сравнению с периодом до 313 года:

· · активное обращение к произведениям позднеантичного языческого искусства с целью заимствования художественных форм, сюжетов и тем. Их значение для генезиса христианского искусства и иконографии. Поворот к художественной культуре античного Рима - одна из важнейших предпосылок быстрейшего распространения христианского искусства на огромной территории Империи, значительного укрепления его социального статуса, духовного авторитета и формирования его художественных качеств. В этом контексте – генезис стилистических черт, определивших во многом всю последующую эволюцию римской школы в Средневековье.

· · Экстраполяция важнейших черт культа императора на формирование культа Христа и его иконографических схем.

· · выход тематики изобразительного искусства далеко за грани похоронного культа и культа умерших. Значительное расширение круга тем и сюжетов из Ветхого и Нового Заветов.

· · акцент на дидактическую и просветительскую функции христианского искусства.

· · Рим и восточные части Империи (Сирия, Палестина, Иерусалим, позже - Константинополь) - проблемы взаимовлияний в сфере стиля, тематического разнообразия и иконографии.

· · два типа сюжетных композиций в декорации храма: символические и «исторические». Принципы размещения, иконографические и стилистические отличия: в конхе апсиды - символические изображения, как обобщенно-символическое выражение главного смысла, самой сути христианской религии. На стенах центрального нефа – «исторические» сцены, иллюстрирующие события Ветхого и Нового Заветов, передающие эпизоды библейской истории.

· · Основная тенденция эволюции: к преодолению античного влияния на уровне моделировки художественной формы и переработки принципов построения трехмерного пространства на плоскости. Нарастание условности, схематизации, формирование принципиально иного понимания роли композиции и колорита. Формирование устойчивых черт в стилистике и иконографии.

· · характерные особенности стиля столичного искусства по сравнению с провинцией. Истоки, предпосылки и значение консерватизма римской школы, сохранявшегося на протяжении всего Средневековья.

Раннехристианские мозаики Рима:Широкое повсеместное применение мозаики для декорирования раннехристианских культовых построек: она встречается практически всюду в ареале распространения христианства, как на Западе, так и на Востоке. Причины обращения официальной христианской церкви к искусству мозаики: влияние позднеантичных традиций, эстетические качества, соответствующие христианскому мировоззрению, (например, возможность применения золотого фона), прочность и долговечность самой техники. Особенности техники мозаики. Прочное сохранение приверженности к мозаике в монументальном искусстве римской художественной школы на протяжении всего средневекового периода.

Мавзолей Сентселлес - Купольный зал и его живописный и мозаический декор (около 350 г.) – предположительно древнейший в Европе ансамбль, посвященный христианской тематике. Система расположения мозаики купола: три концентрических круговых фриза опоясывают купол. Во внешнем – сцена охоты, в среднем – 16 сцен из Ветхого и Нового Заветов, разделенные колоннами (Даниил во рву, Добрый пастырь, История Ионы, Ноев ковчег, Три отрока и др.), во внутреннем – аллегории четырех сезонов и четыре не идентифицированные до конца сцены (изображение в центральном медальоне утрачено почти целиком, за исключением фрагментарной группы из маленьких голов). Орнаментально-декоративные ленты, связывающие фигуративные фризы: сочетание чисто декоративных форм с орнаментальной христианской символикой. Полная принадлежность художественно-стилистических особенностей орнамента к стилистическим характеристикам позднеантичного языческого искусства. Проблема интерпретации замысла и общего смысла декора. Стилистическое и композиционное сходство и идентичный выбор ветхозаветных и новозаветных сцен (сюжеты, иллюстрирующие идею спасения через божественное вмешательство) в сравнении с памятниками Рима III и IV столетий – катакомбы, мавзолей Санта Констанца. Проблема функционального предназначения памятника (мавзолей сына императора Константина–Константа I?), гипотеза об его принадлежности к ареалу столичного искусства на основании высочайшего качества исполнения и совпадения иконографического набора.

Мавзолей Санта Констанца - два типа декора: А) репрезентативные сцены Traditio legis и Traditio clavis в конхах полуциркульных ниш, время их возникновения и стилистические особенности. Б) Сцены Сбора винограда на цилиндрическом своде кольцевого обхода. Соединение античной изобразительной живописной манеры со смыслом христианской символики. Вопрос о декоре первоначального купола мавзолея, гипотеза о сосуществовании циклов из Двух Заветов, расположенных двумя регистрами, в их прообразовательной связи.

Церковь Санта Пуденциана (между 401-417 гг.) - композиция в апсиде, изображающая Иисуса Христа среди апостолов. Связь с иконографией и культом римского императора. Характерное для V века соединение образа Христа - Пантократора с образом Христа - светского царя. Уровень канонического и иконографического мышления. Разработанный архитектурный фон. Стилистическое сходство с изобразительным искусством позднего Рима.

Церковь Санта Мария Маджоре (432-440): крупнейший сохранившийся памятник раннехристианского изобразительного искусства, демонстрирующий его выразительную силу, полноту синтеза живописи и архитектуры, ансамблевое мышление в ту эпоху. Проблема стилистической и временной разнородности двух частей ансамбля (мозаик триумфальной арки и мозаик нефа) и ее решение современной наукой. Выбор и расположение ветхозаветных и новозаветных композиций в пространстве храма – итог более детально разработанной иконографической программы. Влияние богословских споров, развития теологической мысли и решений Эфесского собора на содержательную сторону и иконографическое решение живописных композиций. Система изображения ветхозаветных сцен на стенах центрального нефа. Смысловой акцент не на единичный сюжет, а на тему, раскрываемую серией сцен. Сцены из жизни Марии и детства Христа на центральной арке – проблема выбора и семантики, символический принцип построения программы. Пример борьбы с ересями средствами искусства.

Латеранский баптистерий Изображение (461-468) божественного Агнца с крестом в куполе капеллы V века как композиционный и иконографический образец для множества сцен того же типа. Сильное влияние античного искусства, как стилистическое, так и смысловое: корона из цветов на голове Агнца с символами четырех сезонов, пары птиц, символизирующие четыре стихии – землю, воду, воздух и огонь и др.

Церковь деи Санти Косма е Дамиано (526-530) - типичные черты римской палеохристианской школы, проявленные здесь. Сцена Majestas Domini в апсиде и дальнейшее иконографическое и стилистическое развитие символических композиций в рамках официального церковного искусства. Три фактора, определяющих актуальное состояние христианского изобразительного искусства на тот момент: 1) сильное влияние императорского культа, 2) неустойчивые, порождающие неоднозначную интерпретацию, иконографические типы, 3) «разовые» иконографические схемы, не утвердившиеся в дальнейшей практике. Влияние этой композиции на апсидиальные мозаики IX века в римских базиликах Санта Праседе, Санта Чечилия, Сан Марко.

Несохранившиеся мозаики старой базилики св. Петра (между 440 и 461, при папе Льве I) и Сан Паоло фуори ле мура. Монументальные циклы, включающие сцены Двух Заветов и взгляды на их роль в сложении смысловых взаимосвязей между сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Иконографическое выражение этих взаимосвязей.

4. Раннехристианское искусство Милана. Роль Милана как второго после Рима христианского центра на Западе. Арианство в Милане. Св. Амвросий – эпископ Милана и значение его деятельности в становлении христианской религии и культуры Запада. Миланская школа среди других школ позднеантичного искусства.

Архитектура: Активное строительство храмов в IV веке. Типологическая общность христианских культовых сооружений в Риме и Милане, очень высокое качество строительной техники. Особенности реализации базиликального типа храма в Милане: городской собор Санта Текла (ок. 350-355) в центре города. Размеры храма сопоставимы с Латеранской базилики, но логика и ясность структурных соотношений основных частей базилики (нефы и трансепт) проявлена меньше.

Характеристика активной строительной деятельности св. Амвросия. Символический смысл ее ориентации (функциональной и стилистической) на архитектуру Константинополя. Базилика Амброзиана, ныне Сан Амброджо (379-387, освящена в 386 г.) – трехнефная базилика с полуциркульной апсидой, без трансепта. Значение этого храма в истории католической церкви. Базилика Апостолорум, ныне Сан Назаро (оконч. в 386), - ориентация на храм Св. Апостолов в Константинополе как по плану в форме креста, так и по стремлению св. Амвросия разместить в ней мощи апостолов. Базилика Виргинум, ныне Сан Симплициано (заложена в 397) –ярко выраженный план латинского креста без модификаций, полуциркульная апсида, неглубокий хор. Храм как исходная модель для культового строительства в северной Италии.

Центрические постройки - Сан Лоренцо Маджоре (конец IV века, возможно до 380 г.). Проблема типологической принадлежности Сан Лоренцо, особенности его центрической композиции и вопрос восточных влияний на его структуру. План в форме тетраконха, заключенного во внешнюю оболочку, включает четыре широких полуциркульных экседры, перекрытых полукуполами. Экседры открываются двумя ярусами колонн в центральное, квадратное по первоначальному плану, пространство. На уровне первого яруса вокруг квадрата проходит деамбулаторий, над которым, на уровне второго яруса, устроены галереи. Изначальное сводчатое перекрытие деамбулатория. Вопрос о купольном завершении завершение центрального пространства: купол на парусах или крестовый свод. Сложную композиционную структуру Сан Лоренцо по внешнему периметру акцентируют четыре угловые башни, не связанные с галереями. Синтез черт римской и восточной архитектуры, сходство с другими храмами, план которых основывается на системе двойной оболочки: напр. церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе. Высочайшее качество строительной техники и очень богатый декор интерьера с мозаикой в куполе. Капеллы Сант Аквилино и Сан Ипполито (построены одновременно с храмом) - примеры малых форм палеохристианских центрических построек. Вопрос об их первоначальном предназначении. Решение проблемы ансамблевого единства основного здания и пристроек в рамках раннехристианской архитектуры на примере комплекса Сан Лоренцо с двумя одновременными ему зданиями. Сложная композиционная структура Сант Аквилино: план октагона, перекрыт сомкнутым куполом. По периметру в толще стены вписаны чередующиеся прямоугольные и полуциркульные ниши, над которыми, на втором ярусе проходит кольцевой коридор. Чрезвычайно богатая декорировка интерьера, применение цветного мрамора и мозаик. Гипотеза о первоначальном предназначении Сант Аквилино в качестве императорского мавзолея. Парадно-монументальное завершение всего ансамбля атриумом и пропилеями перед ним. Капелла -мавзолей Сан Систо – пристроена в начале VI века (ок. 500).

Изобразительное искусство. Истоки и предпосылки формирования стиля миланских памятников. Вопрос о стилистической специфике миланского искусства - синтез в искусстве Милана латинских и эллинистических черт средиземноморской художественной культуры.

Вопрос о первоначальном декоре Сан Лоренцо. Украшение его капелл: Капелла Сант Аквилино (IV век, Сан Лоренцо): монументальный декор и мозаические композиции (фрагменты сцен Христос среди апостолов, Вознесениесв. Ильи и другие, не до конца расшифрованные сцены): живописность, яркий колорит, пластическая моделировка, близость к классическому стилю.

Капелла Сан Витторе ин чьеле д’оро (Сан Амброджо): Мозаика купола (IV век) с погрудным изображением Сан Витторе на золотом фоне среди гирлянд из цветов и фруктов. Близость к классической античной традиции, живописная моделировка. Мозаики, расположенные на стенах (V век): изображения святых, в том числе Сан Амброджо. Плоскостная трактовка фигур, акцент на линию, большие цветовые плоскости, восточные влияния. Сохранение некоторых пространственных соотношений, массивные фигуры прочно стоят на земле.

5. Раннехристианское искусство Равенны. Школа Равенны среди других школ раннехристианского искусства. Истоки специфических особенностей: в позднеантичном искусстве Равенны, в восточных и византийских влияниях. Архитектура Равенны: адаптация базиликального типа храма к условиям Равенны - базилики без трансепта, граненые апсиды, кирпичное строительство, ввоз мраморных архитектурных деталей. Равновесие между базиликами и центрическими постройками, характерное для Равенны.

Равенна как один из крупнейших центров искусства мозаики в раннехристианскую эпоху. Стилистические, иконографические, колористические особенности равеннских мозаик по сравнению с римскими памятниками. Вклад искусства Равенны в развитие раннехристианской иконографии и, прежде всего, в освоении и расширении цикла сцен из Нового завета. Принципы ансамблевого единства архитектуры и мозаического декора.

Равенна как крупный центр раннехристианской пластики. Стилистические и семантические варианты декора саркофагов: 1.) антропоморфные изображения и повествовательные исторические композиции, 2.) лаконичный язык первых христианских символов - знаков. Моделировка форм: 1.) пластичная, высокий рельеф, богатый декор, 2.) суше, строже, применение более низкого рельефа.

Место и значение равеннской архитектуры в развитии типологии базилики и баптистериев. Значение равеннских мозаик в эволюции изобразительного искусства, их влияние на искусство Италии и прилегающих регионов. Периодическое «возрождение» интереса к равеннским мозаикам в истории искусства. Периодизация искусства и архитектуры Равенны этого времени: а) эпоха последних императоров, б) эпоха остготов, в) эпоха византийского экзархата.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1095. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия