Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Религиоведение как система теоретических знаний




Курс «Религиоведение» изучается студентами согласно учебному плану академии в процессе прослушивания лекций и активной ра­боты на семинарах. Преподавание курса ведется на основе новейших достижений отечественного и мирового религиоведения и способст­вует созданию у студентов наиболее полной картины состояния религиозных деноминаций в контексте развития мировой цивилизации. Особое внимание при изу­чении религиоведения будет обращено на воспитание уважительного отношения ко всем конфессиям, формирование основ межрелигиозной толерантности, выработку умения правильно оценить эволюцию форм религии и знаний о них, изучение российского законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

При изучении предмета религиоведения и его содержания следует отметить, что Предметом религиоведения являются существующие религиозные системы, которые изучаются в двух аспектах: (а) в теоретическом аспекте (в частности, такие проблемы, как: человек - бытие, мир земной - мир божественный, прошлое - настоящее - будущее, Бог - истина - любовь и др.); (б) в практическом аспекте (конкретные формы проявления религиозности человека, общности, конфессии и т.п.).

Учебная программа данного курса включает теоретические и практические аспекты изучения предмета и ориентирована по названным направлениям. Мировые религиозные системы рассматриваются с точки зрения источников вероучения, догматического и нравственного богословия, церковной практики, основных этапов мировой истории и конфессиональных направлений, а также современной географии, положения и деятельности церквей в мире.

Практическое предназначение курса видится в том, чтобы учащийся смог со знанием дела ориентироваться во множественности религиозных идей и институтов, существующих в современном мире. В результате системного образования, учащийся получает ключ к постижению и обработке знаний, а также возможные приемы их практического использования.

Остановимся на ключевых понятиях курса:

Религия (от лат. religare - связывать, соединять, объединять) есть представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. По определению протоиерея Русской Православной Церкви Александра Меня (1935 - 1990), «религия есть преломление Бытия в сознании людей» (Мень А. История религии. Т. 1. М., 1991. С. 33).

Бытие есть (1) проявление всеблагой воли Бога, выразившейся в создании невидимого (духовного) и видимого (материального) мира; (2) то, что существует в космосе (греч. kosmos - вселенная, мир, вместилище Бытия, не знает границ, пространства, времени, предела); (3) то, что имеет три области (ипостаси):

= Божие Бытие = пребывание Бога в Божественном единстве. Бог есть некое сверхсущество, которому нет равных на земле и которого невозможно до конца постичь человеческим разумом. Основные характеристики Бога: бестелесный и невидимый Дух; вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведующий Дух; любовь, добро, справедливость, истина;

= Небесное Бытие = невидимый духовный (энергетический) мир, населенный бестелесными и бессмертными духами, одаренными умом, волею, могуществом (так, в буддизме - дух буд или прошлый людей, достигших нирваны; в христианстве - ангелы, дух святых, праведников, мучеников за веру; в исламе - добрые/белые ангелы, дух пророков, праведников, убитых на поле брани);

= Земное Бытие = видимый, материальный, проявленный мир, который был сотворен Богом последовательно в шесть актов творения

Человек есть образ (возможное внешнее сходство, а также наличие духа свободного, разумного и бессмертного) и подобие (при помощи духа обладает собой и миром и владеет земным бытием) Бога. Подобно космосу человек имеет две природы бытия (духовную и материальную) и три составляющих бытия (земную - в виде материального тела, небесную - в виде духовно-материальной души и божественную - в виде нематериального/иноматериального духа).

4. Выделяются четыре основных этапа становления религиоведения как науки:

1. древние века - 17 век - как предыстория религиоведения, когда не выделен самостоятельный предмет исследования, религии изучаются в совокупности с другими науками о человеке, отсутствует научный аппарат исследований, религиозные идеи и практика описываются, а не анализируются (авторы Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.);

2. 18 век - первая половина 19 века - как становление научного религиоведения, когда выделяется предмет и формируется научный аппарат исследований, наряду с описательными методами появляется научный анализ, складываются три основных типа религиоведческих исследований - философский, исторический и богословский (авторы Джон Толанд, Жозеф-Франсуа Лафито, Шарль де Бросс и др.);

3. вторая половина 19 века - 20 век - как выделение и борьба двух основных направлений в религиоведении - дарвинизма и креационизма, характеризующегося также развитием научного аппарата исследований, дополнением естественноноучного и прикладного религиоведения, международным сотрудничеством в области религиоведческих исследований и созданием специальных международных религиоведческих научных организаций (авторы Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Огюст Конт, Чарльз Лайель, Льюис Генри Морган, Фридрих Энгельс, С.А.Токарев; П.Д.Шантепи де ля Соссей, Фредерик В.Фаррар, А.В.Мень и др.);

4. конец 20 века и по настоящее время - как преодоление крайностей дарвинизма и креационизма, когда международное сотрудничество позволяет освобождаться от необоснованных и идеологизированных концепций, а также использовать данные смежных наук о природе и человеке в процессе религиоведческого анализа (Чарльз Тэкстон, Аднан Октар, Алан Уилсон, Брайан Сайкс, Станислав Гроф, Борис Искаков и др.).

Основной вывод: религиоведение есть наука, изучающая религиозные системы и их проявление на уровне индивидуального и общественного сознания и поведения.

 

Тема 2. Религия как тип мировоззрения и общественное явление.

Предпосылки религиозности исследователи видят в обществе и в природе человека. В обществе религиозность может выступать:

(а) как необходимый, естественный этап социализации человека (материалистическая концепция);

(б) как страх перед непознанным и иллюзия утешения (Бертран Рассел);

(в) как искаженное отражение внешнего мира (Фридрих Энгельс);

(г) как созданный человеком институт общественной жизни для лучшего выживания в обществе и защиты своих интересов (Эдвард Уилсон).

Первые четыре трактовки предполагают, что религия является необходимым продуктом общества на определенных этапах его развития. Появление религии обусловлено отношениями несвободы, зависимости, ограниченности существования человека. Религия регламентирует поведение человека и создает иллюзию индивидуальной свободы в общении с Богом.

В природе человека религиозность видится:

(д) как смысл жизни (Макс Вебер);

(е) как универсальный коллективный невроз (Зигмунд Фрейд);

(ж) как тип мышления, особое переживание, неопределенное сознание, то есть функция организма (Ульям Джеймс, Люсьен Леви-Брюль).

Три последние подхода объединяет взгляд на религиозность как на имманентно присущее человеку качество организма/личности, которое наполняется идейным и поведенческим смыслом в зависимости от религиозной принадлежности человека.

Наконец, (з) религиозность понимается как фактор природы человека по творению, изначальный, единственный в своем роде, как важнейших импульс, лежащий в основании всего процесса тварности человека как Образа и Подобия Бога и последующей эволюции человека и общества (Эдуард Леруа, Кристофер Даусон, Александр Мень).

2. Общие религиозные представления, сформировавшиеся вместе с человеком и положенные в основу всех религиозных систем, включают шесть основных идей:

(1) - представление о единстве, целостности духовного и материального мира, когда сверхъестественное не отделяется от естественного;

(2) - анимизм (лат. anima - душа и animus - дух), то есть представления о душе как особом существе, заключенном в тело, и о духе как особом существе, могущем существовать в теле, вне тела и без тела;

(3) - фетишизм (португал. feitico - талисман), то есть представления об особых свойствах одушевленных и неодушевленных предметов, камней, растений, явлений природы, специальных культовых предметов;

(4) - тотемизм (индейцы оджибве «от-отем» - его род), то есть представления о существовании связи и преемственности данного человеческого рода и растения, животного, горы, реки и т.п. (в современном мире животное не убивают и не употребляют в пищу, изображения тотемов встречаются на гербах);

(5) - магия (греч. mageia - колдовство), то есть представления о возможности людей особыми способами воздействовать на окружающий мир и связанные с этими представлениями действия. По сути магические действия бывают церковными и внецерковными, по целям - производственная, любовная, лечебная и иная магия;

(6) - представление об извечной борьбе двух начал - добра и зла, когда доброму поклоняются, а злого стремятся умилостивить.

Все названные представления составляют основные компоненты религиозной веры, то есть такого эмоционально-психологического состояния человека, которое определяет его отношение к миру и влияет на его поведение.

Религиозная вера имеет предмет (Бог...), содержание (догматика), основание (священные писания, предания...), а также проявляется как поведенческий императив (Бог посылает благодать по вере и поведению).

Упорядочение и регламентация поведения «по вере» рождает обряды.

Обряд (последование, согласие - см. Этимологический словарь Фасмера) есть символическое выражение в действиях некоей идеи, а также символическое воздействие на предмет с определенной целью.

Для реализации обрядового действа необходимы два условия: во-первых, идеальная цель, во-вторых, исполнитель/ объект воздействия.

Различаются два типа религиозной обрядности: 1 - обряды духовно-родовые, которые отражают представления человека о мироздании, обращены к первым лицам (Бог, верховный дух-покровитель рода), их главная задача - защита и покровительство добрых сил, милость со стороны злых сил; 2 - обряды производственно- бытовые, которые связаны с конкретными потребностями бытия, обращены как к первому, так и ко второму уровням бытия (Божьему и Небесному), их основная задача - помощь в решении насущных проблем, как-то: рождение, инициация, брак, рождение детей, старость, смерть, производство, погодные условия...

Соединение религиозных представлений и потребности в упорядоченном и правильном исполнении обрядов привело к возникновению особой группы людей- церковно-священнослужителей и породило специфический общественный институт - церковь.

Церковь - это закономерный этап в человеческой истории, свидетельствующий о зрелости религиозных представлений и развитости обрядовой практики; это также своеобразная уступка материальной составляющей человека, материальным законам бытия. Процесс возникновения церквей идентичен для всех народов и неостановим.

С точки зрения богословия, церковь есть от Бога установленное общество верующих, соединенное словом Божиим, священноначалием, таинствами, управлением самого Господа, для вечной жизни и спасения.

Предназначение церкви: (1) - вселенское собрание верующих; (2) - частная моноконфессиональная или национальная община верующих; (3) - малая территориальная община верующих; (4) - дом, здание, место, куда собираются верующие для молитвы; (5) - земная - странствующая и небесная - торжествующая реальность; (6) - видимая, то есть состоящая из живущих ныне людей, и невидимая, то есть духовная, реальность. В исламе понятие церкви отсутствует.

Таким образом, все религиозные системы структурно однородны и включают триаду, состоящую (а) из совокупности религиозных представлений, основу которых составляет догматика как свод непререкаемых истин, (б) из закрепленного в священных текстах морально-нравственного кодекса поведения верующих, (в) из наличия церквей, проповедников, служителей, организующих специфическую для каждой религии культовую практику.

Основные выводы: 1. Многообразие религиозных систем отражает культурное и этнопсихологическое многообразие мира. 2. Религиозные системы по структуре и содержанию напоминают близнецов, которые попали в разные семьи и воспитываются в соответствии с местными традициями.

 

Тема 3. Буддизм и иудаизм. Их сущность и содержание.

При анализе буддизма следует начать с личности основателя религии Сиддартха Гаутама ( 624 г. до н.э. - 544 г до н.э.) В 30 лет уходит из дома, а день ухода из мира стал днем начала буддизма как мировой религиозной системы.

В теории Сиддартха Гаутама постиг и сформулировал Четыре великих истины; открыл первокирпичики Бытия дхаммы; показал, что Бытие есть взаимодействие дхамм, подчиненное карме; нашел метод превращения дхамм в состояние покоя, открыв восемь последовательных ступеней правильного Бытия; доказал, что каждый человек может достичь абсолютного бытия, то есть нирваны.

Четыре великие истины суть следующие: (1) в мире есть зло, страдания, и они не случайны; (2) поскольку все в этом мире причинно обусловлено, зло и страдания имеют свое происхождение: они зависят от рождения, которое определяется привязанностями; (3) если устранить причину, то зло и страдания прекратятся; (4) к прекращению зла и страданий ведет Благородный восьмеричный путь (то есть путь построения гармонии между своим процессуальным и абсолютным бытием).

Нравственность - это категория, неразрывно связанная с человеком.

Мера соблюдения законов составляет dharma - карму всего сущего. Согласно карме определяется место в сансаре и круговороте рождений и смертей. Нравственный закон (см. стих 183 «Дхаммапады») состоит в следующем:

«неделание зла, достижение добра, очищение своего ума».

Неделание зла достигается Практикой высшей нравственности в той ее части, где она рекомендует воздерживаться от десяти недобродетелей: трех физических - лишение жизни, воровство и разврат; четырех речи - ложь, злословие/побуждение к ссоре, грубость/оскорбление, пустословие; трех ума - зависть, злонамеренность, ложные взгляды.

Достижение добра достигается продолжением освоения Практики высшей нравственности в той ее части, которая включает восемь ступеней правильного самовоспитания, то есть Благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, намерения, речь, поступки, жизнь, усилия, память и сосредоточенное размышление.

Очищение своего ума достигается тремя практиками:

(1) Практикой высшего медитативного сосредоточения, целью которой является постижение и принятие trisarana и пустоты/вечного ничто; осуществляется путем отбрасывания пяти ошибок, применения восьми противоядий, прохождения девяти состояний сосредоточенности, развития четырех видов умственной деятельности;

(2) Практикой высшей мудрости, целью которой является постижение мудрости абсолютного знания во всеобщей относительности; осуществляется путем развития пяти видов мудрости;

(3) Устремленностью к просветлению, которая основывается на совершенном овладении предыдущими тремя практиками; ее целью является стать просветленным, то есть буддой, и достичь нирваны; осуществляется путем заботы о благе всего живого, избавления от страданий и обретения счастья; в потоках сознании устраняются причины, порождающие страдание, и создаются причины счастья.

Два главных условия успеха: постепенность и добровольность/отсутствие принуждения.

4. Основные направления в буддизме (к.1 века, Индия, Великий собор в Кашмире при правителе Канишке, духовный лидер Нагарджуна- выяснение первой триады):

= 1 = хинаяна - «малая колесница», «узкий путь спасения» через монашество, архатство и суперархатство;

= 2 = ваджраяна - «алмазная колесница», тантризм, узкий путь, поклонение мужскому и женскому началу, йога;

= 3 = махаяна (2 век до н.э. - 2 век н.э.) - «большая колесница», «широкий путь спасения» путем соблюдения нравственного закона, молитвы и одаривания монашествующих;

= 4 = дзэн (6 век, Китай) - основан на махаяне, включает монашество, допускает непосредственную передачу учения молящемуся и медитирующему;

= 5 = ламаизм (7 - 14 вв., Тибет) - основан на ваджраяна и махаяне, особую роль играют ламы и монастыри, существуют два свода канонических текстов - Ганджур (108 книг) и Данджур (225 книг);

= 6 = тхеравада (11 в., Мьянма) - царь Анаврата ввел термин «учение отцов» для обозначения группы монашеских сект, идущих по пути хинаяны, сегодня представлены малыми церквами Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманния-никая, Двара-никая, Тхаммают-никай, судхамма, Швегон, Раманн, Рицу (специфически японская), Маха-никай и др.;

= 7 = гелугпа (15 в., Тибет) - «школа добродетели», основатель - тибетский религиозный деятель и проповедник Цзонхава, основана на строгом соблюдении правил монашеской дисциплины, безбрачии, запрете есть мясо и употреблять алкоголь, лама выступает в качестве доброго друга и учителя.

5. Современная география и численность буддистских общин:

около 700 млн. чел. верующих; около 300 млн. чел. регулярно участвующих в обрядах.

Основной регион - Азия, а также: США. Европа, Россия (Калмыкия, Бурятия, Тува). Большинство верующих в таких странах, как Тибет, Бутан, Монголия, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Вьетнам; значительное количество - в Китае (св. 100 млн. чел.), в Корее (несколько десятков миллионов) и в Японии (несколько десятков миллионов). В Индии верующих буддистов около 1% населения.

Положение буддистских общих в мире характеризуется следующими чертами:

(1) единое вероисповедное направление, во главе далай-лама XIV Тензин Гьяцо;

(2) законопослушны: обязательно регистрируют общины по месту монастыря, где требует местный закон;

(3) претендуют только на духовную власть;

(4) веротерпимы, проповеди читаются для всех желающих, монастыри открыты для посещения, принимают из других религий.

При изучении Иудаизма следует помнить, что иудаизм - древнейшая религия, основанная на строгом монотеизме (вере в единого Бога-Творца) и отвергающая наличие какого-либо “посредника” в отношениях Бога и человека. Термин “иудаизм” происходит от имени одного из 12 сыновей Якова и родоначальника колена - Иуды, что в переводе с иврита означает “благодарный” (богу). В еврейской среде, однако, термин “иудаизм” малоупотребим. Для обозначения всей еврейской религиозной традиции, как собирательного понятия, употребляется обычно слово “Торá“ (древне-еврейское наименование Пятикнижия). Считается, что Тора вобрала в себя всю духовную и деятельную жизнь нации, не было и нет ничего вне Торы и помимо Торы.

Однако во всей своей полноте Учение (Тора) было дано еврейскому народу Всевышним через Моисея во время Синайского Откровения 33 века назад (в 1312 г. до начала нового летоисчисления). Дарование Торы истолковывается как исключительное событие, предопределившее весь ход истории вплоть до “конца времен” (прихода Мошиаха - Мессии). Была получена как письменная традиция, т.е. собственно Библия (по еврейскому канону включает 24 книги: Пятикнижие Моисеево (5), книги Пророков (7) и Писания (12), так и устная, которая спустя два тысячелетия напряженной работы еврейских мудрецов оформилась в многотомный Талмуд (III-V вв. нового летоисчисления). Дальнейшее развитие в этом направлении привело к созданию Рамбамом (рабби Моше бен Маймун, или “Маймонид”) своего знаменитого Кодекса, так называемого “Мишнэ Тора” (XII в.). Несколько позже Иосиф Каро написал свой четырехтомный труд “Шулхан Орух” (XVI в.), являющийся и по сей день общепринятым источником “галахи” (еврейского религиозного Закона). Письменная и устная (комментаторская и законодательная) традиция дополняют друг друга, по сути составляя единое целое.Практическую основу еврейской традиции, ее ритуальной части, составляет система из 613 заповедей, 10 их которых, имеющих особое значение для еврейского народа, были, высечены на скрижалях Завета (так называемые “Десять заповедей”, полученные Моисеем на горе Синай).

Тора, в широком смысле этого слова, касается всего многообразия человеческой жизнедеятельности, регламентируя как самые возвышенные и тонкие, так и самые приземленные стороны человеческих проявлений (от интимных отношений и правил поведения в Храме до принятия пищи и законов ритуальной чистоты и нечистоты) и определяя тем самым жизнь еврейской общины во всей полноте и многосторонности.

В 70 г. нового летоисчисления римлянами был разрушен Второй Храм и еврейский народ почти на два тысячелетия утратил свою государственность и ушел в изгнание (галут). Постоянно мигрируя, спасаясь от преследований и погромов, через Северную Африку, Испанию и Германию, а дальше через Польшу в Россию, евреи распространились по всей Европе. В Хазарском каганате иудаизм был религией, исповедуемой каганом. Поэтому в древнем Киеве существовала еврейская община. В средние века духовный и религиозный центр еврейства переместился из Вавилона сначала в Испанию, а потом в Германию, и, наконец, примерно 300 лет назад таким центром стала Россия. Еврейская община России того времени - это крупнейшие ешивы (высшие еврейские религиозные учебные заведения), мыслители, создавшие новые школы направления в иудаизме. Город Вильнюс (ныне столица Литвы) был резиденцией Виленского Гаона, получившей название Новый Иерусалим. Здесь действовала династия Любавических ребе, к которой принадлежит и теперешний рабби Менахем Мендл Шлита. Движение получило название по имени белорусской деревеньки Любавичи, из которой был родом основатель династии рабби Шнеур Залман (“Алтер ребе”).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 269. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия