ЭТАПЫ ВОПЛОЩЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА
В процессе воплощения режиссерского замысла принято различать три репетиционных периода: 1. "Застольный" 2. "В выгородке" 3. На сцене. Первый период имеет два этапа: собеседования, в ходе которых режиссер знакомит актеров с основными элементами своего замысла и вместе с исполнителями разбирает пьесу, и действенный анализ пьесы, когда выясняются конфликты, определяются этапные события, намечается сквозное действие, вскрывается логика и последовательность действия, намечаются подтексты и вторые планы, завязывается творческое общение между партнерами. Репетиции "в выгородке" проходят в условиях временной сценической установки, которая приблизительно воспроизводит будущее оформление спектакля. Основное в режиссерской работе этого периода - поиски мизансцен, одного из важнейших средств образного выражения режиссерской мысли. В потоке сменяющихся мизансцен выявляется сущность происходящего действия. Характер мизансцен определяет стиль спектакля. Третий период работы протекает на сцене. В это время происходит окончательная отделка спектакля, его шлифовка. Приводятся в соответствие все элементы: актерская игра, сценографическое решение, свет, грим, костюмы, музыка, шумы - все, что создает целостный образ спектакля. Результат этой работы проверяется и закрепляется на генеральных репетициях. Однако и после премьеры работа над спектаклем не прекращается. Что-то уточняется, корректируется на зрителе, представление продолжает расти и совершенствоваться в результате встречи со своим адресатом. Известны следующие слова К. С. Станиславского о сущности режиссерского искусства: "Режиссер - это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему создал художник. Режиссер - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных... в себе особое режиссерское мышление. Эти "мысли, нужные современности", необходимы сегодня в любой профессии, а в идеологической профессии режиссера без них и вовсе не обойтись. Выход на мировую арену советской эстрады, горячая слушательская и зрительская любовь к этому виду искусства вызвала к жизни необходимость новой профессии - режиссера эстрады массовых представлений. Режиссер (франц. régisseur, от лат. rego – управляю) - творческий работник зрелищных видов искусства (театр, кино, телевидение, цирк, эстрада). Режиссер осуществляет постановку представления (инсценировки, концертной или цирковой программы) на сценической площадке. В современных зрелищных искусствах часто называется режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или иного зрелищного коллектива) называется главным режиссером. Первый этап режиссерской работы над воплощением драматургического произведения – рождение общего замысла и создание сценического варианта сценария. После этого режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера (при необходимости также – ассистента режиссера; художника по свету; постановщика сценического движения, драк и боев; хормейстера; автора текстов песен и т.д.). Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется финансовая смета спектакля (в том числе – на изготовление всей материальной части). Одновременно режиссер определяет актеров-исполнителей (т.е. производит распределение ролей) и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем. Далее работа режиссера складывается из нескольких направлений. С одной стороны это – общая координация и контроль деятельности всех членов постановочной группы (с художниками – создание макета декораций и эскиза костюмов; с композитором – определение общей концепции музыкального оформления представления; со специалистами по движению – разработка пластической партитуры и т.д.). Задача режиссера – добиться целостности всех компонентов, объединяя их в едином творческом решении. Поэтому каждый этап работы всех членов постановочной группы проходит утверждение режиссера. Параллельно начинается важнейшая часть подготовки представления – репетиции, работа режиссера с актерами, направленная на развитие дарования исполнителей применительно к каждой роли и всей постановки в целом. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий – от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности. Поэтому профессионализм режиссера складывается из знания видов и жанров искусства необходимых в будущей работе: мастерство режиссера и актера; сценическая речь; танец; сценическое движение; история театра, литературы, живописи, музыки, танца и других искусств; основы экономики и психологии; материальная часть театра и т.д. Застольная репетиция, методика проведения». Итак, режиссер должен приступить к созданию представления. Определив тему, собрав или получив факты, режиссер начинает переводить их на язык сцены. То есть отбирает, придумывает номера для будущего представления. Создание сценария, когда собранные факты переводятся на язык сцены, неразрывно связано с процессом режиссерского обдумывания будущего выступления, с режиссерским замыслом. То есть у режиссера одновременно с поиском сюжетного хода возникает и режиссерский замысел всего представления. У одного режиссера замысел представления рождается во время отбора фактического материала, у другого в результате поиска сюжетного «хода», который мог бы интересно связать отдельные номера программы, а главное, мог бы наиболее ярко выразить тему, идею будущего представления. Репетиция в выгородке, методика проведения». Итак, режиссер должен приступить к созданию представления. Определив тему, собрав или получив факты, режиссер начинает переводить их на язык сцены. То есть отбирает, придумывает номера для будущего представления. Создание сценария, когда собранные факты переводятся на язык сцены, неразрывно связано с процессом режиссерского обдумывания будущего выступления, с режиссерским замыслом. То есть у режиссера одновременно с поиском сюжетного хода возникает и режиссерский замысел всего представления. У одного режиссера замысел представления рождается во время отбора фактического материала, у другого в результате поиска сюжетного «хода», который мог бы интересно связать отдельные номера программы, а главное, мог бы наиболее ярко выразить тему, идею будущего представления.
Прогона, монтировочная и генеральная репетиции. Методика проведения». Итак, режиссер должен приступить к созданию представления. Определив тему, собрав или получив факты, режиссер начинает переводить их на язык сцены. То есть отбирает, придумывает номера для будущего представления. Создание сценария, когда собранные факты переводятся на язык сцены, неразрывно связано с процессом режиссерского обдумывания будущего выступления, с режиссерским замыслом. То есть у режиссера одновременно с поиском сюжетного хода возникает и режиссерский замысел всего представления. У одного режиссера замысел представления рождается во время отбора фактического материала, у другого в результате поиска сюжетного «хода», который мог бы интересно связать отдельные номера программы, а главное, мог бы наиболее ярко выразить тему, идею будущего представления. Монтировочная репетиция – репетиция особая, и весьма важная. Цель ее – обработка всего, что связано с оформлением и технической стороной представления или концерта. Монтировочную репетицию режиссер проводит вместе с художником и всеми техническими службами, на которой окончательно определяет декорационное и световое решение. На сцене в соответствии с эскизом или макетом художника устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются способы и средства для быстрой его смены, уточняются размещения отдельных элементов оформления, проверяется техническая часть, предназначенная для сценических эффектов и т.д. Прогонные репетиции – ими заканчивается работа режиссера над представлением. Именно на этих репетициях обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические дыры; определяется, что необходимо уточнить, что поправить, что переделать; выверяется композиция; ритм эпизодов, устанавливается темп мероприятия; проверяется действие исполнителей во время их выхода и ухода со сцены. Словом во время этих репетиций окончательно шлифуется все мероприятие, а так же на них становится зримым результат проделанной работы режиссера и постановочной группы. Атмосфера. Атмосфера - это как бы материальная среда, в которой живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все. Вне атмосферы не может быть образного решения. Атмосфера - это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля. И, наконец, необходимо отличать второй план от атмосферы спектакля, сцены, куска. Атмосфера - тоже понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план - из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене. Из всего вышесказанного следует вывод, что мизансцена, атмосфера и темпо-ритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и находятся в полной зависимости друг от друга.
|