Студопедия — Тема 4.Христианство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 4.Христианство






При анализе мировой истории христианства следует начать с выделения его этапов. Ветхозаветный период как предыстория христианства (15 - 1 вв. до н.э.). Новозаветный период, то есть становление христианства как мировой религиозной системы (1 - 3 вв.). Ортодоксальный период, то есть складывание христианской догматики, нравственного и культового поведения; массовый характер и статус государственной религии (4 - 1 половина 11 вв.). Первый вселенский раскол христианства и становление католицизма (2 половина 11 в. - 15 в.). Второй вселенский раскол христианства, становление протестантизма и новых малых христианских церквей (16 - 19 вв.). Зарождение неохристианства как одного из направлений мирового синкретизма (20 в. и по н/вр.). Основные отличия христианских церквей: ортодоксальных, монофиситских, католической, протестантских, неохристианских.

Основные выводы по теме.

1. Основные источники христианского вероучения включают шесть видов:

(1) священное писание, то есть письменное свидетельство о Божием откровении, которое сегодня насчитывает 66 канонических книг Библии, в том числе 39 книг составляют Ветхий Завет (15 - 5 вв. до н.э.,), и 27 книг составляют Новый Завет (1 век, около 10 составителей). Новый Завет заключает Иисус Христос со своей Церковью, то есть всяким, уверовавшим в Него и Отца Небесного.

Иисус (Спаситель) Христос (Помазанный) Проповеднические деяния и подвиг Иисуса Христа описан в первой законоположительной части Нового Завета - евангелиях (от греч. благовествование) от Матфея (58-65 гг., Палестина), Марка (63-64 гг.), Луки (63-64 гг.) и Иоанна (85-98 гг., г. Эфес). Вторая часть Нового Завета - деяния Апостолов (от греч. посланник) - повествует о жизни христиан и проповедях апостолов (всего 12 больших и 58 меньших апостолов). Третья часть - учительные сочинения в виде 7 апостольских посланий и 14 посланий Павла - посвящена нравственным проблемам, соотношению закона и христианской благодати. Четвертая часть - откровение (от греч. апокалипсис) Иоанна, то есть христианская эсхатология - учение о конечных судьбах мира, церкви и человека.

(2) священное предание - письменные источники о Боге, то есть как минимум 11 неканонических книг Библии;

(3) правила и определения Вселенских Соборов, из которых первые семь признаются всеми христианскими церквами.

(4) учения святых отцов

(5) жития святых, признаваемые ортодоксальными и католической церквами;

(6) церковные каноны, то есть правила и определения отдельных церквей и соборов.

2. Основы догматического богословия заключены в христианском Символе (от греч. собирание вместе, выражение, исповедание) веры, утвержденном на соборах 325 и 381 годов. Предметы веры:

(1) вера в Бога, Единого, Истинного и Живого, который нетварен, существует вечно, имеет три ипостаси - Отец, Сын, Святой Дух;

(2) вера в то, что Бог-Отец Божественным Словом и Божественным Духом творит весь видимый и невидимый, небесный и земной мир и пребывает в этом мире своим всеприсутствием;

(3) вера в то, что Бог-Сын Иисус Христос есть Господь, который (а) Единороден, то есть рожден от Отца прежде всех век, (б) ради нашего спасения сошел с небес и вочеловечился, (в) был распят, страдал и похоронен, (г) воскрес из мертвых на третий день, что положило начало воскресению всего человечества, (д) взошел на небеса и сел одесную Отца, то есть восстановил непосредственную связь между Богом и людьми, (е) опять придет судить живых и мертвых, (ё) Его царствию не будет конца как символу соединения неба и земли;

(4) вера в Духа Святого, Животворящего, как Духа Жизни, Истины, Божественного Сыновства, личного присутствия Бога в человеке;

(5) вера в единую (Бог един), святую (исходит от Бога), соборную (вселенская в пространстве и во времени, имеет смысловую природную полноту) и апостольскую Церковь (Бог посылает Иисуса Христа, а Иисус Христос - апостолов, чтобы хранить Его слово и исполнять Его волю);

(6) вера в крещение во оставление грехов;

(7) вера в воскресение и жизнь, в Царство Божие, которое наполнит всю вселенную.

3. Христианская нравственность складывается в результате постижения трех этапов нравственного закона. 1 этап - заключен в акте творения, когда человек осознает свое назначение как Образ и Подобие Бога, познает свою духовную природу, разум, волю, чтобы владычествовать над миром земным.

2 этап - заповеди Моисею, 1494 г. до н.э., Синай (см. Ветхий Завет. Кн. Исход. Гл. 20), которые были даны на двух скрижалях: 1 - Я господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; 2 - не делай себе кумира; 3 - не произноси имени Господа напрасно; 4 - помни день субботний, чтобы святить его; 5 - почитай отца твоего и мать твою; 6 - не убивай; 7 - не прелюбодействуй; 8 - не кради; 9 - не лжесвидетельствуй; 10 - [не завидуй]. Любящим Бога и соблюдающим заповеди Бог творит милость «до тысячи родов». Ненавидящим - наказание, в том числе детей за вину отцов «до третьего и четвертого рода». С богом рекомендуется говорить, но не делать богов серебряных или золотых. Жертвенник должен быть из земли, либо камней нетесаных.

3 этап - новозаветная учительная миссия Иисуса Христа и его призыв «Ищите Царства Божия и Правды Его». Царство Божие трактуется Иисусом Христом как (а) любовь и блаженство (богоподобие); (б) справедливость и истина; (в) добро и утешение.

4. Основные этапы мировой истории и направления в христианстве:

Первый этап = 15 - 1 вв. до н.э. = предыстория христианства, ветхозаветный период, религия народа Израиля.

Второй этап = 1 - 3 века = новозаветный период, становление христианства как мировой религиозной системы: народы Римской империи и Аравийского полуострова; поликонфессиональные общины и церкви; как правило, жестокие преследования со стороны местных властей.

Третий этап = 4 век - первая половина 11 века = ортодоксальный период, когда господствует ортодоксия (греч. неуклонное следование основам учения Иисуса Христа), все церкви «древнего образца» во главе со старейшиной-патриархом. Христианство как религия приобретает массовый характер; складываются догматика, основы нравственности, религиозный культ; в ряде территория христианству придается статус государственной религии:

Четвертый этап = вторая половина 11 века - 15 век = первый вселенский раскол христианства, становление католицизма в лице единой всемирной=кафолической церкви. 1054 - 1059 годы: конфликт кардинала Гумберта Сильва Кандиды, посланника папы Льва IХ, и патриарха Михаила Керулария. Латеранский синод.

Отличия католической церковного устройства: (а) всемирная по характеру деятельности; (б) управляется папой как наместником Бога на земле и коллегией кардиналов-епископов; (в) папа избирается коллегией и одобряется духовенством и мирянами; (г) коллегия интернациональна по составу.

Теологические отличия: (1) filioque, то есть исхождение Святого Духа «и от Сына»; (2) догмат о непогрешимости папы; (3) догмат о телесном вознесении Дквы Марии; (4) догмат о чистилище как промежуточном состоянии между раем и адом; (5) равнозначность священного писания, священного предания, постановлений Соборов и суждений пап.

Культовые отличия: спасение только через церковь; культ Богородицы; все духовенство целибатное, к ведению служб и исполнению треб допускаются женщины (с 20 века).

Выраженная социальная роль католической церкви, развитость социальных доктрин и католической философии.

Пятый этап = 16 - 19 века = второй вселенский раскол христианства, становление протестантизма и новых малых христианских церквей. В основе лежат две идеи: возвращение христианства к чистоте и заповедям апостольского века и церковь для верующих.

Идейные течения в протестантизме, оформившиеся и в церковное устройство:

лютеранство (с 1517 года)

англиканство (с 1534 года);

цвинглианство (1522г.) кальвинизм (1534г.)

реформаторство (1536-62гг)

пресвитерианство (1648-1875гг).

Теологические отличия протестантизма: (1) вера - непосредственная связь человека с Богом6 «Разум готовит веру, а Библия открывает ее»; (2) признают только Библию как источник веры, а все остальные тексты - пояснения и комментарии; (3) спасение достигается через веру, но творит его только Бог (путем исправления греховной природы каждого человека в отдельности); (4) монашество и безбрачие осуждаются как добровольный отказ от спасения (спасаются те, кто в миру); (5) церковь - в человеке и в его семье; (6) таинства есть знаки общения человека с Богом, имеют символическое значение, поскольку напоминают о спасении и оправдании; (7) мировая история есть история борьбы Бога и Сатаны, поэтому от каждого верующего зависит исход этой борьбы.

Культовые отличия протестантизма: богослужение на родном языке; отказ от пышного культа, икон, статуй, от ряда таинств (за исключением крещения и причащения, как ясно заповеданных Спасителем); отказ от ряда молитв (за святых, за усопших, поскольку судьбы не изменишь, только Бог может спасти по Своему усмотрению).

Шестой этап = 20 век и по настоящее время = зарождение неохристианства как одного из направлений мирового синкретизма (греч. соединение, слияние разнородных элементов).

5. Современная география и положение христианских церквей:

= 1 = ортодоксальные церкви = около 20 автокефальных церквей в Евразии, Африке и США; верующих около 300 млн. человек, из них около 1 млн. духовенства;

= 2 = католическая церковь = епископии или приходы по всему миру; верующих свыше 900 млн. человек, из них около 3 млн. духовенства;

= 3 = протестантские церкви = по всему миру, верующих около 325 млн. человек;

= 4 = неохристианские церкви = по всему миру, особенно в США и Африке, не более одного процента от общего количества христиан в мире.

Основные направления деятельности христианских церквей:

(1) духовное окормление верующих, то есть организация коллективной и индивидуальной связи верующих с Богом; догматическое, нравственное и историческое воспитание; воспитание гражданственности; снятие зла и грехов; насыщение добром, уверенностью в будущем. Осуществляется по специальным Пасхальным календарям и разрядам богослужения;

(2) катехизация и начальное духовное образование взрослых и детей;

(3) милосердие и благотворительность в области здравоохранения, заботы о нуждающихся в еде и жилье и др.;

(4) общественно-полезная деятельность (вне богослужебного канона) в области (а) общественного устройства и общественных отношений; (б) в вопросах социальной справедливости; (в) в решении экономических проблем; (г) в области культуры;

(5) международная деятельность в рамках специальных церковных или государственных программ;

(6) межцерковная экуменическая деятельность в защиту мира и жизни, за предотвращение конфликтов, решение экологических проблем, оказание помощи нуждающимся и терпящим бедствия и др. Во Всемирный Совет Церквей (основан в 1948 году как руководящий орган экуменического движения) входят сегодня свыше 300 церквей из более чем ста стран мира.

Основные выводы: Христианские церкви являются на сегодняшний день самыми разнообразными по характеру деятельности и по численности. Вместе с тем именно в христианстве существуют значительные теологические отличия между разными церковными группами, что на практике приводит к нетерпимости и даже вражде между ними. Большинство христианских церквей видит необходимость во взаимодействии со светскими властями, а то и в подчинении светской власти духовным авторитетам церкви.

 

Тема 5. Православие: символ веры, культ и организация

Правосла́вие — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия н. э. под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя (основан в 330г.)— Нового Рима.

 

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

Спасение через испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2й член Символа).

Боговоплощение (3й член Символа).

Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12й члены Символа).

Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых.

Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола

Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское служение в Церкви.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».

Наиболее крупные народы России с преимущественно православным вероисповеданием (в порядке убывания численности) — русские, украинцы, чуваши, мордва, удмурты, марийцы, осетины, белорусы, якуты, коми, греки, молдаване, грузины, коми-пермяки, карелы, болгары, нагайбаки, румыны, сербы, македонцы.

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в России представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь Моско́вского Патриарха́та (РПЦМП) — автокефальная поместная православная Церковь. Занимает пятое место в диптихе автокефальных поместных Церквей мира.

Рассматривает себя и признана другими поместными церквами в качестве единственной канонически легитимной православной административно независимой церкви на территории бывшего Советского Союза, исключая Грузию (в границах Грузинской ССР) и Армению, и считает себя единственно законным преемником Поместной Российской Православной Церкви, Православной Российской Церкви и Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата. Крупнейшее религиозное объединение в России, на Украине (по числу приходов и духовенства), в Белоруссии, Молдавии.

Название Русская православная церковь применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года. При этом РПЦ не получила статуса юридического лица, который был получен в полном объёме на территории РСФСР 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви. Канонические подразделения, находящиеся на территории иных, нежели Российская Федерация, государств, могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц под иными названиями в соответствии с действующим в каждой стране законодательством.

Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Божественные заповеди, содержащиеся в Священном Писании, а также Священное Предание. Последнее включает в себя каноны, авторизованные Церковью богослужебные тексты, творения святых отцов, жития Святых, а также обычаи Церкви. Исповедует Никео-Цареградский Символ веры.

Согласно данных сайта Министерства юстиции, Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) зарегистрирована как религиозная организация 27.02.2003. ОГРН 1037700255471. Адрес регистрации: 119034, г. Москва, Чистый пер., 5.

Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе. Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ

Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.

Поместный Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор — поместный собор Русской православной церкви (2009) — был созван в январе 2009 года.

Архиерейский Собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный Синод — согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — Патриарха (или Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший Церковный Совет — новый исполнительный орган действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде Русской Православной Церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия