Этапы работы режиссёра над спектаклем.
Режиссёр в работе над спектаклем проходит три больших этапа: I этап – Возникновение замысла; II этап – Созревание замысла; III этап – Реализация замысла. I этап – Возникновение замысла. Этот этап носит ещё название «Режиссёр наедине с пьесой». На этом этапе режиссёр: · знакомится с пьесой, получает первые эмоциональные впечатления от пьесы (здесь зарождается «зерно» будущего спектакля); · создаёт «роман жизни» пьесы – погружается в мир героев, собирая дополнительную информацию (о времени, в котором живут герои пьесы, об авторе – его биография, другие его произведения, изучение его творческой манеры, стиля, его творческих особенностей), намечает для себя тему и идею пьесы; · осваивает жанр пьесы, проясняя и конкретизируя его до «природы чувств» автора. В результате работы на первом этапе у режиссёра возникает образное видение главных сцен пьесы, решающих для звучания всего спектакля. Вызревание этих ярких образных видений, ещё не решённых в конкретных сценических формах, Г.А.Товстоногов называл замыслом спектакля.
Второй и третий этапы – это работа, совместно с актёрами.
II этап – Созревание замысла. На этом этапе: · режиссёр знакомит актёров в пьесой; · актёры пересказывают литературный материал по действенной линии своих персонажей; · определение главного конфликта пьесы; · составление событийного ряда пьесы, определение: а) исходных предлагаемых обстоятельств; б) ведущего предлагаемого обстоятельства; в) крупных событий пьесы, по которым развивается главный конфликт: Ø исходного события; Ø основного события; Ø центрального события; Ø финального события; Ø главного события. · вскрытие конфликтов, порождённых этими событиями; · отыскание действий, вызванных конфликтами. Результатом второго этапа является партитура действий для каждого действующего лица. На этом этапе создаётся материальная оболочка спектакля – появляются партитуры действий и окончательно созревает замысел – уже в видении его образа в конкретных сценических формах. III этап – Реализация замысла. На третьем этапе происходит окончательная отделка спектакля: · окончательно уточняются мизансцены; · окончательно выстраиваются темпоритмы; · вводятся выразительные средства театра (костюмы, декорации, грим, реквизит, музыкально-шумовое оформление). Итог третьему этапу и всей работе подводит премьера спектакля. Режиссёрский анализ пьесы. Основные принципы. Главной задачей режиссёра, работающего методом действенного анализа заключается в том, чтобы всю философскую глубину пьесы, весь спектр эмоций, заложенных в пьесе автором, передать со сцены при помощи последовательного ряда простых физических действий. И в этом заключается первый основной принцип режиссёрского анализа пьесы. Вторым основным принципом режиссёрского анализа является то, что вся работа проходит в два этапа: · «разведка умом» (за столом с пьесой); · «разведка действием» (этюды на сценической площадке), то есть то, что добыто «разведкой умом» тотчас проверяется и уточняется «разведкой действием» – в живой этюдной работе на сценической площадке. Третьим основным принципом является то, что начальную подготовительную работу режиссёрского анализа режиссёр проводит без актёров, «наедине с пьесой», а продолжает работу с подключением актёров только после того, как у него возникает замысел спектакля. Последовательность режиссёрского анализа пьесы такова: · Первые впечатления от пьесы, возникновение «эмоционального зерна» будущего спектакля; · Изучение жизни, отображённой в пьесе, создание «романа жизни» пьесы; · Определение темы и идеи пьесы, основного нравственного посыла, ради которого она написана; · Освоение жанра пьесы и авторского стиля «природы чувств», в их неразрывной связи с идейной сущностью пьесы; · Определение сверхзадачи, сквозного действия и контрдействия в пьесе; · Определение главного конфликта пьесы, места каждого персонажа в этом конфликте; · Определение Исходных предлагаемых обстоятельств и Ведущего предлагаемого обстоятельства, а так же определение событийного ряда пьесы (основных этапов процесса развития конфликта); · Освоение композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
|