Студопедия — Глава 11. Не-агрессивность и четыре Мары
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 11. Не-агрессивность и четыре Мары






Не-агрессивность и четыре Мары

Демоны Мары указывают путь к тотальной осознанности через освобождение. Они говорят, что мы умираем с каждым выдохом; мы пробуждаемся, когда начинаем полноценную жизнь и не ищем удовольствий, не бежим от боли, не собираем себя, распавшись на части.

В ночь перед тем, как Будда достиг просветления, он сидел под деревом. Пока он медитировал, демоны Мары1 нападали на него. Легенда гласит, что они бросали в него копья и мечи, но их орудия превращались в цветы.

В чем смысл этой истории? Я думаю, она о том, что все, что мы считаем препятствием, на самом деле не враг нам, а друг. Другими словами, преграды — это способ, которым мир показывает, где мы застряли и в чем наша проблема. То, что является в виде меча или стрелы, можно обратить в цветок. Видим ли мы перед собой препятствие и врага или доброго наставника и друга — зависит только от нашего восприятия реальности и от наших отношений с самим собой.

Учения гласят, что помехи могут возникать как на внешнем, так и на внутреннем уровне. На внешнем уровне они выражаются в ощущении того, будто кто-то или что-то ранило нас, нарушило мир и гармонию. Этот вид барьеров, еще издавна знакомый людям, чаще всего возникает в отношениях.

Что касается внутренних преград, то мы становимся жертвами исключительно собственного смятения. Вероятно, внутри нас вообще нет никаких препятствий, за исключением стремления защитить себя. Возможно, наш единственный враг — это нежелание принять реальность такой, какой она является в данный момент. Однако ничто не уходит из нашей жизни до тех пор, пока мы не извлекли из этого урок. Если мы вздумаем бежать сломя голову со скоростью сто километров в час на другой конец континента, то по прибытии обнаружим, что та же самая проблема уже поджидает нас там. Она возвращается под другими именами, в других одеждах, чтобы раз и навсегда показать, где проходит трещина между нами и реальностью, где мы захлопываем дверь, вместо того чтобы распахнуть ее.

Трунгпа Ринпоче однажды задал своим ученикам такой вопрос: «Что вы делаете, когда оказываетесь в трудном положении?» Мы сидели и думали, что бы ответить. Тогда он стал спрашивать нас по очереди. Мы так перепугались, что отвечали искренне, говорили, что думаем, и все так или иначе признались в одном и том же: мы теряемся, забываем обо всем, чему научились, начинаем действовать бессознательно. Стоит ли говорить, что после этого все ясно увидели, как реагировали на угрозы извне, на предательство, смятение. Мы стали обращать внимание на свои поступки. Что мы испытывали: горечь и негодование или умиротворенность? Становились ли мудрее или впадали в беспросветную тупость? Помогала ли нам боль осознавать, что значит быть человеком? Мы были критичнее или великодушнее по отношению к миру? Удавалось ли нам превращать стрелы в цветы?

В традиционных учениях о силах Мары раскрывается природа препятствий и механизмы человеческих реакций, возникающих в ответ. Мары описывают до боли знакомые всем нам способы бегства от действительности.

Существует четыре разновидности Мары. Первая называется девапутра мара. Она связана со стремлением к удовольствию. Вторая — скандха мара — имеет отношение к нашему желанию переделывать себя в соответствии со своими преставлениями. Клеша мара описывает то, как мы притупляем восприятие при помощи эмоций. Наконец, четвертая разновидность, названная йама мара, касается страха смерти. Описания этих сил иллюстрируют, как мы подвергаемся искушениям подобно Будде.

Девапутра мара толкает нас на поиски удовольствия. Выглядит это примерно так: представим, что мы в смятении и носимся, как безумцы, в поисках утешения. Достаточно крошечного препятствия, малейшей зацепки, чтобы окончательно выбить почву из-под ног и про­ткнуть мыльный пузырь реальности, которую мы выдумали сами. В таком состоянии боль просто невыносима, равно как и тревога, тошнота, закипающая внутри злоба, горечь негодования. Поэтому мы пытаемся ухватиться за что-то приятное. Девапутра мара хорошо иллюстрирует нашу страсть к притуплению боли. Каждый раз, испытывая негативные переживания, человек ищет, чем бы их погасить. Мы напиваемся, принимаем наркотики или включаем радио на полную громкость. Иной раз мы даже к медитации прибегаем для того, чтобы скрыться от самых нелепых, самых нелицеприятных, самых драматических сторон существования. Кто-то вынул из ножен меч, метнул из лука стрелу, и человек несется сломя голову, желая спастись, вместо того, чтобы просто превратить оружие в цветы. Пути к удовольствию и бегству от боли бесконечно разнообразны — их не счесть.

И все же не думайте, что страсть к наслаждению есть препятствие. Скорее, это хорошая возможность узнать, что мы используем, дабы избавиться от боли. Зачем прятаться от сложившейся ситуации, если можно открыто принять безвыходное положение, в котором оказалось все человечество, испытывающее от этого невероятные страдания? Алхимия превращения стрел в цветы проста: откройте свое сердце, осознайте факт своего бегства. Взгляните с родительской нежностью на свою невероятную слабость. Так мы обнаружим, что все, кажущееся нам ужасным и уродливым, является источником мудрости. Так пробуждается разум.

Скандха мара мотивирует нас реагировать на резкие перемены. Мы чувствуем, что потеряли все самое важное. Нас словно выбросили из гнезда. Сначала все шло как по маслу, но вдруг на землю сбросили атомную бомбу, и весь мир разлетелся на мелкие осколки. Мы плывем в незнакомых водах и не имеем и малейшего понятия о том, что будет дальше. И тогда мы пытаемся как можно скорее снова встать на знакомую и твердую почву представлений о самом себе. Трунгпа Ринпоче называл это «ностальгией по сансаре».

Наш мир развалился на части — мы получили уникальную, грандиозную возможность измениться! Но мы не доверяем голосу разума, желая вернуть все на круги своя. Первая реакция — воссоздать все вообще, даже гнев, негодование, страх и замешательство. Это сильно напоминает комедию положений: здесь нет никакой трагедии. В тот самый момент, когда мы оказываемся на грани понимания чего-то действительно важного, когда перед нами открывается уникальная возможность ясно осознать что-то, мы вдруг напяливаем на себя маску Граучо Маркса2 с пышными бровями и большим носом. Уже не хочется смеяться, ведь взгляду может открыться неизвестно что, и здесь приходит страх.

Опять же не считайте это препятствием. Даже если острые наконечники стрел нацелены на вас, нужно понимать, что это возможность ясно увидеть, как именно вы пытаетесь воссоздать некий образ себя, и в свете этого осознания стрелы превратятся в цветы. Ведь интересно понимать, что только что случилось или должно вот-вот произойти. Вместо того чтобы держаться за некие представления о себе, лучше вовсе отказаться от них. Незнание — это и есть основа мудрости.

Отличительной чертой клеша мары являются сильные эмоции. Мы паникуем и разжигаем костер из искры чувства, вместо того чтобы дать ей угаснуть. Мы начинаем раздувать этот огонь, сами поддерживаем его горение, не давая потухнуть.

В самой трудной ситуации, когда разочарование, шок и смятение полностью поглотили нас, единственное, что остается, — это ясный, свежий ум. Но мы этого не замечаем, маршируя по улице с плакатом, кричащем о том, как все плохо. Мы напрочь забываем все, чему научились в ходе медитации. На фоне сильных переживаний все наши доктрины и верования просто меркнут, кажутся ничтожными. Эмоции очень могущественны.

Внезапно безграничная пустота превращается в полыхающий огнем лес, в извержение вулкана, в цунами. Мы пользуемся эмоциями. С их помощью мы отрицаем тот факт, что в действительности никто не знает, что происходит, и никогда этого не узнает. Мы прикрываемся ими, чтобы сделать жизнь предсказуемой, чтобы обмануть себя, скрыть от себя подлинную реальность. А можно было бы просто наблюдать, как энергия чувств возникает и гаснет внутри. Нет нужды в том, чтобы обвинять кого-то и оправдывать себя, — но нет, мы продолжаем подливать масло в огонь эмоций, чтобы они казались более реалистичными.

И снова повторю: не считайте это препятствием. Достаточно взглянуть на дикое отношение ко всем людям и всему живому вообще. Истинное сострадание к себе и окружающим рождается, когда мы осознаём, что каждый раз наступаем на одни и те же грабли, лишь бы не увязнуть в неопределенности и боли. Мы понимаем, что происходит, и ясно видим свою реакцию на разрушительные события. В свете этой осознанности стрелы превращаются в цветы. То, что кажется нам уродливым и трудным, внезапно становится нашим учителем.

Думаю, что все мары так или иначе порождены страхом смерти, но йама мара уходит в этот страх своими корнями. Когда говорят о хорошей жизни с точки зрения сансары, имеется в виду, что все в наших руках, и происходящее находится под контролем. Мы наконец-то осознаём себя хорошим человеком. Мы достигли некой гармонии. Мы наделены положительными качествами, мы миролюбивы, и нас трудно вывести из равновесия, даже если в нашу сторону пущены стрелы, которые нам по силам обратить в цветы. Мы счастливы и думаем, что это и есть жизнь.

Людям кажется, что если бы они достаточно времени проводили в медитации, делали бы пробежки, правильно питались, то все было бы отлично. Но, с точки зрения человека пробужденного, это — смерть. Желание обрести чувство безопасности, стремление к совершенству, радость признания и цельности, самодостаточность и комфорт — все это некое подобие смерти. Во всем этом нет никакой свежести и возможности для чего-то непредвиденного, способного нарушить сложившийся порядок. Контролируя свой опыт, мы убиваем настоящий момент. В действительности мы программируем себя на провал, ведь рано или поздно случится событие, которое будет не подвластно контролю: дом охватит пожаром, любимый человек окажется при смерти, у нас обнаружится рак, на голову упадет кирпич.

Жизнь полна вызовов — это ее первостепенное свойство. Порой она бывает сладкая, порой невыносимо горькая. С точки зрения пробужденного человека, стремление контролировать ее — смерти подобно, поскольку так мы отрекаемся от важного базового опыта. Есть что-то агрессивное в таком подходе. Зачем сглаживать острые углы и выравнивать все до состояния глянца?

Быть всецело живым и пробужденным — значит постоянно выпадать из гнезда. Жить полной жизнью — это жить с ощущением того, что вы находитесь на необитаемом острове, то есть воспринимать каждый момент как совершенно новый, свежий. С точки зрения пробужденного сознания, это и есть жизнь. Гибель заключается в стремлении держаться за то, что у нас есть, а также в предсказуемости событий. Так что точнее было бы сказать, что йама мара есть не страх смерти, но страх самой жизни.

Мы хотим стать совершенными, но продолжаем наблюдать свои недостатки, и нам некуда от этого деться, некуда бежать. В этот момент стрелы становятся цветами. Мы видим и чувствуем вещи такими, какими они являются. Так мы открываем мудрость.

Смог бы Будда пробудиться, не искушай его Мара? Смог бы достигнуть просветления? Может, демоны оказались лучшими его друзьями, раз показали ему, кто он на самом деле и что есть истина? Мары указывают путь к тотальной осознанности через освобождение: мы умираем с каждым выдохом. Мы пробуждаемся, когда начинаем полноценную жизнь и не ищем удовольствий, не бежим от боли, не собираем себя, распавшись на части. Просто наблюдайте за своими эмоциями — они могут быть жаркими или холодными, мягкими или резкими. Стоит ли использовать их, чтобы оставаться тупыми и невежественными людьми? Не цепляйтесь за совершенство, лучше проживайте каждый миг во всей его полноте. Бегство в принципе не может быть ответом для подлинно живого человека. Скрываться от своего опыта — значит предпочитать смерть.

Глядя на стрелы и мечи, на свою реакцию, мы всегда можем вернуться к первозданной мудрости своего ума. Затруднительное положение — это уникальный шанс взглянуть, как мы действуем, почему уходим в себя. Так мы открываем свое сердце, пробуждаем свой разум и воссоединяемся с сутью буддистской природы.

1 Мара (в буддизме) — бог, соблазнявший Гаутаму Будду различными видениями. В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.

2 Джулиус Генри «Граучо» Маркс (02.10.1890–19.08.1977) — американский актер, комик, участник комик-труппы, известной как Братья Маркс.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия