Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания. Понятие совесть означает чувство нравственной ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; понятие вероисповедание предполагает официальную принадлежность к одной из разновидностей религии как системы. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода совести включает: право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, а также право самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.
Свобода вероисповедания включает: право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.
В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 18 записано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г., Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. также признают право гражданина на свободу мысли и религии и свободу выражения своего мнения.
Религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.
Как автономная система, религия тесно связана с этнокультурной традицией, причем именно эта связь в значительной степени определяет незыблемость ее авторитета. Опираясь на традицию, религия придает ее нормам сакральный характер, и тем превращает их в жесткий стандарт, в обязательный для всех стереотип поведения. Будучи включенной, вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую систему (религию в широком смысле), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом – обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.
В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.
Законодательство о свободе совести в Республике Беларусь представляет собой трехуровневую структуру:
· Первый уровень – международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер;
· Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;
· Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.
Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:
· Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;
· Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;
· Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;
· Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.
Конфессиональная политика государства это прежде всего:
1. Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;
2. Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);
3. Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.
Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.
Стратегия религиозной политики государства определяется:
· Ход политического развития в целом;
· Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;
· Уровень развития демократических институтов;
· Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;
· Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).
Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.
Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Запрещены:
· Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;
Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;
· Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.
Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).
Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси.
Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране), иудаизм, ислам.
Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:
· Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
· Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;
· Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.