Студопедия — Глава 1. Теоретический курс дисциплины 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 1. Теоретический курс дисциплины 4 страница






Юность – пора, когда человек стоит на пороге самостоятельной жизни. Такое объективное положение накладывает отпечаток на всю его психику, кардинально меняет его отношение к жизни, к своим поступкам. Человек начинает осознавать свою ответственность перед обществом, более трезво оценивать себя и окружающих. Необходимость самостоятельного выбора жизненного пути в сознании юноши означает не только необходимость выбора профессии, но и необходимость самостоятельного выбора моральных ориентации. Причем часто эти два выбора в сознании личности сливаются, поскольку выбор профессии – это одновременно и выбор того места, где личность может принести наибольшую пользу обществу. Рамки жизневосприятия юноши раздвигаются за пределы той микросреды, к которой он был раньше довольно жестко привязан и чьи ценностные ориентации были чаще всего и его ценностными ориентациями. Он все чаще и чаще сталкивается с противоречиями окружающей действительности, с неоднозначными, а часто и противоречивыми оценками. Все эти факторы, вместе с возросшими психическими возможностями «индивида и, прежде всего, со сформировавшимся в течение подросткового возраста мышлением в понятиях, обусловливают переход к сознательному выбору моральных ориентации, формирование мировоззрения — своих собственных взглядов на мир и места в нем человека. С позиций собственных взглядов человек начинает заново пересматривать весь свой образ жизни, стихийно сложившиеся или воспитанные в нем ценностные ориентации. Раньше такая задача перед ним почти не вставала. Те моральные ориентации, которыми он руководствовался, казались ему чем-то само собой разумеющимся не в силу их глубокого осознания (как это может позже иметь место), а, наоборот, в силу их недостаточной осознанности. Теперь эти моральные ориентации критически переосмысливаются на основе нового жизненного опыта и формирующегося мировоззрения. В этот период человека не столько волнует вопрос, как поступить в том или ином случае, сколько вопрос, как вообще себя вести. Если раньше правильным поступком он считал тот, который совершался «в соответствия с правилами», то теперь возникает необходимость убедиться в правильности самих правил. Этот возраст можно по праву назвать периодом «переоценки ценностей». В результате такой переоценки некоторые ценностные ориентации отбрасываются, другие приобретают новое объективное значение и личностный смысл. Сознательно выбрав свои моральные ориентации, т. е. выработав собственные убеждения, личность становится способной взять дело собственного воспитания полностью в свои руки. Личность теперь понимает, что недостаточно однажды поступить честно, чтобы стать честным: необходимы тщательная работа над собой, постоянный самоконтроль с целью выработать у себя определенную моральную «установку», которая бы срабатывала в соответствующих ситуациях и не допускала бы нечестных поступков. В результате поведение личности становится более устойчивым. В этом возрасте человека уже недостаточно просто изолировать от вредных воздействий среды (что могло привести к успеху в более раннем возрасте): его надо убедить. Разумеется, и раньше человек не был целиком лишь объектом внешних воздействий, продуктом среды. Если бы это было так, нельзя было бы вообще до юношеского возраста говорить о морали. Уже с дошкольного возраста у ребенка формируются определенные моральные ориентации (внутренние «моральные инстанции»), которые дают ему относительную независимость от внешних воздействий. Среда, воспитание оказывают с этого момента свое влияние, преломляясь через эти моральные ориентации. Но хотя особенностью моральных ориентации является то, что они принимаются как свои собственные на основе стихийного, интуитивного осознания их необходимости, не следует забывать, что они воспитываются в ребенке, а не формируются им самим. В этом основное различие указанных уровней нравственного развития. Способность сознательно выбирать моральные ориентации и в соответствии с ними формировать свои моральные качества резко расширяет сферу нравственной ответственности личности. Если раньше в силу объективных причин (возможности субъекта) сфера действия нравственной ответственности ограничивалась выбором поступка, то теперь человек становится способным, а, следовательно, и обязанным взять на себя ответственность и за выбор моральных ориентации. Если раньше за совершенный проступок или даже преступление большая часть вины (а то и вся вина) падала на среду и воспитание, то теперь объяснять все только этими факторами не приходится. Не случайно именно в этот период происходит фиксация того «момента» (совершеннолетие), к наступлению которого личность способна достигнуть социально-нравственной зрелости. Разумеется, с юностью не заканчивается нравственное развитие личности. Оно продолжается практически всю жизнь, но именно с этого возраста нравственное развитие личности уже может происходить на устойчивой почве моральных убеждений.

 

Сущность и специфика нравственного воспитания личности школьника.

Феномен нравственного саморазвития присущ единственному живому существу на планете – человеку. Природа создала уникальный организм, способный преодолеть различного рода трудности, сохранив в себе доброту, милосердие, честность, достоинство.

Рассмотрим обобщенный взгляд на личность как феномен нравственного саморазвития. Философы Бердяев Н.А., Зеньковский В.В., Розанов В.В., Соловьёв В.С. раскрыли значимость для воспитания индивидуальной неповторимости каждой личности. В их понимании «человеческий субъект» выступает как «самостоятельный центр живых сил, как потенция бесконечного совершенства, как существо, могущее в сознание жизни своей вместить абсолютную истину».

Шуркова Н.Е. считает, что личностью надо «выделаться» в процессе социально-активной жизни, на уровне современной культуры. Она называет три принципа, лежащие в основании жизни, достойной человека: Добро, Истина, Красота. Если каждый ориентирован на благо для другого, то каждый и выигрывает в таком устройстве жизни, ибо рождается общая защищенность любого, вне зависимости от его положения, ранга, возраста, внешности, силы, богатства, успеха и других личностных характеристик. Добро исключает духовную леность, оно должно быть умным. Овладение Истиной раскрывает причины происходящего, помогает планировать свои действия, предвидя их последствия, т.е. делает личность свободной в выборе своего пути. Красота дает наслаждение, человек начинает любить жизнь, благодаря ее воздействию; принимая жизнь такой, какая она есть, не уходит из нее даже в самые мучительные минуты своего пребывания в ней. Наслаждение лечит и спасает, вдохновляет и ободряет. Эти основания, по мнению Шурковой Н.В., дают личности всеобщую защищенность; ощущение свободной, избирательно создаваемой каждым жизни; становящейся наслаждением и оберегаемой каждым ценностью. Интересна точка зрения ученого на человека как феномен земной жизни. Она слагается из нескольких положений:

— человек есть «существо разумное», приобретение интеллекта происходит в ходе умственной деятельности, духовного напряжения;

— человек есть существо моральное, обладающее способностью стать нравственным;

— человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Максимально развивая способности личности опираться на собственные силы, нельзя ставить целью воспитание человека – эгоцентрика. «Человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности»,— считает Л.П. Буёва.

Шимина А.Н. акцентирует наше внимание на специфичности социокультурной программы личности, выделяя в ней следующие компоненты: посредством собственных усилий и напряжённой деятельности овладеть достигнутыми в ходе исторического развития результатами развития научной мысли, культуры, сложившимися нормами совместной жизни людей, традициями и обычаями; затем приумножить это, включившись в созидательную деятельность. Личность самоценна, поэтому данная форма человеческого богатства не подлежит девальвации, какие бы кризисы и потрясения не претерпевало общество. Личность имеет опору в самой себе.

Что же должно быть основой этого процесса? По мнению Л.В. Тодорова, эту роль должна взять на себя культура, предполагающая пробуждение исторической памяти в духовном мире, эмоциональное сближение этнических достижений различных народов, объединение людей на основе природосообразного, культуросообразного, этически и эстетически, духовно – нравственного значимого воспитания. Учёный отмечает закономерность того, что сам термин «культура» восходит к латинскому culture, в первоначальном значении – возделывание, опека, забота. Сначала в отношении к земле, предметам, затем и к душам людским. Со временем понятие вбирает в себя и совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе для избранной цели, обретая значение высшего результата деятельности людей в смысле: возделывать, заботиться, оберегать человека и общество, формировать нравственный облик личности, «душу живу». Обоснование целей культуры как основы воспитания Л.В. Тодоров выстраивает в конструкт духовной культуры, выделяя в нём компоненты «культуротворящей энергии»: исконные ценности народной жизни, нормативные типы личности, язык, художественную литературу, искусство, науку, веру, религию, церковь, государство и общество.

Остановимся на содержательной стороне нравственного становления личности. Она осмысливалась в работах известных педагогов прошлого.

В педагогической системе К.Д. Ушинского привлекают идеи о деятельности и самодеятельности русского ученика с опорой на национальное. Педагог утверждал, что нельзя жить по образцу другого народа... каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы. Главными признаками правильно организованного учебного процесса он считал умственное развитие и нравственное воспитание, причем, в первую очередь, советовал иметь в виду не отдельные науки, а душу учащегося в ее целостности, ее органическое, постоянное и всестороннее развитие. К.Д. Ушинский напоминал о необходимости продуктивно организовывать деятельность ребенка, по мере исчерпания ее ресурсов для саморазвития Личности, вовлекать в новые, более сложные виды деятельности, способствующие его росту.

По мнению П.Ф. Каптерева, нравственное воспитание начинается с идеала, к осуществлению которого следует стремиться. Воспитание «будет включать в себя борьбу с недостатками и несовершенствами, усиление слабых ценных свойств и насаждение новых хороших качеств, формирование личности по известному образцу для достижения его высшего совершенства». Актуальны мысли педагога о нравственном закаливании личности, которое поможет в преодолении неизбежных жизненных трудностей: «Истина, сообщаемая в меру возраста, никого не убьет и никому вреда не принесет». В обстановку детей нужно ввести простоту, рассчитывать в жизни не только на розы, но и на тернии, важно быть готовым к жестоким подчас (жизненным) условиям.

Для нравственного воспитания актуальны идеи А.С. Макаренко о разумном воспитании, исключающем стихийное саморазвитие ребенка, предоставленного самому себе, о деятельном подходе к организации жизни детского коллектива, в котором начинается оценка качеств человека с нравственно-этических позиций.

В.А. Сухомлинский исследовал значение вербальных форм нравственного воспитания. Отсутствие правильного, умелого воспитания словом в отдельных школах порождает много бед. Тонкость внутреннего мира человека, благоустройство морально-эмоциональных отношений не утвердить без высокой культуры словесного воспитания. Вербальные формы на начальном этапе нравственного воспитания особенно актуальны, они содействуют формированию целей самодвижения, самосовершенствования.

Идеи нравственного становления личности получили дальнейшее развитие в трудах учных: О.С. Богдановой, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинского, Н.М Трофимовой и др.

Марьенко И.С. дал характеристику теоретических основ системы нравственного воспитания, этапов нравственного развития и становления личности, уровней воспитанности школьников, путей интенсификации нравственного воспитания.

В основу системы нравственного воспитания положено изучение нравственных отношений, в которые школьник вступает в процессе деятельности и общения. Она обеспечивает формирование у учащихся адекватных реальной действительности представлений; совпадение уровня нравственного развития с фактическими отношениями, в которые включается личность; выбор правильных форм поведения в различных жизненных ситуациях. В формировании нравственных отношений выделяются две взаимосвязанных стороны: выработка определенной системы убеждений, привычных отношений, мотивов действий, нравственных чувств и выработка устойчивых форм поведения, гражданской позиции и образа действия в обществе.

Процесс формирования нравственных отношений включает в себя: объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы правила) – составляющие требования, которые предъявляются обществом к нравственному поведению каждого ученика; субъективные условия – знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки..., ставшие личным достоянием субъекта. Вторая группа условий позволяет конкретизировать структуру процесса нравственного самостановления личности, внеся в нее гносеологический, психосоциальный компоненты. Обращая внимание на то, что нравственное развитие при ведущей роли воспитания есть... процесс перехода элементов из программы идеального поведения в состав реального и означает приведение в соответствие наличного опыта, поведения с нравственными целями и потребностями, отметим следующее: если такое соответствие устанавливается, то нравственное развитие прекращается. Надо, чтобы удовлетворение одних потребностей рождало новые. Это стимулирует активность человека и содействует его непрерывному нравственному совершенствованию. В данном процессе актуальны внутренние побудительные мотивы, а не насилие над личностью. Движущей силой нравственного развития являются противоречия. Основным из них И.С. Марьенко называет противоречие между приобретенным опытом поведения и новыми духовными потребностями. Здоровое недовольство собой вызывает потребность в самоусовершенствовании.

В нравственном становлении личности школьника прослеживаются определенные закономерности. На этапе овладения ребенком нравственной культурой общества усваиваются нравственные понятия, формируется нравственный идеал, нравственный образец, а также потребность в нравственном совершенствовании. Кстати, образец не является неизменным на протяжении личностного развития. Жизнь вносит свои коррективы в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов формирования.

Вторым этапом становится преобразование нравственной культуры общества в нравственные достижения личности. Здесь формируются нравственные побуждения, способы нравственного поведения. Справедливо утверждение О.С. Богдановой о том, что зачастую педагоги сами удлиняют период зависимости, делая главными признаками старшего школьного возраста созревание, обучение и ожидание будущего. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям – то, что мы, называем нравственным обликом личности. Вывод о значимости органического соединения слова педагога и практической деятельности учащихся, на наш взгляд, становится краеугольным в процессе нравственного становления личности. Действительно, при прямом морализировании учитель обычно обнажает допускаемую им недооценку сил и возможностей ученика, а ученик воспринимает это как неуважение к его личности. К тому же, каждое новое поколение сталкивается с новыми проблемами, нормами и прочее. Важно помочь увидеть, оценить нравственные действия людей (в прошлом и современности), хотя на первый взгляд их поступки могут показаться иным странными и даже наивными (например, жертва личным благополучием ради общего дела).

На втором этапе нравственного становления личности особую роль играет ее продуктивная, общественно ценная и личностно значимая деятельность. Именно она подводит к осуществлению третьего этапа – проявлению собственного выбора нормы и правил отношения с окружающим миром, что и свидетельствует о нравственных отношениях, главном результате процесса нравственного воспитания. Причем важно помнить, что уровень нравственной воспитанности сам по себе противоречив. С одной стороны, он устойчив и стабилен, и его можно назвать базой нравственного самостановления личности; с другой стороны, - он изменчив, поддается внешним и внутренним воздействиям, поэтому непрерывность процесса обеспечивается при наличии благоприятных личностных внутренних и внешних факторов.

Обосновывая особенности нравственного воспитания на современном этапе в программе «Культура — нравственность — личность», Трофимова Н.М. обращает внимание, что личность как целое формируется единством воздействия различных социальных сфер: семьи, школы, внешкольных учреждений, культуры, условий жизни общества. Показателями целостного развития личности являются: продуктивная обобщенность социальных явлений; социальные ожидания; нравственные достижения. Сущность и поступательность развития личности раскрывает в понятиях психическое (душевное), нравственное и духовное развитие. Нравственный строй личности обеспечивает уровень жизнедеятельности человека, побуждающий регулировать свою жизнь группой требований, норм, правил, которые становятся личностно значимыми, оказывают влияние на убеждения, свободный выбор действия на основе этих убеждений. Душевный (психический) и нравственный уровни развития есть результат систематического овладения человеком богатством материальной и духовной культуры. Особенность же духовного уровня развития личности заключена в собственной деятельностной ее позиции по отношению, как к внешнему, так и к внутреннему миру, в принятии решений, связанных с преодолением внешних обстоятельств и внутренних противоречий в ходе самореализации субъекта. Ученый подчеркивает значимость личностного смысла вооруженности школьника нравственными нормами: «Развивая в деятельности творческие возможности личности, педагог профессионально обеспечивает переход ребенка от понимания значения нравственных норм и правил к субъективному переживанию и осознанию смысла их для себя». В связи с этим была сформулирована установка нового уровня учебно-воспитательного процесса: учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организации ребенка, но максимально использовать свои профессиональные возможности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка.

Нравственное становление личности осуществляется в ходе нескольких последовательно сменяющих друг друга этапов, носит концентрический характер. В процессе его воспитанник овладевает нравственной культурой общества, с помощью педагога работает над преобразованием ее в нравственные личностные достижения и затем осуществляет собственный выбор норм и правил отношения с окружающим миром. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Специфика его заключается в том, что он длителен и непрерывен, а результаты — отсрочены во времени. Личность — феноменальное существо, обладающее способностью целенаправленного саморазвития. Максимально развивая свои способности опираться на собственные силы, нельзя забывать о превалировании общечеловеческих ценностей над ценностью собственной личности. Программа личностного саморазвития индивидуальна, учитывает уникальную неповторимость каждой личности.

 

Критерии нравственного воспитания. Нравственное становление личности уникальный процесс, который имеет свое начало, определенные психолого-педагогические механизмы своего осуществления и свой результат – воспитанность личности. Мы исходим из общетеоретического положения о том, что «воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избежания наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков».

Нравственная воспитанность является своеобразной «внутренней» культурой личности, в то время, как «внешнюю» ее культуру создают вежливость, обходительность, тактичность. Причем ряд источников характеризующих данную категорию, обращает внимание на то, что наиболее остро в нравственной культуре личности высвечивается проблема проявления собственного выбора нравственных норм и правил отношения с окружающим миром. Этот показатель «внутренней» культуры человека является показателем продуктивности педагогической деятельности. Это тот самый реальный багаж личностного развития, проявляющийся в отношении индивида к миру, своему месту в нём, к окружающим людям, а также и степень осознания себя, своего потенциала. На этой основе осуществляется нравственный поступок. «Человека определяют не заложенные в нем качества, а его собственный выбор» (Н.М. Трофимова).

Чудновский Э.В. разработал проблему нравственной устойчивости личности, смысл которой есть опора на социальное, ставшее индивидуальной особенностью человека. Нравственная устойчивость личности синонимична направленности личности.

Семёнов Г. ввел понятие «качество» воспитанности, главным критерием воспитанности называя степень сформированности ценностных ориентаций личности, проявляющуюся в её направленности и социальной активности, деятельности.

Шилова М.И. выделила не только комплекс качеств и свойств воспитанной личности, но и признаки разных уровней воспитанности. Очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, самоорганизация и саморегулирование не развиты. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются, срывы поведения регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегулирование и самоорганизация ситуативны. Для среднего уровня свойственно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется. Показателем высокого уровня является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции. Систематический анализ воспитанности помогает учителю увидеть мотивы поведения учащихся через их отношение к деятельности и товарищам, самому себе; задавать близкие цели воспитания, обеспечивая целенаправленное развитие качеств и свойств личности по пути к нравственному идеалу, позволяет увидеть сущность изучаемого явления. Но индивидуальное многообразие, уникальная неповторимость личности растущего человека невозможно уложить в алгоритмы и заданные технологии.

Перечень характеристик воспитанной личности значителен. Н.В. Рыбакова, Т.Ф. Назарова называют:

· Изменение внешнего поведения человека, появление новых, одобряемых коллективом черт поведения. В этом случае возникают новые привычки и формы общения с людьми, некоторые новые бытовые навыки различной степени общности, появляются некоторые сдвиги в культуре поведения человека.

· Изменение важных черт внутреннего облика человека: а) изменение установок в отношении значимых сторон социальной жизни (к труду, к женщине, к браку, к поведению в общественных местах); б) возникновение ценностных ориентиров и круга ценностей, которых не было ранее (новое значение для человека процесса труда, учения ознакомления с ценностями культуры, возрастание творческого отношения к выполняемой деятельности); в) проявление новых интересов, запросов и потребностей в различных сферах жизни (в области досуга, культурных развлечений). Эти новые черты личности могут сочетаться с установками, которые были присущи человеку прежде. Особенно важно для воспитателя учитывать возможность «срыва», проявления прежних отрицательных черт.

· Преодоление сложившихся прежде пристрастий, установок, характера отношений к ряду явлений жизни, которые не соответствуют моральным нормам коллектива.

· Возникновение новых форм общения с людьми, новых оттенков благожелательности, теплоты, сердечности в общении с теми, кого человек ценит, уважает, любит.

Ведущее место в критериях продуктивности педагогических воздействий отводится новым нравственным формам общения личности с окружающими, последовательно вызревающими в ходе нравственного становления школьника от простых к более сложным: культура поведения человека ® изменения внутреннего мира ® подчинение нравственным правилам ® новые нравственные отношения.

Болдырев Н.И. называет основным и наиболее общим критерием нравственной воспитанности – единство слова и дела, активное участие в общественно полезной деятельности, советуя этот общий критерий воспитанности, конкретизировать с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников.

Монахов Н.И. воспитанность человека характеризует качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему и самой себе. В совокупности эти качества и определяют богатство и неповторимость каждой личности, ее уникальность.

Фридман Л.М. показателями воспитанности называет: поведение школьника в семье, в школе; отношение к старшим; отношение к сверстникам; поведение на улице и в общественных местах; отношение к самому себе.

Зосимовский А.В. в качестве синтетического «измерителя» нравственности признаёт категорию «моральная направленность личности», т.к. именно это моральное свойство глубже и ярче всего отражает нравственную специфику человека, стержневые особенности его мотивационной структуры. Моральная направленность личности – сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Выделяют два типа направленности: положительную, собственно нравственную, и негативную, аморальную. Определяющими чертами первого типа считают: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально-направленному труду. Выделяются три уровня моральной осознанности. Малоосознанный уровень усвоения нравственных требований предполагает простое информационное знание содержания требований, не опирающееся на понимание их социально-личностного значения. Фрагментарная нравственная убежденность – это знание и ясное понимание общественно-личностной значимости норм. Значительная часть их не включена в сферу нравственных потребностей субъекта. Полная нравственная убежденность появляется, когда все основные моральные требования осознаются учеником одновременно и как общественно, и как личностно необходимые, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями. В современных условиях в структуре морального сознания школьника приоритетное положение должны занимать общечеловеческие понятия нравственности: совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта, патриотизм и гражданская ответственность. Важной стороной моральной воспитанности ученый называет практический, поведенческий аспект. Он включает в себя умение учащегося соблюдать важнейшие правила общежития, выполнять основные социально-нравственные обязанности.

Критерии воспитанности личности актуальны и как оценка продуктивности воспитательных усилий педагога и как промежуточный этап в нравственном самосовершенствовании личности школьника. Оценивание необходимо осуществлять с помощью выявления тенденций нравственного развития личности в системе ее взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в основных видах деятельности, причем акцент сносится на нравственную направленность мотивов, потребностей, внутреннюю тенденцию развития нравственной сущности личности.

Воспитание, таким образом, предстает перед нами как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение им в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. В связи с этим необходимо принимать воспитанника как особую индивидуальность, анализировать сложившуюся у него структуру потребностей, выясняя, какие из них доминируют, а какие хронически не удовлетворены, не вооружены разумными способами их удовлетворения и, в силу их неудовлетворенности, трансформировались в социально неприемлемое поведение. Бессмысленно многократно объяснять воспитуемому полезность и целесообразность тех или иных социально приемлемых норм удовлетворения своих потребностей. Надо вооружить его знанием тех средств, которые обеспечивают успешное удовлетворение социальных побуждений. С помощью положительных эмоций эти побуждения усилятся, и это позволит им возобладать над социально неприемлемыми мотивациями. Ни сознание, ни воля сами по себе не могут перестроить иерархию мотивов, ибо любой потребности может противостоять только другая потребность. Поскольку непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, а они, в свою очередь, связаны с успешным удовлетворением этих потребностей, то обеспечение ситуации успеха – первейшая забота воспитателя. Не только общения, сопереживания, духовных контактов самих по себе ждет воспитанник от воспитателя, но и реальной помощи в повышении своей вооруженности способами удовлетворения социально ценных потребностей.

Сформировать нравственную активность можно, только соединив самостоятельное нравственное действие с самостоятельным нравственным мышлением-анализом, оценкой явлений жизни с нравственных позиций, осуществлением морального выбора. В этом смысле актуальны нравственные упражнения – жизненные ситуации с нравственным содержанием, имеющие воспитывающий характер. Осознание, как известно, возникает лишь при затруднении (эффект Клапареда). Нравственная сущность явлений по-настоящему открывается школьникам лишь тогда, когда они сумеют преодолеть трудности самостоятельного анализа и разрешения моральных проблем. Это дает основание считать использование ситуаций с нравственным содержанием стержнем воспитательной работы по переводу нравственных знаний в убеждения и поступки учащихся.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия