Студопедия — Взаимное влияние культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взаимное влияние культур






Откуда пошли верования древних египтян в бога, растворяющегося в трех звездах? Может быть, причина в том, что египтянам очень нравилось созвездие Орион, в поясе которого три звезды, а не одна и не пять? А возможно, наоборот, как раз это созвездие было выбрано из множества других на звездном небе, чтобы сделать понятным для простых людей триединство бога, пусть одного из богов, но триединого? Что заставило египтян строить грандиозные сооружения?

Пирамиды встречаются на многих континентах, у разных народов (шумеров, вавилонян, древних египтян, ацтеков, майя). Взаимовлияние культур, религий прослеживается на протяжении всей истории человечества. Отношение египетских жрецов к Александру Македонскому доказывает, что у служителей древних культов было понимание общности интересов жречества разных народов.

Верования в трех взаимодействующих богов или одного триединого бога – элемент многих религиозных доктрин. Вот что можно прочитать в шумерской поэме «Энума Элит» (истоки отраженных в ней верований относятся к периоду до VII тысячелетия до нашей эры, то есть примерно на 2000 лет предшествуют появлению египетской цивилизации) [36, 37]: «…в начале всего царил Хаос, единая водная бездна, в которой свивались три космических чудовища: Апсу, Тиамат и их сын Мумму. Они произвольно порождали и уничтожали чудовищ и демонов. От них же произошла плеяда богов, которые восстали против Хаоса. Прародители не сумели предотвратить мятеж. Бог Эа уничтожил Апсу и сковал Мумму, а солнечный бог Мардук вышел в бой против дракона Тиамат. Все боги с надеждой и страхом следили за исходом сражения, обещая Мардуку в случае победы царский венец. Окруженная сонмом демонических существ Тиамат с диким ревом обрушивается на воина. Но Мардук хорошо подготовился к схватке. Он опутывает мировое чудовище сетью, а утробу его пронзает вихрем. Дракон в конвульсиях гибнет; сраженными отступают и другие порождения мрачного

Хаоса. Торжествующий Мардук раздирает тело космического зверя на две части: из верхней делает небо, а из нижней землю. Решив показать перед богами свою мудрость, он начинает последовательные акты творения. Возникают небесная твердь и атмосферные воды, устанавливаются пути планет и звезд, отделяется ночь ото дня, создаются растения и животные. Боги – покровители стихий вступают в свои права. В заключении Мардук хочет, чтобы на земле кто‑нибудь трудился ради богов для того, чтобы те могли пребывать в покое. С этой целью он убивает одного из демонов и, смешав с глиной его кровь, создает человека, «чтобы тот трудился, богов освободив»».

И. А. Бунин обратил в поэтическую форму добиблейский миф халдейского, вавилонско‑арамейского происхождения о Всемирном потопе:

Когда ковчег был кончен и наполнен

И я, царь Касисадра, Ксисутрос,

Зарыл в Сиииаре хартии закона,

Раздался с неба голос: «На закате

На землю хлынет ливень. Затвори

В ковчеге дверь». И вот настало время

Войти в ковчег. Со страхом ждал я ночи,

И в страхе затворил я дверь ковчега

И в страхе поручил свою судьбу

Бусуркургалу, кормчему. А утром

Поднялся вихрь – и тучи охватили

Из края и край всю землю. Роману

Гремел среди небес. Нэбо и Сарру

Согласно надвигались по долинам

И по горам. Нергал дал волю ветру.

Нинип наполнил реки, к несли

Смерть и погибель Гении. До неба

Достигли воды. Свет потух во мраке,

И брат не видел брата. Сами боги

К вершинам Анну в страхе поднялись

И на престолах плакали, и с ними

Истара горько плакала. Шесть дней

И семь ночей свирепствовали в мире

Вихрь, ураган и ветер – наконец

С рассветом дня смирились. Воды пали,

И ливень стих. Я плакал о погибших,

Носясь по воле волн, – и предо мною,

Как бревна, трупы плавали. Я плакал,

Открыв окно и увидавши солнце.

Создается впечатление, что существовало взаимодействие между жрецами различных цивилизаций мира, определившее религиозное мышление контактирующих этнических систем. В этом несложном, почти очевидном утверждении истинного больше, чем может показаться на первый взгляд. История религий позволяет проследить корни многих религиозных явлений с момента их зарождения. Подробно изучены события, связанные с возникновением буддизма, ветхозаветной религии, христианства, ислама. Поскольку мы исследуем пути распространения знаний, происходящих от египетских жрецов, остановимся именно на истории зарождения ветхозаветной религии.

Происходило это во II тысячелетии до нашей эры, в астрологическую эру Овна (напоминаю, цикл астрологических эр составляет 2147 лет) [36]: «Брожение умов и духовные поиски породили надежды и пророчества о приходе Мессии‑Избавителя (причем в истоках своих в двух образах: один был могущественным земным царем, другой – Агнцем Божиим, принимавшим па себя грехи мира*), которые нашли, взяв лучшее, что было в Вавилоне и Египте, Иране и Греции, свое завершение в ветхозаветной религии. Ветхий Завет был началом великого религиозного пути…Отказ от богов‑героев в пользу единобожия, вера в спасение души, признание творения и вместе с тем реальности, ценности мира, возможности общения человека с Богом и многое другое отличало новую систему верований от существовавших в то время религий, вообще религиозно‑мировоззренческих традиций».

Рождение ветхозаветной религии дало импульс фундаментальному переосмыслению людьми всей системы их представлений о мироздании, стало источником идей и вдохновения для иудаизма, христианства и ислама, привело к отрицанию человечеством язычества. Ветхий Завет начинается Пятикнижием Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. О Моисее в Библии сказано: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына, и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою; и положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтобы она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла, и привела мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исход: 2; 1–10).

Прочитаем выдержку их египетской «Книги мертвых», она является текстом обращения к царю загробного мира – богу Осирису. Этот текст умерший должен произнести в оправдание своих грехов [37]: «Я не делал зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины. Я не творил дурного, имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого перед богами. Я не угнетал раба перед лицом господина. Я не был причиною недуга. Я не был причиною слез, не убивал, не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий, не истощал припасов в храмах. Я не портил хлеба…Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее…Я не отнимал молока из уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбищ их…Я не преграждал путь бегущей воде…Я не гасил жертвенного огня в час его…»

Сравните с десятью заповедями… А теперь обратимся к числам, встречающимся в Священном Писании. Начнем с Откровения Иоанна Богослова.

Об источнике Откровения в Библии сказано: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откровение 1; 1–3).

Следовательно, реально существовавший человек святой Иоанн Богослов рассказывал не о своих личных пророчествах, а «свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа». Внимательно читаем: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откровение: 7; 4).

«Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова и мера Ангела» (Откровение: 21; 11–17).

Какие цифры встречаются в Библии? Оказывается, из бесконечного ряда натуральных чисел для количественного выражения всего, о чем сказано в Библии, используются лишь их часть. Причем одни и те же числа многократно повторяются в самых разных библейских сюжетах и имеют поддающийся пониманию символический смысл.

а) Один есть единство, держава, божество.

б) Два есть союз, единение, свидетельство, брак, например: Христос и Церковь, смерть и жизнь в искуплении, две птицы, два козла; ученики, посланные «по два»; две скрижали откровения, два свидетеля.

в) Три есть божество, воскресение, плодородие, сила, например: Троица – Отец, Сын, Дух; человек дух, душа, тело; три великих праздника, три искушения Иисуса Христа в пустыне, три молитвы, три отречения Петра и три вопроса Христа, троекратное видение Пе. тра.

г) Четыре есть мир (космос), земля, универсальность, полнота, испытание, опыт и в то же время недостаточность, например: четыре времени года; четыре стороны света – север, восток, юг, запад; четыре стихии – земля, воздух, огонь, вода, четыре реки в саду Едемском, четыре ветра, четыре великие державы – Вавилон, Персия, Греция, Рим; четыре суда, четыре разделения человеческой расы – племена, колена, народы, языки.

д) Пять есть разделение, слабость: пять чувств, пять пальцев, пять дев мудрых и пять неразумных, насыщение пятью тысячами пятью хлебами, Давид и пять камней, пять книг Моисеевых.

е) Шесть есть число человека, несовершенства, например: создание человека в шестой день; шесть дней труда, шесть лет рабства, шесть лет посева земли, число зверя (Антихриста) – 666 как крайняя степень несовершенства.

ж) Семь есть совершенство, покой, исполнение, благословение, сумма трех и четырех, например: суббота – седьмой день, семь ангелов, семь свечей.

з) Восемь есть воскресение и новое творение, начало новой седмицы, первый день, например: очищение прокаженного в восьмой день.

и) Девять есть число Духа Святого (3><3), например: девять плодов Духа.

к) Десять есть ответственность, слабость, недостаточность (2><5), число мирового завершения, например: десять казней Египетских, десять заповедей, десять талантов, десять прокаженных, десять рогов «четвертого зверя».

л) Двенадцать есть теократия, Царство Божие на земле, служение, власть правления, вечное совершенство, Зх4, например: двенадцать патриархов, двенадцать колен Израилевых, двенадцать камней на груди первосвященника, двенадцать хлебов, двенадцать источников воды, двенадцать соглядатаев, двенадцать камней в Иордане, двенадцать камней в жертвеннике, двенадцать медных волов для «литого моря» в храме, 12‑летпий отрок Иисус, двенадцать легионов ангелов, венец из двенадцати звезд, двенадцать ворот, двенадцать ангелов, двенадцать оснований, имена двенадцати апостолов; древо, двенадцать раз приносящее плоды; 144 = 12x12.

м) Четырнадцать, как 2x7 – есть полнота, свидетельство, например: четырнадцать посланий Павла.

н) Двадцать четыре как 2x12, например: двадцать четыре старца,

о) Сорок есть искушение, испытание, например: сорок дней для покаяния, сорокадневный пост, сорок дней между воскресением и вознесением Иисуса Христа.

п) Семьдесят есть полнота, ответственность, например: 70 лет вавилонского плена, отправление семидесяти на проповеди.

Языческие жрецы, ощущая свою связь с мирозданием и стремясь сохранить гармонию природы, тщательно исследовали и фиксировали математические соотношения прекрасного. Христианин, обсуждая высокий смысл числа 70 (70 лет вавилонского плена), не вспоминает о том, что перед разливом Нила звезда Сириус на 70 дней заходила за горизонт (оказывалась «плененной»). Для египетских жрецов эти дни были священными, ибо за ними следовал восход звезды, разлив великой реки, оживление всей природы, праздник начала египетского года, начало сельскохозяйственных работ. Библия отразила знания, недоступные непосвященным. Хочется повторить слова Грегуара де Тура, пришедшие к нам из VI века: «Как затуманилась наша мысль! С трудом мы понимаем древних».







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 670. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия