«Социальная психология»
Основные критерии, раскрываемые в содержании рецензии:
- актуальность и новизна темы;
- степень (уровень) решения выпускником поставленных задач;
- полнота, логическая последовательность и грамотность изложения содержания темы;
- научность (методы исследования, постановка проблем, анализ научных взглядов), обоснованность и аргументированность выводов и предложений, их значимость, степень самостоятельности автора в раскрытии вопросов темы и самой темы в целом;
- объем, достаточность и достоверность материалов практики, умение анализировать и обобщать практику в области социальной работы;
- полнота использования нормативных правовых актов и литературных источников;
- ошибки, неточности, спорные положения, замечания по отдельным вопросам и в целом по работе (с указанием страниц);
- правильность оформления работы, ее графической части (соответствие требованиям действующих стандартов);
- другие вопросы по усмотрению рецензента;
- заключение о соответствии работы предъявляемым требованиям, в том числе заключение о соответствии работы заданию на ее выполнение, оценка качества выполнения каждого раздела, главы, работы, оценка степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений, рекомендаций), теоретической и практической значимости работы;
- предложение об оценке выпускной квалификационной работы по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Запись сотрудника кадрового аппарата, удостоверяющего подпись рецензента, заверенная печатью.
С результатами ознакомлен __________________________
(подпись магистранта)
«____» _______________ 20__г.
[1] Текст ГОСТ см.: Научно-техническая библиотека. БГТУ им. В. Г. Шухова: сайт. URL: http://ntb.bstu.ru/resources/science_help/files/Lib_link/GOST.html (дата обращения: 15.07.2009).
Географическое положение
Краснодарский край расположен на юге России и граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесией и Грузией.
Территория края омывается с юго-запада Черным морем, с северо-запада Азовским.
На востоке территории края расположен западный склон Ставропольской возвышенности. На крайнем западе находится таманский полуостров с системой грязевых вулканов. Хребты Большого Кавказа начинаются недалеко от города Анапы и имеют направление с северо-запада на юго-восток.
Значительную часть края занимают черноземные почвы, используемые в сельском хозяйстве. В предгорных и горных районах преобладают горно-лесные и горно-луговые почвы, а в пойменных зонах – болотные почвы.
Животный мир обширен и разнообразен.
Всего насчитывается: 320 видов птиц; 163 вида рыб; млекопитающих – 86 видов; рептилий – 21; земноводных – 11 видов.
На территории края расположены южно-российские порты: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Темрюк. Край является важнейшим курортным центром России.
Водоемы Краснодарского края относятся к бассейнам Черного и Азовских морей. Всего в крае насчитывается 13 тысяч больших и малых рек. Крупнейшей рекой является Кубань, которая берет свое начало в предгорьях Эльбруса и протекает по территории Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и Республика Адыгея.
Водную сеть края дополняют многочисленные лиманы (около 250), сосредоточенные вдоль побережья Азовского моря. Помимо естественных водоемов, имеется сеть водохранилищ, выполняющих важную функцию в местной экономике.
Воды бассейна реки Кубани, используемые для нужд рисосеяния, чрезвычайно загрязнены. В результате наблюдается снижение качества воды.
Наибольшее значение для жизнедеятельности Краснодарского края имеют подземные воды.
2.
Первобытно-общинный строй на Северном Кавказе и его археологическая периодизация.
Археологическая периодизация первобытной формации. Начальной эпохой человеческой истории является каменный век – палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (позднекаменный век).
Палеолит продолжался от возникновения человека до начала геологической современности
Широкое же освоение территории Кавказа происходит в ашельскую эпоху.
Первобытные стоянки этих людей обнаружены на территории Северо-Западного Кавказа в Прикубанье и Причерноморье. Освоив различные природные области Кавказа и различные высотные ландшафты, первобытные люди приспособили охотничье-собирательное хозяйство к конкретным географическим условиям. В горных районах Кавказа охотились главны образом на пещерных медведей.
В горно-степных и лесостепных районах Кавказа первобытные люди охотились на бизонов, диких козлов, лошадей, зубров). Важнейшей особенностью этого промысла являлся его коллективный характер, что возмещало личную техническую оснащенность охотников.
Селились первобытные люди главным образом в пещерах и гротах. С наступлением оледенения им приходилось спускаться вниз, в предгорья.
Стоянки ашельского времени, обнаруженные на территории Сочи и соседней Абхазии, представляли собой единые комплексы небольших открытых стойбищ.
Средний палеолит (мустьерская эпоха). Эта эпоха захватывает первую половину вюрнского оледенения (последнего).
Природная обстановка в это время сильно изменилась, за похолоданием следовало потепление, затем – более сильное похолодание. Площадь ледников сокращалась, климат стал очень неустойчивым.
Мустьерские люди расселялись вдоль всего северного склона Большого Кавказа и Причерноморья. В благоприятные времена мустьерские люди проникали вглубь гор.
Люди этого периода вели в основном оседлый образ жизни, появились искусственные жилища (шалаши, хижины из жердей, шкур, костей). совершенствовались способы охоты.
В ряде пунктов Кавказа именно в эпоху мустье возникают скопления однородных памятников. Каждое скопление, по-видимому, характеризовало тогда этнически близкую группу общин, связанных между собой единством происхождения, территории, хозяйства и культуры.
Наиболее известные памятники мустьерской эпохи найдены на Ильской стоянке, в долинах рек Курджипс, Фарс, Псефирь, Уруп, Тух, в районе станицы Смоленской, близ города Хадыженска.
На Ильской стоянке обнаружены остатки искусственного жилища – дугообразные кладки из доломитовых плиток вокруг очага; Основными объектами охоты являлись олени, муфлонообразные бараны, грызуны, птицы, рыба.
В верхнем палеолите Северо-Западный Кавказ уже имел почти современный геоморфологический облик.
Из животных здесь обитали первобытные быки, дикие лошади, горные козлы и бараны, благородные олени и др. Климат в основном был прохладный и менее влажный. Ландшафт почти безлесный.
В мезолите произошли значительные изменения в образе жизни людей; охота принимает более индивидуальный характер (возможно, с применением лука и стрел), рыболовство приобретает все более важное хозяйственное значение, собирательство становится более интенсивным и складываются предпосылки для производящего хозяйства. Большинство археологических памятников мезолита находятся в среднегорье.
Именно в это время формируются расовые признаки.
В неолите появляются крупные ножевидные пластины, острия, сверла, наконечники стрел. Появляется новая техника обработки камня – сверление и полировка.
Достижением неолитических племен было овладение гончарным производством – изготовление глиняной посуды.
Жилища представляли собой легкие постройки из камня.
Начало развития земледелия выпадает как раз на неолитический период. Начальной формой земледелия явилось лиманное земледелие (поймы рек, устья, дельты рек). Неолитические племена возделывали в основном пшеницу, рожь, ячмень и бобовые культуры.
Очень быстро развивается производство глиняной посуды; В период неолита основной социальной ячейкой была родовая община, состоящая из нескольких семей и возглавляемая старейшиной.
Энеолит. В эту эпоху стала более разнообразной кухонная утварь, появляются сковороды, терки. Появляются ямы – хранилища для зерна с вкопанными в них сосудами. Керамика обжигается в специальных печах.
Уже в это время крупный и мелкий рогатый скот начали на летний период угонять в высокогорье, на альпийские луга.
Таким образом, появившись около 130 тысяч лет назад на Северо-Западном Кавказе, человек жил здесь непрерывно. Он активно осваивал природные богатства региона, вступал в контакты с соседями, совершенствовал технику производства, постепенно меняя свой физический облик и тем самым закладывал основы для дальнейшего развития.
3. Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).
Киммерийцы
По словам Геродота, древнейшими обитателями Северного Причерноморья были киммерийцы — первые из северочерноморских племён. По рассказу Геродота, киммерийцы были вытеснены из Северного Причерноморья скифами и переселились на южный берег Чёрного моря, в район Синоды.
Скифы.
Основную массу населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, они населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.
По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Геродот сообщает, что алазоны сеяли и употребляли в пищу помимо хлеба также лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-пахари сеяли хлеб не только для собственных нужд, но и на продажу, которая, надо думать, осуществлялась ими при посредничестве греческих купцов. Вспашка земли, как правило, производилась скифскими земледельцами при помощи запряжённого волами плуга.
Скифы-кочевники, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Эти племена добывали себе пропитание но земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.
У скифов-кочевников животноводство достигло относительно высокой ступени развития, и они в V—IV вв. владели огромными стадами и табунами скота. Распределение этого скота между соплеменниками не было равномерным. Большие скифские курганы поражают богатством своего погребального инвентаря.
Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях, преимущественно греческой работы, найденных в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба (Керчь), Чертомлыцкий, Солоха (Нижний Днепр) и ряд других. Сражались скифы преимущественно на конях, хотя в дальнейшем, по мере роста оседлости, появляется и скифская пехота.
Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь.
Ещё большее своеобразие скифской культуры раскрывается в так называемом скифском зверином стиле. Изображения зверей на вещах, выполненных в этом стиле, чаще всего трактуются не в положении покоя, а в напряжённой борьбе или движении. На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками.
Сарматы (савроматы)
Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о хождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п.
На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда. Наряду с обычными для погребального инвентаря вещами в них находят оружие и каменные блюда культового назначения, следы человеческих и конских жертвоприношений, свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами.
Материальная культура савроматов, весьма близка к скифской. Так, например, мечи и кинжалы савроматов, очень напоминают скифские. торговля в меньшей степени оказывала своё воздействие на социальный строй сарматов.
Меотийские племена
Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове издавна находились (в отличие от сарматов) под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства. Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития О величине принадлежащих кочевникам стад и табунов наглядно свидетельствуют большие кубанские курганы со следами массового ритуального умерщвления лошадей. Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен.
4. Греческая колонизация северо-восточного побережья Черного моря.
Великая греческая колонизация, под которой понимается переселение греков в различные районы Средиземного и Черного морей. Первые поселения древних греков на северном берегу Черного моря появились в VII-VI вв. до н. э. Древнегреческие города-колонии были самостоятельными государствами. Колонии имели свое правление, суды, законы, проводили независимую внутреннюю и внешнюю политику, чеканили свои монеты. Первые города-государства появились на северных берегах Черного моря, которое греки называли Понт Эвксинский.
Жители греческих поселений вели оживленную торговлю с местными племенами предметами ремесленного производства. В Грецию колонии поставляли хлеб, рыбу, рабов, другие товары. Греческие колонии развивались в тесном взаимодействии с местным населением - меотами, скифами, оказывая на них культурное влияние.
Греческий полис состоял из городского центра и сельскохозяйственной округи. Верховным органом власти в полисе было народное собрание полноправных граждан. Исполнительная власть осуществлялась коллегией архонтов.
В боспорских городах большое распространение получило виноделие.
Греки не знали деревянных бочек, все сыпучие и жидкие продукты они хранили и перевозили в огромных глиняных сосудах. Производство керамики было важной отраслью ремесленного производства.
В Фанагории сосредоточилась вся торговля с племенами Прикубанья.
Между тем в связи с обоснованием на Северном Кавказе сарматов, в результате вооруженныхмежплеменных столкновений существенно нарушаются налаженные отношения античных городов с аборигенами, что отрицательно сказывается на положении Боспора. Одновременно с сарматской экспансией в Крыму активизировались скифы.
После восстания. Боспор попадает под римское влияние, боспорские «цари» признают римских императоров своими покровителями, но фактически остаются самостоятельными.
Однако со временем изменяется этнический состав территорий, заметно увеличивается процент негреческого, сарматского населения.
Процесс сарматизации усиливается, и в 93 г. Бос-порский престол переходит к царю с сарматским именем - Савромату (93-123).
5. Прикубанье в эпоху раннего средневековья. Тмутараканское княжество.
В конце I - середине II в. н. э. гунны появились в Средней Азии и Приуралье, затем форсировали Волгу в ее низовьях и в 70-х годах IV в. вторглись в Восточную Европу и на Северный Кавказ.
Гунны находились на той стадии социально-экономического развития, когда война ведется только ради грабежа, становится постоянным промыслом.
В 371 г. главные силы гуннов продвинулись через низовья Дона к Северному Причерноморью.
Другая их часть двинулась на Северный Кавказ по прикаспийским степям на юг до Терека и Кубани, а затем на запад - до Таманского полуострова.
Нашествие гуннов имело крайне тяжелые последствия для Северного Кавказа. Походы завоевателей сопровождались грабежом и разорением, истреблением местного населения. Оно заметно изменило политическую и этническую ситуацию на Северном Кавказе. Резко ухудшилось положение адыгейских племен. В IV-V вв. гунны были силой, наводившей страх на весь цивилизованный мир. Однако военно-политическое объединение, созданное гуннами, было нестабильным. Гуннская держава, упрочивавшаяся под властью бича народов Аттиллы, после его смерти в 453 году стала распадаться. Но обстановка в южнорусских и северокавказских степях продолжала оставаться очень сложной. В середине VI в. в степях Восточной Европы сложился союз кочевых племен во главе с аварами. В это же время в Приазовье кочевали болгарские племена во главе с Кубратом. В VII в. под контролем этого союза находились земли Прикубанья, нижнего течения Дона, Северного и Восточного Приазовья.
После смерти хана Кубрата в 668 г. Великая Болгария распалась на ряд орд, возглавляемых его сыновьями, между которыми началась междоусобная борьба.
Прикубанские болгары были подчинены хазарам и вошли в состав Хазарского каганата, представлявшего собой обширную федерацию различных племен.
В IX в. администрация юго-западной части Хазарии переселилась в бывшую античную Гермонассу. Город получил хазарское название Тумен-Тархан, т. е. место ставки военачальника. Это давало возможность хазарам постоянно контролировать Керченский пролив и весь Таманский полуостров, заселенный в основном адыгейскими и болгарскими племенами. Адыгейское название этого города Тамтаракай, а в русских летописях - Тмутаракань.
Сокрушительный удар хазарам нанес в 965 г. великий князь Киевский Святослав Игоревич. Святослав разгромил войско хазарского кагана. После этого стало реальностью продвижение руссов на Северный Кавказ. Вскоре хазарский город Таматарха становится русской Тмутараканью (ныне ст-ца Тамань) и центром одноименного княжества.
Вторжение кипчаков (половцев) и захват ими во второй половине IX в. южнорусских и северокавказских степей нанесли непоправимый удар Тмутараканскому княжеству. Под натиском кочевников территория княжества постепенно сокращается, а с 1094 г. оно больше не упоминается в русских источниках. В XII в. Таманский полуостров попадает под влияние Византии.
И хотя Тмутараканское княжество просуществовало недолго, оно оказало определенное влияние на развитие экономики и культуры народов Северо-Западного Кавказа.
Город Тмутаракань был крупным торговым и культурным центром. Тмутараканский порт связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами.
6. Нашествие монголо-татар на Северный Кавказ.
Одно из самых важных событий в жизни народов Северного Кавказа, обусловивших во многом их политическое и экономическое развитие, произошло в начале XIII в. Это было завоевание региона монголо-татарами. Впервые они появились на Северном Кавказе в 1221-1222 гг., разгромив алано-кыпчаков и половцевОсенью 1237 г. захватчики, возглавляемые братьями Батыя, вторглись в земли адыгов, адыги потерпели поражение, Затем монголо-татары приступили к завоеванию Крыма.
Вернувшиеся в 1242 г. из похода в Венгрию и Польшу монголо-татары уже прочно оседают в Крыму.
Активность татар в Крыму первоначально ограничивалась восточными его районами, причем зависимость местного населения от них не шла дальше выплаты дани.
В конце 1238 г. монголо-татары приступили к новому этапу в завоевании Северного Кавказа, нанеся удар по аланам.
Во время аланского похода Батый отправил свои войска на завоевание Дагестана (1239-1240). Однако походы 1237-1240 гг. не привели к окончательному завоеванию Северного Кавказа монголо-татарами.
В Крыму в то время возникла новая провинция Золотой Орды - государственное образование в пределах Монгольской империи. После очередной междоусобной резни в 1360-х годах Золотая Орда разделилась на две части - восточную и западную, в Северном Причерноморье и Крыму в 1367 г. к власти пришел темник Мамай. Он вел гибкую внешнюю политику, заручившись, в частности, поддержкой итальянской купеческой республики Генуи, имевшей колонии по всему южному побережью Крымского полуострова, а также в Северном Причерноморье.
7. Итальянская колонизация Северного Причерноморья и Кубани.
В XIII в.Причерноморье и Приазовье становятся зонами торговых интересов Генуи и Венеции. Агрессивные и напористые, постоянно конкурирующие между собой итальянские государства не
жалели сил, чтобы обосноваться в регионе.
Византийский император Михаил Палеолог подписал договор с правительством Генуи, по которому генуэзцам разрешалось беспрепятственно плавать через все проливы, вести беспошлинную торговлю, создавать фактории и селиться во всех владениях империи.
Население генуэзских земель было разнородным, здесь проживали армяне, греки, адыги, евреи, татары и русские. Самих генуэзцев было очень немного, но именно они были подлинными хозяевами. Торговали итальянцы тканями (шелк, парча, бокассин, бархат и сукно), стеклянными
изделиями, оружием, солью, рисом и пряностями. Часть товаров они получали с Востока и везли дальше в Средиземноморье. У местного населения скупали сушеную и соленую рыбу, икру, меха, хлеб, мед, воск, кожи и редкие сорта дерева. Огромного размаха достигла работорговля. Пленников из Восточной Европы и с Кавказа поставляли татары и горские князья. Иногда итальянцы сами захватывали людей. Продавались они на средиземноморских рынках, в том числе и в Италии.
Отношения с черкесами складывались сложно. Многие горские князья совершали набеги на итальянские поселения и грабили купеческие караваны. Это привело к тому, что зихи были включены в список недружественных для генуэзцев народов и купцам было запрещено продавать им оружие. Но отдельные князья поддерживали добрые отношения с итальянцами, торгуя с ними и оказывая различные услуги
8. Кубанские земли в составе Крымского ханства в XV-XVIII вв.
Большую роль в процессе формирования крымских татар сыграл распад Золотой Орды. В первой половине XV в. центробежные процессы охватили огромную территорию и привели к обособлению Казанского, Астраханского и Крымского ханств.
Крымское ханство возникло в результате стремления этих хозяев Крыма к получению полной самостоятельности. Именно оседание в Крыму нескольких знатных родов, образовавших бейлики - большие феодальные княжества, больше всего способствовало появлению нового государства.
В состав ханства вошли земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и почти вся Кубань. В собственно Крыму проживали крымские татары, а за его пределами, в том числе на Кубани, - ногайские татары, подчинявшиеся крымскому хану. Наибольшее количество ногайских татар переселилось на Кубань из Поволжья в XVI-XVII вв.
В 1475 г. Османская империя завоевала генуэзские колонии, вслед за чем Крымское ханство было лишено политической независимости, став вассалом Турции. 1475-1479 гг. - время постепенного утверждения османского владычества над Крымским ханством.
Двойственный характер политической, хозяйственной и культурной жизни Крыма сказывался во всем. Здесь действовали законы шариата, считавшиеся у правоверных мусульман, татар Крыма правилами жизни.
Специфика взаимоотношений Османской империи и Крыма, сложившаяся в XVI-XVIII вв., заключалась в том, что на международной арене их политика воспринималась как разобщенная, лишенная внутреннего единства. Искусственно создававшийся эффект раздвоенности политики давал возможность Османской империи выглядеть «миролюбивой» державой, а Крымскому ханству - выступать в роли самостоятельного государства
Что касается отношений с Россией, то Крым, воспринимая себя наследником Золотой Орды, отказывался рассматривать ее в качестве равноправного партнера. Московских государей ханы считали своими данниками, требуя с них по давней золотоордынской традиции «поминки» (деньги, меха, драгоценности и пр.), которые Россия была вынуждена отправлять в Крым начиная с XVI в.
На территории ханства торговали русские купцы, в Крым поступал из России зерновой хлеб.
проводя долговременно агрессивную политику в отношении России, ханство несло ей неисчислимые беды и страдания.
Исключительно дорого обходились московскому правительству дипломатические сношения с Крымским ханством.
Военная организация ногайцев Кубани почти полностью дублировала мобилизационную систему и тактику крымских татар.
Ногайцы представляли собой внушительную военную силу, занимая стратегически важные места. Периодически они выходили из повиновения хану и самостоятельно нападали на окраины России.
Красной нитью проходит через всю историю Крымского ханства исключительная роль порочной по своей сути набеговой системы в жизни татар как основного способа сохранения и повышения своего благосостояния.
Россия долгое время не могла адекватно реагировать на эту агрессию. Организация борьбы с ханством до конца XVII в. носила оборонительный характер
Военные действия против ханства затруднялись во многом его выгодным стратегическим положением. Крым отделяла от русских и польских границ широкая полоса безлюдных и безводных степей, преодолеть которые было нелегко. Единственная дорога в Крым проходила через сильно укрепленный Перекоп. Кроме того, на Черноморском побережье и в устьях впадающих в Черное море рек стояли грозные турецкие крепости, охранявшие все подступы к морю и Крыму.
В августе 1711 г. русские войска вторглись на Кубань и нанесли крупное поражение ногайским татарам, имевшее стратегическое значение. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. российские войска огнем и мечом прошлись по Кубани, разрушив крепость Копыл - место пребывания кубанского сераскира. Трижды разорению подвергался и сам Крым, причем сожжен был Бахчисарай - столица ханства.
Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. царское правительство сначала пошло по пути создания на территории Крымского ханства марионеточного Кубанского ханства. Затем, после завоевания территории ханства, планы меняются: в 1772 г. между Россией и ханством был заключен договор о независимости Крыма. Османская империя долго не признавала эту независимость.
9. Начало освоения Кубани казачеством. Казаки-некрасовцы.
Екатерина II, столкнувшись с непрекращающимися волнениями в ханстве разрубила крымский гордиев узел. 8 апреля 1783 г. она подписала указ о ликвидации ханства с одновременным включением его территории в состав Российской империи. Таким образом, только в конце XVIII в. наша малая родина - Кубань - стала российским владением.
Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение не только для ее народов, но и для народов Северного Кавказа, способствуя их культурному, экономическому развитию, включению их благодаря России в систему мировых торговых, культурных и политических связей.
Союзником России в борьбе с агрессией Крымского ханства выступало запорожское и донское казачество. Но в конце XVII в. сложилась ситуация, когда часть донских казаков предпочла уйти на Северный Кавказ, нежели покориться Москве
Появление первых групп казаков на Кубани теснейшим образом связано с борьбой донских казаков за свои былые права, в том числе право не выдавать бежавших на Дон людей. К политическим и экономическим основам многолетнего конфликта с Москвой добавился и религиозный.
В апреле 1688 г. более тысячи непокорных казаков бежало на Северный Кавказ.
С разрешения крымского хана они поселились в междуречье Кубани и Лабы.
Казаки стали получать жалованье от хана и азовского бея, избрав «меж себя» атамана. Затем они переселились вниз по течению Кубани и обосновались в Копыле. Казаки пользовались льготами в налогах и хозяйственной деятельности, находясь в целом под постоянным покровительством крымского хана.
На Дону вспыхнуло мощное казачье восстание, получившее название Булавинского. После ряда поражений Игнат Некрасов, увел несколько сот казаков вместе с семьями с Дона на Правобережье Кубани, входившее тогда в состав Крымского ханства. Вскоре казаки-некрасовцы, опасаясь за свою дальнейшую судьбу, переселились в Закубанье, к адыгам, проживая там еще в начале 1712 г. Новый хан пощадил беглецов, поскольку ему было известно о верности и храбрости первых («старых») кубанских казаков-пахомовцев.
Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани, избрав в качестве своего основного местопребывания болотисто-островные земли Таманского полуострова.
Все правящие крымские ханы видели в некрасовцах не потенциальных изменников, а верных защитников своего трона, что было по достоинству оценено казаками
Донские казаки ненавидели некрасовцев и при поимке обычно убивали. Антироссийские деяния некрасовцев нередко сопровождались грабежами и убийствами.
Казачье население некрасовских городков, объединившись со «старыми» кубанскими казаками, образовало в 1710-1720-х годах свое войско - Кубанское казачье войско (ханское). Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана.
Различными способами царское правительство пыталось нейтрализовать некрасовскую угрозу, подсылая даже наемных убийц к И. Некрасову. Некрасовские казаки были страшны прежде всего опасностью подражания их примеру российскими подданными.
10. Народы Северного Кавказа и Россия в конце XVIII - начале XIX вв. Вхождение Правобережной Кубани в состав Российской империи.
В 19 веке значительные территории Северного Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь оказывая огромное влияние на коренное население края.
По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам – суннитам. Православие исповедует основная масса осетин, моздокские кабардинцы, а также проживающие здесь русские, украинцы, греки и ряд других народов.
Население Северного Кавказа принадлежит к различным языковым семьям и группам. Собственно кавказские (в языковом отношении) народы принадлежат к северокавказской языковой семье. Для народов этой семьи Кавказ является единственным местом компактного проживания. Северокавказская семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую. К абхазо-адыгской группе принадлежат следующие народы Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги (все они объединяются под общим названием «адыги»), а также абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и многие другие народы Дагестана. Языком межнационального общения для народов Северного Кавказа служит русский язык.
Переход к России Правобережной Кубани
После Кючук-Кайнарджийского мира Россия, казалось бы, прочно закрепила за собой Правобережную Кубань. Однако это было закрепление с помощью войск. Для основательного закрепления, как понимала Екатерина, здесь нужны были постоянные носители российских интересов. Выход был найден в переселении сюда запорожских казаков.
Войсковой судья Антон Головатый обещал императрице «воздвигнуть на дарованной земле грады, населить села» и сохранять в безопасности рубежи отечества.
11. Особенности культуры народов Кубани XVIII-XIX вв.
В силу особенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уникальным регионом, где элементы традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры.
Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.
Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий мёжкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию прочных начал духовной общности горских племен и русского народа.
Изначально На значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карнизами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали коньки. В восточных районах края позже широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, тур лучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.
В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цветные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны, зеркала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украшались и бумажными цветами.
Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов.
В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка).
Помимо русского народа в Кубанской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некоторые другие.
Второй по численности группой коренного населения области были адыги - черкесы.
В целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежел