Студопедия — Искусство Рима времен варварских королевств.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство Рима времен варварских королевств.






Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»:

Первая попытка возвращения к раннехристианскому искусству и причины, вызвавшие ее. Программа монументального живописного декора (мозаики, фрески) римских церквей – идейные основания, реконструкция раннехристианских образцов, новые смыслы. Санта Мария Антиква – первые росписи – VI век. Фрагмент «Богоматери на троне» с двумя ангелами по сторонам. Сходство с иконографическим и композиционным типом, сложившимся в иконописи, но новая, по сравнению с Санта Мария Маджоре, концепция образа Марии, акцент на ее божественную сущность. Самое раннее изображение Богоматери с короной на голове. Дальнейшее преодоление принципов античного нарративизма и подражания натуре. Икона из Санта Мария Трастевере (начало VIII века) – с одной стороны - почти точное повторение иконографического типа, с другой – его внутренняя трансформация под влиянием идеи иератизма.

Фрески начала VII века – фрагменты Благовещения: «импрессионистический» характер живописи, близость к римской живописной технике I века. В целом – искусство, характерное для эллинистической традиции и ее преломления в начале н. э. в Риме. Фрески середины VII века с изображением четырех мучеников. Стилистическое сходство с изображениями в Санта Мария ин Валле в Чивидале.

Фрески начала VIII века: в апсиде (не сохранились), в триумфальной арке. Сходство с эллинистическими отголосками в Благовещении. Сложная иконографическая программа, идея единства западной и восточной церквей. Переход от единичных нарративных сцен к синтетическому выражению богословской идеи, один из самых ранних примеров зависимости расположения живописного декора от основных архитектурных элементов, архитектоничность построения композиции, раскрывающей разуму божественную сущность – во всем этом рождение средневекового искусства.

Фрески середины VIII века (эпохи папы Захария: 741 – 752): фигуры мучеников, изображенных в рост. Фронтальность, отсутствие интереса к индивидуальной характеристике, редукция фигур и лиц до живописной формулы. Ближайшая параллель – изображения в Санта Мария ин Валле в Чивидале.

Фрески в Кастельсеприо. Проблема датировки – с VII по X век. Византийская традиция, сходство с манускриптами, выполненными в императорских мастерских Константинополя. Близость этих фресок к живописи Сан Сальваторе в Брешии (около 753).

Поздние фрески в Санта Мария Антиква, Кастельсеприо, Сан Сальваторе в Брешии – примеры североитальянского искусства, соединяющего в себе черты Востока и Запада, традиции восточного Средиземноморья, переложенные на латинский лад. Данная традиция – вне каролингской, хотя с ней взаимодействует.

Возобновление иконоборчества в Византии при императоре Льве V Армянине. Заступничество папы Пасхалия I. Переезд многих греческих монахов в Италию, особенно Южную. Организация греческих монастырей в Риме и в Южной Италии. На основе этих факторов - нарастающее византийское влияние в искусстве Запада.

Деятельность папы Пасхалия I по реконструкции и украшению мозаиками Санта Мария ин Домника, Санта Праседе, Санта Чечилия (817 – 824) и ее ретроспективный характер. Стремление сохранить особенности позднеантичных христианских храмов, воздвигнутых ранее. Архитектура и живопись раннехристианского Рима как образцы в художественной деятельности Пасхалия I. Влияние византийского искусства на мозаический декор этих храмов и прямое, доминирующее участие греческих монахов в украшении храмов. Мозаики Санта Мария ин Домника – первое в Риме изображение Богоматери в апсиде, иконография Царицы небесной, по сторонам трона – ангелы в белых туниках с золотыми крыльями. Изображение коленопреклонного Пасхалия I. Подчеркнутая иератичность образа Богоматери. Сходство между этим образом и изображением Богоматери в Св. Софии в Салониках. Черты восточного искусства в этом памятнике – нимбы ангелов, расположенные один над другим, и обозначающие многочисленность ангельской свиты. Отказ от античной перспективы, построение пространства не в глубину, а по вертикали. Над конхой апсиды – мозаический фриз: Иисус Христос среди апостолов. Первое в Риме изображение Христа, восседающего на радуге – параллель с мозаикой Vвека в Хосиос Давид в Салониках: визуальный образ слов пророка Иезекиила, сравнившего радугу с Божественным светом.

Базилика Санта Праседе. Реконструкция базилики как храм – мартирий и перенесение туда мощей пап и мучеников, остававшихся в катакомбах. Устройство крипты, одной из самых первых в Риме, для размещения реликвий. Связь с возросшим значением самого культа реликвий в Риме в эпоху иконоборчества. (Почти одновременное появление (чуть раньше) крипты в Санта Мария ин Космедин). Размещение части реликвий в капеллах, построенных для этого. Мозаики Санта Праседе: апсида и триумфальная арка. Сцена представления на небесах Св. Праседе и Св. Пуденцианы Христу апостолами Петром и Павлом. Влияние на композицию, колорит и иконографию сцены апсидиальной мозаики в церкви деи Санти Косма е Дамиано. Отсюда – изображение папы Пасхалия как донатора не в коленопреклоненной позе, а во весь рост, предстоящим перед Христом. Триумфальная арка: изображение небесного Иерусалима. Наряду с подражанием раннехристианским памятникам – дальнейшая эволюция стиля к полному вытеснению античного натурализма условностью, иератизмом, абстрактным декоративизмом. Мозаики капеллы Сан Дзено в Санта Праседе: возможно работали те же мастера, что и в базилике. Но в стиле капеллы - больше византийских влияний. Композиция из четырех ангелов, стоящих на голубых сферах и поддерживающих бюст Христа, изображения апостолов и святых в круглых медальонах (сходство с мозаиками св. Дмитрия в Салониках). Черты византийской иконографии в сценах Преображения (частично сохранилась), Деисуса (Богоматерь и Иоанн Креститель друг против друга в молитвенной позе), св. Петр и св. Павел по сторонам Престола уготованного (Этимасии).

Санта Чечилия ин Трастевере. Легенда об обретении мощей Св. Чечилии. Мозаики храма. В апсиде – тема, созвучная композиции в Санта Праседе: представление на небесах св. Чечилии и св. Валериана Христу апостолами Петром и Павлом. Изображение папы Пасхалия I. Иная стилистика и эмоциональное содержание образного строя по сравнению с Санта Праседе.

Папа Григорий IV и его строительная и художественная деятельность. Реконструкция базилики Сан Марко в Риме. Мозаика апсиды, ее связь с композицией в церкви деи Санти Косма е Дамиано, и, одновременно – все большее отдаление от этого образца. Нарастание иератичности в композиционном построении и характеристике образов. Сильное византийское влияние.

Мозаики Санта Аньезе и Сан Лоренцо в Риме.

Капелла Сан Венанцио в Латеранском баптистерии: позднеантичный стиль изображения и раннехристианский тип иконографии, проявившиеся в начале VII века - зеленые и золотые гирлянды аканфа на синем фоне, божественный Агнец в окружении 4 голубей, символизирующих евангелистов.

Североитальянские рукописи конца VI - VIII веков – в русле свероитальянского стиля, развивающегося вплоть до 1000 года, до момента формирования национальных школ: Евангелие св. Августина (конец VI века), Кодекс Валерианус (около 675 г.), Изложение католической веры св. Амвросия (близко по времени к Кодекс Валерианус), Кодекс Эгина из Вероны (конец VII века), Верчелльский кодекс (Гомилии Григория Назианзина, VIII в.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия