Буддизм. 6.Варианты контрольных заданий:
Общая характеристика религиоведения Наука вообще: понятие, критерии, структура. Различие дисциплины и науки. Обоснование религиоведения как науки. Признаки незрелости. Структура. Религиоведение и богословие: опасность смешений (пример «Основ православной культуры»). Библеистика как религиоведческая дисциплина. Экскурс в религиоведческие методологии: историко-филологические сравнения, эмпатия, экспликация сущностей, аналитики текста и формы (пример Весткота и Хорта, Бедье, Паскуали). Формирование религиоведения: от Спинозы и Гоббса через Тюбингенскую школу к Мюллеру и Тилю. Вопрос повышения научности: ценностно-познавательные различия, различие и сокращение модернизаций, контроль за предрассудками (пример антисемитизма), методологическая актуализация тематики исследований. Предметная характеристика религиоведения Специфика религии: признаки, отличия от мифа и магии. Соотношение религии, мира и сознания. Классификация и характеристика религий. Примеры племенных и народно-национальных религий. Мировые религии и их выбор для этого курса. Иудаизм Обоснование иудаизма как мировой религии. Общая характеристика. Формирование, состав и структура Танаха. Примеры древних источников в Танахе: Книга Завета, Песня Деворы, Элохвист, Яхвист, Второзаконие, Жреческий кодекс. Раннеиудейская история (до таннаев). Этап талмудического иудаизма. Талмуд и средневековый иудаизм (в том числе караимы и саббатиане). Маймонид. Современный иудаизм: специфика, направления, тенденции. Общекультурная значимость иудаизма. Христианство Внутрииудейское оформление христианства и эллинистические влияния. Состав Библии. Ее соотношение с Танахом. Догматические зародыши Библии: керигма о Христе, обряды и праздники. Соотношение конфессиональных канонов Библии. Библия и textus receptus. Формирование догмата о Христе и вопрос о ересях (гностики и неоплатоники как подготовители александрийской и антиохийской школ: монархиане – динамисты и модалисты, ариане, омиусиане и омоусиане, монофизиты, монофелиты). Схизма и антисемитизм (от Средневековья к Возрождению – включая краткую характеристику «Pugio fidei», петиций Домнина, «войну книг» Рейхлина-Пфефферкорна и скандал вокруг «De arcana» Гьюстиниани). Конфессиональное разделение христианства. Догматические различия католицизма, протестантизма и православия. Особенности развития конфессий (с особым вниманием к старокатоликам, квиетизму, лютеранам, кальвинистам, англиканам и современным ответвлениям – напр. «Армии спасения», а также старообрядцам). Ислам Общеметодологическая трудность исследования: смешение богословия и религиоведения. О влиянии иудаизма и христианства на формирование ислама. Коран и хадисы. От Мухамеда к Омейадам и Аббасидам как история религии и внутрелигиоздная историзация. Недогматичность ислама. Пять столпов веры. Суннизм и шиизм. Основные мазхабы. Калам и мистика (суфизм). Буддизм Палийский канон Трипитака. Основные идеи и направления («четыре благородные истины», хинаяна и махаяна). Взаимодействие буддизма с индуизмом. Географические локализации буддизма и их особенности (пример ламаизма: красношапочный и желтошапочный).
Заключение: типологическое сравнение мировых религий.
Семинары
Религиоведение и богословие: различие и пересечение (4 часа) 1. Сомнительность чисто познавательного различия: возможность межконфессионального богословия, распространение критериев науки на богословие, смешение научной и богословской веры. 2. Богословско-религиоведческие смешения: примеры, причины. Научные тенденции в богословии. 3. Ценностно-познавательное различие как способ различия религиоведения и богословия.
Характеристика религиоведения как науки (4 часа) 1. Особенности общенаучных критериев в религиоведении. Собственные критерии религиоведения как науки. 2. Примеры неоднородности религиоведения. Является ли неоднородность показателем незрелости религиоведения? 3. Обоснование научности религиоведческих дисциплин. Философия религии: наука или не наука? Философия религии и религиоведение.
Общая характеристика Библии (2 часа) 1. Состав, датировка, краткое содержание библейских книг. 2. Соотношение Библии и Танаха. Особенности перевода Библии на русский язык. 3. Культурное и религиозное значение Библии.
Литература к семинарам Кирсберг И.В. “Религиоведение: от дисциплины к науке?» // Философия и культура. – 2011 – №12. Классики мирового религиоведения. Под ред. А.Н.Красникова. М., 1996. Кон-Шербок Д., Кон-Шербок Л. Иудаизм и Христианство (словарь). М., 1995. Крывелёв И.А. Библия:историко-критический анализ. М., 1982. Научные и богословские эпистемологические парадигмы: историческая динамика и универсальные основания. Под ред. В.Н.Поруса. М., 2009 (статьи В. Поруса, В.Даренского, В.Шкоды). Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008 (статьи И. Касавина, В.Филатова, М. Шахова (особ.), А.Забияко, А.Бубнова и Л. Марковой). Учебник к курсу: Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 и любые позднейшие издания. Литература к курсу: Антес П. Религии современности. История и вера. М., 2001. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. I. Эстетика отцов церкви. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. Ислам. Историографические очерки. М., 1991. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. Кирсберг И.В. К сознанию Библии. Феноменологическое проникновение в живое. Saarbruecken, 2011. Кирсберг И.В. «Сознание иудеев от Библии к Талмуду» // Знание. Понимание. Умение. – 2007 – №1. Кирсберг И.В. «Способы уточнения религиоведения как гуманитарной науки» // Знание. Понимание. Умение. – 2006 – №1. Кирсберг И.В. «Талмуд: история и структура» // Общество – язык –культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке. Под ред. А.В. Кирилиной, Т.2, М., 2008. Кирсберг И.В. Феноменология жизни: Ветхий Завет и первые христиане. М., 2003. Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1987. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. Ранович А.Б. Происхождение христианских таинств. М.-Л., 1931. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. Синило Г.В. Древние литературы и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998. Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. М., 1989. Флоровский Г.В. Восточные отцы. Париж, 1990. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.
|