Меня выйти на сцену уйти со сцены
(поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставил меня изменить моё предыдущее поведение
Здесь организуются предлагаемые обстоятельства (кто, где, в какой ситуации, откуда вышел, с чем вышел и так далее), «монтируется» та среда, в которой затем произойдет поединок. Расставляются фигуры героев, устанавливаются их взаимоотношения, уточняются настроения, темпо-ритмы, состояние и действие до начала борьбы. Центральная часть этюда (сцены). Собственно здесь и сосредотачивается его суть. Здесь совершается собственно главное – событие этюда. Во второй части происходит поединок между двумя заинтересованными сторонами, или же один персонаж борется с обстоятельствами, с которыми находится в конфликте.
обстоятельства; среда; атмосфера;
Театр малых форм – самобытное художественное явление, которое обладает специфическими театральными признаками, имеет свои неповторимые драматические черты, особые требования к сценическому воплощению. Сегодня театр малых форм необыкновенно многолик и разнообразен. Это и небольшой одноактный драматический спектакль, и эстрадная миниатюра, скетч, фарс, водевиль, пластическая или литературная композиция и др. Популярность этой формы среди профессионалов и любителей театрального искусства в последние годы значительно выросла. Уже появились фестивали и конкурсы театра малых форм. Особенный интерес к нему проявляют детские, молодежные, студенческие театральные коллективы. Этот интерес в полнее закономерен. Постановки малого формата, как правило, мобильны и экономны, не требуют длительных репетиций, сложного технического оснащения, большого состава исполнителей. Они без существенных потерь могут перемещаться по разным сценическим площадкам, показываться как отдельно, так и в сборных концертах и праздничных представлениях. Не смотря на свою популярность, эта разновидность театрального искусства мало исследована, не имеет достаточно точного обозначения своих «суверенных границ», четко сформулированного понятийного аппарата.
Единицей действия в театрализованном представлении является художественный эпизод или номер. Номера — более мелкая единица. Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое представление. Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление осуществляется за счет метода творческого монтажа.
Существует несколько принципов монтирования номеров театрализованного представления между собой:
1. Рациональный (за счет факторов разумности — технических возможностей использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.). 2. Эмоциональный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творческого полета и профессиональных способностей режиссера) 3. Событийный (основанный на логике хода событий).
Номера подразделяются на несколько групп: -речевые, -пластические, -музыкальные, -оригинальные. В каждой группе есть свои виды:
Речевые • монолог (наиболее часто применяемый вид речевого номера, вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям • интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступающая в качестве связующего звена между основными элементам» постановки; сценка — более серьезный элемент продолжительностью до 20 мин, претендующий иногда на самостоятельное сценическое действие или выступающий в качестве связующего звена между основными элементами анимационной программы); • массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей, где царит атмосфера единодушия высказываний действий); • речевая массовка Строится в виде переклички между ее членами (различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно льющейся речи, создающей иллюзию разговора одного человека разными тембрами, что достигается 3 счет заданных темпа и ритма, сохранения единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей реплики пи основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхватывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспаривания). Речевые номера Основаны на литературном материале (поэзия, проза) и могут звучать в нескольких интерпретациях — на понятном и непонятном языке, традиционном национальном или иностранном языке, или на «тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на уровне музыки произношения, интонаций и ритмики. Главным выразительным средством является слово, которое может быть усилено музыкальными, хореографическими и пластическими вставками. музыкальные Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средством является вокал, который также может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и техническим эффектами. пластико-хореографические Группу пластично-хореографических номеров представляют танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, необходимо, чтобы в нем четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по эмоциональному настроению оригинальные К оригинальным номерам Относятся цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.).
И практической деятельности часто используются синтетические номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров (сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории).
Идейной основой построения номера являются актуализация иных ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переживаниям и мыслям исполнителя.
Особого искусства требует применение драматических сцен, в которых должны соблюдаться все тонкости логического построения содержания, в то время как зрительское внимание на это не настроено. Драматические сцены подлежат специальной режиссерской обработке, эстрадизации, «укрупнению» жестов, мизансцен, речевых композиций персонажей, более яркой расстановке и центов, изменению характеристик темпа и ритма.
Важнейшей особенностью номера является использование трюка - сложного по технике исполнения действия, выраженного средствами, присущими жанру. Трюк является изюминкой номера, но не его самоцелью и должен органично вплетаться в канву режиссерского построения и актерского исполнения.
В режиссерской работе над номерами есть несколько профессиональных нюансов, которые необходимо учитывать при подготовке театрализованного представления:
• замысел постановки является планом действий, истинную картину которых определит работа с исполнителями; • необходимо внимательно относиться к номерам, которые при Первом просмотре не вошли в общую канву программы: проанализировать причинно-следственные связи и оценить возможное усовершенствования номера; • даже самые опытные артисты не всегда могут виртуозно исполнить номер после первой репетиции. ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН ПРЕДСТАВЛЕНИЯ постановочный план – форма фиксации элементов режиссерского замысла, т.е. режиссерская разработка, либо режиссерская экспликация. СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 1. вступление (мотивировка выбора темы театрализованного представления). В этом разделе указывается мотивировка выбранной темы сценария, ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории. 2. идейно-тематическое содержание сценария: 1). тема сценария – проблема, которую ставит автор, либо предмет художественного явления автора. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? 2). идея сценария – основной вывод, следуемый из сценария. Формулировка идеи отражает определенные причинно-следственные связи, поэтому чаще всего привлекаются грамматические формы: благодаря тому что…, несмотря на то что…, только…, если… и т.д.
3). жанр сценария – эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.
4). конфликт – противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими лицами. Т.е. есть носители конфликта, а есть устранители, которые разрушают ситуацию. 3. действенное содержание сценария. 1). сверхзадача представления – конечная цель, ради которой в зрительной аудитории доказывается идея.
2). событийный ряд – линия действенных фактов от начала и до конца ТП. событие – это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Если ТП бессюжетно расписывается эпизодное построение. эпизодное построение – как правило, в пределах эпизода находиться 1 событие. Всем событиям обычно дается действенное название. (Например: 1.нехватка денег--- 2.решение начать поиск--- 3.) эпизод – смысловое продолжение другого. 4.) сценические задачи исполнителей – действие, его мотивировка и развитие. В нее входят 3 элемента: 1. ЧТО делаю? (действие) 2. ЗАЧЕМ делаю? (цель действия) 3. КАК делаю? (приспособления) Действие и цель носят сознательный характер. Приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сцен. задач определяется количеством основных событий. Если ТП бессюжетно событийный ряд и сцен. задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. дается краткая характеристика каждого эпизода.
5). главные мизансцены. iv. сценографическое решение представления. 1). планировка декораций – это чертеж расположения на сцен. площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды. Сцен. площадка рассматривается вся сверху. 2). эскиз оформления сцены. 3). эскиз костюмов. 4). эскиз афиши, программы, пригласительного билета. 5). светозвуковая партитура.
v. план подготовки театрализованного представления.
Должен отражать основные этапы работы над ТП: Создание оргкомитета и распределение обязанностей. Работа над сценарием. Застольный период. Репетиция в выгородках, прогонные, монтировочные, генеральные репетиции. Работа с композитором, художником, хореографом и т.д. Сдача (дата премьеры)
|