Студопедия — Древнеисландская руническая поэма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнеисландская руническая поэма






 

Древнеисландская руническая поэма датируется XV ве­ком, но, как и все рунические стихи, сохраняет в себе культурный пласт гораздо более раннего времени. Каждая строфа содержит полный объем информации в двух алли­терирующих полустроках, за которыми следует независи­мая полустрока со внутренней аллитерацией. Завершают каждую строфу два слова; первое — латинский «перевод» имени руны, часто представляющий собой своего рода эзотерический комментарий, и второе — аллитерирую­щее (со строкой) древненорвежское слово, означающее «вождь» и, действующее как дополнительный ключ к более глубокому смыслу. Этидревненорвежские слова приводят­ся в переводе, основанном на их этимологии.

[Деньги] — раздоры в родне,

u огонь наводнения,

и змея путь.

золото «предводитель войска»

[Дождь] — плач облаков,

и льда угнетатель,

пастуха ненависть.

тень[38] «вождь»

[Турс! — мучение женщин,

скал обитатель,

супруг Вард-руны [=всликанши?]

Сатурн «правитель тинга»

[Ас] — праотец,

Асгарда вождь,

повелитель Вальгаллы.

Юпитер «point-leader»

[Поездка] — сидение блаженное,

и быстрое странствие,

и коня тяжкий труд.

путешествие «достойный муж»

[Язва] — бич детям и бедствие,

и наказанье,

дом плоти гнилой.

плеть «король»[39]

[Град] — зерно холодное,

поток снега с дождем,

и погибель змеям.

град «воевода»

[Нужда] — печаль рабыни,

положение нелегкое,

и тяжкий труд.

забота «потомок мертвых»[40]?

[Лед] — реки кожура,

и крыша волнам,

обреченным угроза.

лед «тот, кто носит кабаний шлем»

[Добрый урожай] на пользу всем,

доброе лето,

спелое поле.

год «вседержитель»

[Солнце] — щит облаков

и славы сияние,

и льда печаль вечная.

колесо «потомок победителе

[Тюр] — бог однорукий,

то, что волку досталось,

и храма правитель.

Марс «руководитель»

[Березы ветвь] — побег зеленый,

деревце малое,

юная роща.

пихта «защитник»

[Человек] — радость людская,

прибавление праха,

кораблей украшенье.

человек «щедрый»

[Влага] — вода, что пенится,

котел просторный,

рыб государство.

озеро «достойный славы»

[Тис] — натянутый лук,

железо хрупкое,

Фарбаути [= великан] стрелы.

радуга «потомок Ингви»

 

Abecedarium Normandicum

 

Abecedarium Normandicum («Нормандский Азбуков­ник») — это весьма любопытный текст, редко упомина­емый в литературе по руническим поэмам, и потому мы уделим ему специальное внимание. Это произведение содержится в Сент-Галльском манускрипте (Швейцария), древнейшем из всех, содержащих поэмы о рунах (он датируется началом 800-х годов). Несмотря на почтенный возраст, содержание его, по-видимому, не принадлежит к собственно языческой традиции. Он написан на смеси верхне- и нижненемецких диалектов, с отдельными нор­вежскими элементами. Составителем манускрипта, воз­можно, был Валафрид Страбон, учившийся у Рабануса Мауруса в Фульде с 827 по 829 г. Рабанус, в свою очередь, был учеником Саксона Алкуина и величайшим средневе­ковым собирателем сведений о рунах. Хотя все трое были деятелями христианской церкви, и сознательным мотивом их деятельности, по-видимому, был сбор материала для миссионерской деятельности среди язычников-норвеж­цев, они (хотя и не задаваясь такой целью) собрали огромное количество подлинного материала по германс­кой культуре.

 

первойплата,

зубр затем,

турс третий знак,

а выше Ac,

колесо в конце,

после режется рана;

град и нужда,

лёд, год и солнце,

Тиу, берёза, человек посерёдке,

вода ярка,

тис держит всё.

 

Эта «поэма» описывает Младшие руны, но она создана людьми, знавшими древнеанглийский Футорк и его тради­цию. В основном (и с первого взгляда) кажется, что слова в стихе просто связывают названия рун по порядку, в качестве мнемонического приема. Но вот по крайней мере четыре фразы, несущие эзотерический смысл;

1) [турса] выше Ас — явно теологический комментарий;

2) человек посередке — без сомнения, не пространствен­ное, а космо-психологическое утверждение: место челове­ка—в Мидгарде;

3) вода ярка - это сияющие поды жизни (см. ссылку на золото в древненорвежском руническом стихе);

4) тис держит всё — Мировое Древо, содержащее в себе сущность Вселенной.

 

Комментарии к строфам о рунах из Старшей Эдды

 

Помимо рунических поэм, речь о которых шла выше, прямое отношение к рунической традиции имеют три текста из Старшей Эллы. Они значительно отличаются от рассмотренных выше поэм: стихи Эдды могут описывать по порядку серии заклинаний, прямо связанных с рунами, но собственно руническая формула остается сокрытой. Каж­дая строфа не обязательно соответствует одному знаку, но знание расположения рун в футарке обычно помогает пониманию. Некоторые из этих строф совершенно одно­значно создавались как практические руководства. Части Эдды, о которых идет речь, это — Rúnatals tháttr Ódhins (из «Речей Высокого»), «Речи Сигрдривы» и Grogaldr (первая половина «Песни о Свипдаге»)

 

Rúnatals tháttr Ódhins

 

Это — ключевой текст для одинической традиции; его следует прочитать и тщательно проработать всем изучаю­щим руны. Этот отрывок состоит из трех частей:

1) инициация и обретение рун (ст.138—141),

2) обучение практике рунического учения (ст. 142— 145)

3) перечень 18 рунических магических песен (ст.146— 164).

В первой части Один посвящается (или посвящает себя) в мудрость рун, подвешивая себя к ветвям Мирового Древа, Иггдрасиля (досл. «Конь Игга (= Одина)» или «Тисовый Столб») с его девятью мирами, и здесь его «пронзает копье». Это типичная для шаманской инициа­ции тема — испытуемый подвергается различного рода пыткам либо шутовской казни (в космологически значимом контексте), чтобы лицом к лицу столкнуться со смертью. Подвешивать жертву на дерево и пронзать ее копьем — традиционная форма обряда человеческого жертвоприно­шения Одину, известная по самым разным источникам, от ранних римских сообщений до свидетельств саг эпохи викингов. Здесь Один «отдает» (приносит в жертву) свое «я» себе самому — «посвящен Одину, в жертву себе же». В этих словах заключен смысл великой руны Одина, Гебо, истинный смысл одинического самопожертвования. Почитающий Одина не столько приносит Одину в жертву свое «я», сколько идет путем Одина и дарует свое «Я» самому себе.

В этой инициации Один нисходит во владения Хель (Смерти) и в сумерках между жизнью и смертью, в водово­роте обострившихся противоречий (), в озарении полу­чает он руническое посвящение; руны предстают перед ним, и он становится единым целым с сутью вселенских тайн. Он возвращается в область осознания — в миры богов и людей, — чтобы донести открывшиеся ему тайны до обитателей этих миров. Сущность этих тайн, или рун, содержится также в меде поэзии, как подчеркивается в строфе 140.

Инициационный миф описывает не историческое «со­бытие», но вневременной процесс, в котором «вдохновлен­ное сознание» (wôdh-an-az) сплавляется с «таинствами вселенной» — не для того, чтобы подчиняться им, но для того, чтобы научиться ими управлять. Этот миф и его технические аспекты предоставляют собой ритуальный образец (один из многих) для человеческого подражания.

В строфе 141 Один сообщает о воздействии произошед­шего на сознание: это процесс становления — изменения, роста и процветания. Последние две строки демонстрируют сложную, преобразовательно-словесную природу действий Одина по отношению к себе, богам и людям. В момент рунического посвящения он «Стеная, их поднял» — то есть, слияние с мировыми тайнами сопровождается вибрацион­ными эманациями, звуком голоса. Отсюда изначальная связь между «тайной» и «звуком» В этом водовороте обычный язык оказывается не в состоянии выразить сущностную всеобщность опыта, но именно из этого водоворота рождается магическое искусство скальдов.

Вторая часть Rúnatals tháttr Ódhins содержит важные технические сведения о рунах, хотя и в скрытой форме. Строфа 142 рекомендует нам вначале «найти» и «постигнуть» тайны, то есть приобрести пассивное знание о них. Надо научиться понимать и интерпретировать великие и могуще­ственные знаки. После этого мы можем использовать их на практике — вырезать, окрашивать, производить с ними активные действия. Следующая строфа, выше уже подробно обсуждавшаяся (ст. 84), — это список технических терми­нов, представляющих собой виды мастерства, которыми следует овладеть будущему знатоку рун. Этот раздел завер­шается рекомендацией «не жертвовать без меры» — лучшие результаты достигаются тогда, когда пропорции соблюдены. Последние две строки «обрамляют» целое:

 

Так вырезал Тунд [= Один]

до рожденья людей;

вознесся он там,

когда возвратился.

 

Эти строки выявляют истинную, вневременную сущ­ность повествования, и сообщают нам, что, падая с мирового древа, Один, по сути, поднимается. Символизм этой форму­лы связан с одиническим путем трансформации — колеба­нием между крайностями, а также с идей о том, что у Мирового Древа есть не только ветви, но и корни, по которым Один впервые проторил путь.

Каждой строфе может быть поставлен в соответствие тот или иной рунический знак. Из всех рунических алфа­витов лучше всею для этой цели подходит Младший Футарк с его шестнадцатью знаками, к которому по эзотерическим соображениям добавлены руны Е и G из Старшего Футарка. Магические цели, с которыми связана каждая из строф, очевидны:

1) помощь в устранении неприятностей и конфликтов всех сортов (посредством «Богатства», );

2) устранение болезни, целительство (посредством «Жизненной силы»

3) ослабление оружия врага (посредством «Деструк­тивной силы», );

4) снятие связей и пут (посредством «Экстатической магической силы», );

5) отведение оружия врага, посредством направленного магического взгляда (магически определяя направление, )

6) отражение магическою проклятия на его источник (посредством перенаправления энергии, );

7) управление горением (огнем) (посредством холод­ной упорядочивающей силы, );

8) снятие конфликта (посредством управляемого обра­щения действия стрессовых факторов, );

9) успокоение моря (посредством сжимающей силы, );

10) внесение смятения в разрушительные силы (перегружая магический поток в желаемом направлении, );

11) защита воинов (посредством щита «доброй удачи», );

12) познание тайн мира мертвых (посредством выре­зания helrûnar [41] — поднимая мертвых по axis mundi, мировой оси, );

13) защита воина при рождении (наделение неуязвимо­стью посредством заключения в магическую оболочку, );

14) магия, служащая для обретения мудрости и позна­ния богов и других миров (посредством пробуждения божественного и космического в человеке, );

15) перемещение силы в другие миры (посредством усиления жизненной силы, );

16) любовная магия притяжения (через наполнение силами влечения к слиянию с противоположным, );

17) любовная магия связывания (посредством силы соединения парных противоположностей, );

18) динамическая эротическая магия обмена (посред­ством магической сексуальной инициации, ).

Следует обратить внимание, что эти восемнадцать магических песен, по всей видимости, делятся на две группы, причем первые девять служат магическому отве­дению энергии, а последние девять — ее наращиванию. Таким образом, все совершается в ритме магических приливов и отливов мировоззрения последователей Одина.

 

«Речи Сигрдривы»

 

Как текст, посвященный рунам, «Речи Сигрдривы» — cамое сложное произведение древнеисландской литерату­ры. Оно состоит из множества вполне самостоятельных частей, объединение которых вместе выглядит довольно искусственным. Среди них есть три части, в которых Сигрдрива/ Брюнхильд — валькирия и «высшее Я» героя Сигурда — передает ему систематизированную информа­цию о рунах. Первый отрывок — это строфы 614. Здесь валькирия перечисляет различные типы рунического ис­кусства: строфа 7 — sigrúnar, руны победы, с помощью которых побеждают в битве; строфы 7 и 8 — ölrúnar, руны пива, обеспечивающие защиту на высших уровнях созна­ния и силы; строфа 10 — bjargrúnar, повивальные руны, которыми можно нечто вызвать к жизни; строфа 11 — brimrúnar, морские руны, с помощью которых успокаива­ют разбушевавшуюся стихию; строфа 12 — limrúnar, руны частей тела, которыми исцеляют болезни; строфа 13 — málrúnar, руны речи, благодаря которым достигают крас­норечия; и строфа 14 — hugrúnar, руны ума, с помощью которых обретают сообразительность.

Во втором посвященном рунам фрагменте (ст. 17—19) Сигрдрива упоминает 24 вещи, на которых Один «высекает руны». Мифологическая природа этих объектов (и их число!) показывают, что здесь мы имеем дело с процессом космичес­кого творения через посредство таинств идеи-формы-вибра­ции первичного мирового сознания — Wôdb-an-az. Эти три строфы посвящены тому аспекту Мимира, который сооб­щает первичную мудрость (см. главу 13). Первое, что следует понять из этих строф, — это то, что является космогоническим «ключевым числом» целостности, и то, что пся эта система сознательно «оживляется» полей Одина, выражаемой посредством рун.

Третий раздел (ст. 24—39) состоит из перечня, подоб­ного тому, с которым мы уже встречались в «Речах Высокого» и который еще раз обнаружим в Grygaldr, однако, здесь этот список более «нравоучителен» — в стиле начальных строф «Речей Высокого» — и менее «магичен». Число систематически обозначенных категорий — 11 (число, соответствующее só1 в Младшем Футарке — «этической силе»).

В целом три посвященных рунам раздела несут функцию передачи герою прикладной магической, космогонической и этической мудрости. Источник этой мудрости — «выс­шее Я», персонифицированное в образе валькирии.

 

Grygaldr

 

Grygaldr — песнь, сюжетом своим подобная «Прорица­нию вёльвы»: мертвая ясновидящая пробуждается от вечного сна в Хель, чтобы поделиться требуемой мудрос­тью. Ясновидящая Гроа (Grya, от валлийского groach — «ведьма») поет девять волшебных песен своему сыну Свипдагу, вызвавшему ее, чтобы получить магическую помощь в борьбе с Менглод, его женой-великаншей. Магическое назначение девяти песен таково:

1) укрепить волю ();

2) защититься от вредоносных заговоров ();

3) обеспечить безопасное прохождение сквозь опасные воды и поддержать сознание в темных мирах ();

4) обрести власть над действиями врага ();

5) освободиться от оков ();

6) успокоить бурное море();

7) обеспечить тепло огня ();

8) защититься от зловредных сил ();

9) осознанно призвать творческое красноречие ().

 

Читая строфы-перечни в Rúnatals tháttr Ódhins, «Речах Сигрдривы» и Grygaldr, следует обратить внимание на две вещи: во-первых, они не обязательно следуют в том же порядке, что и знаки футарка,а во-вторых, судя по всему, сами магические песни чаще всего не цитируются открыто (но описываются их цели и результаты применения). Ключи к этим закодированным формам даются в трудах Гильдии Рун.

 

 

 

 

 

Глава 9

Внутреннее учение о рунах

 

В Первой части нами заложены основы традиционной науки о рунах в ее эзотерическом аспекте с экскурсами в тайные и вневременные области знания. Во Второй части мы также, насколько это возможно, будем опираться на устойчивую традиционную основу. Акцент, который Гиль­дия всегда делает на обращении к верифицируемой[42] традиции (т.е. к историческим руническим системам, древнегерманским памятникам литературы, трудам ан­тичных историков), важен, если мы хотим избежать необходимости принимать на веру «откровения» одного человека или группы людей.

Но при этом, разумеется, что Гильдия — инструмент, предназначенный для практического применения этой традиции, поэтому мы выходим за ограниченные академи­ческие/научные рамки. Мы оживляем деревянные фигуры академических изысканий вдохновением Одина, но мы всегда открыты новым достижениям и выводам, получен­ным с помощью чистого интеллекта. В идеале системати­ческий сбор данных, их логический анализ с целью форми­рования конкретных выводов с одной стороны и интуитивное понимание тайн вселенной и вдохновенное использо­вание этих тайн для преобразования или направленного изменения реальности, с другой стороны, должны действо­вать бок о бок, питая друг друга. Потому сокровенные двери открываются в обе стороны. Такова работа Гильдии Рун на всех ее уровнях.

«Руна» — это «Слово Гильдии». Это — само по себе магическая формула. Как ни парадоксально, но чем точнее мы пытаемся определить слово «руна», тем шире становит­ся его значение. Поэтому многозначный «перевод» его как «тайна», «таинство» оказывается удобным. (Возможно, следует напомнить, что термин руна только косвенно соотносится с буквенными формами [знаками], в обиходе называемыми рунами).

Слово руна, как всякое магическое слово, может быть понято только с собственной точки зрения, и поэтому его истинное значение не может быть передано посредством профанической, обыденной речи. Как магическое слово, его «шепчет нам на ухо» Один, живущий в нас самих.

Отправной точкой на этом пути станет понимание того, что на космогоническом уровне руны — это узловые точки энергии/вещества в сложной неявной структуре космоса, а на «психологическом» уровне — это «справочные пунк­ты», в которых космический разум сообщается с челове­ческим. Знание того, как именно данный уровень влияет на свойства рун, необходимо по всех исследованиях рун; только вооружившись подобным образом сможет атлинг найти дорогу в сложных мирах рунического знания.

 

Описания рун Старшего Футарка

 

Нижеследующие описания дополняют изложенное в книге Футарк [43]. Ассоциации здесь более традиционны (т.е. основаны на информации, полученной из древних герман­ских источников), чем в описаниях в Футарке, имеющих определенный уклон в практико-магическое. Наиболее верным способом расширения полей значения рун для изучающего будет медитация над их формой, звуками, именами, но более всего — над сопутствующей строфой рунической поэмы (если таковая имеется). Следует посто­янно держать в памяти тот факт, что знания о каждом отдельном руническом знаке — только часть тайны: остальное скрыто в путях, которыми руны переплетены друг с другом в многомерной паутине бытия. Таким образом, информацию, почерпнутую из приведенных ниже двадцати четырех описаний, следует воспринимать в кон­тексте того, что говорится в разделах о рунических систе­мах и рунических мирах (глава 10). Для истинного пони­мания рун чрезвычайно важно, чтобы маг-vitki знал не только то, что делает, к примеру, руну fehu такой, какая она есть, но также и то, как fehu связана с остальными рунами в системе, и как выявить скрытые линии связи. Каждый знак внутренне предполагает более широкую область значений, и каждый из своего центра указывает на перекрестные нуги, ведущие к сущностям других рун. Перед изучающим руны эти описания ставят следующую задачу: выработать уверенное инстинктивное «чутье» к значению каждой руны как отдельной категории, но категории, окруженной подобием полупроницаемой мем­браны, дозволяющей обмен родственными энергиями, но изолирующей от противоположных концепций.

Здесь мы сосредоточим особое внимание па мифологи­ческом, космогоническом и психологическом, выражаясь современным языком, аспектах каждой из этих тайн, т.е. рун. Каждый из разделов может также рассматриваться как эзотерический комментарий к соответствующим стро­фам рунических поэм.

 

Fehu — вознаграждение

 

Мифологически руна F связана с тремя великими божествами, чьи имена начинаются на этот звук — Фригг, Фрейя и Фрейр. Эти божественные сущности черпают часть своей силы из тайны fehu. Из священного огня fehu Фригг и Фрейя получают свой дар ясновидения. Из этого источника гадающие с помощью рун получают возможность «верно читать руны» во время предсказания.

Fehu — это таинство золота. Это — сверхъестественная сила того, что называют деньгами или богатством в нашем обществе (в настоящее время полностью поглощенном этими «денежными тайнами»). Эта руна существует в виде великой экосистемы энергии или силы. Чтобы расти, ей нужно изливаться в то, что сможет ее принять — . Мощь ее возрастает посредством циркуляции; трансфор­мируясь, она принимает то одну, то другую форму. Этот процесс, однако, не должен происходить вслепую, напро­тив, здесь необходимы предвидение и мудрость.

Сила fehu от природы находится в руках истинных атлингов, и ответственность за верное ее использование лежит на их плечах. Те, кто не придает этому значения, сталкивается с процессом естественного увядания, управ­ляемого «Господом» как представителем богов. Пренебре­жение этой ответственностью ведет к разладу.

В космогонии это — истинная направленная вовне сила первозданного космического огня, экспансивный ответ на сокращение и отвердевание под действием льда (). Это — огонь, рождающийся из воды в темных глубинах вселенной и в темных уголках нас самих, нашей личности.

Именно внутри самого себя особенно важно отыскать силу fehu изучающему руны. Сила эта в душах большин­ства людей скрывается глубоко — подобно волку в чащобе леса, — но может быть выведена на путь Змея. Из смерти да станет жизнь, из тьмы — свет.

 

Uruz — зубр

 

В мифологии отождествляется с космическим коровоподобным существом, Аудумлой.

Это не прирученная, дикая сила формообра­зования, концентрированная «воля к станов­лению». В качестве таковой, uruz — мать проявленного. Это процесс упорядочивания материи, придающий миру его многозначную, многомер­ную форму.

Uruz — самая жизненная из энергий. Это огонь, сплавленный с водами ЖИЗНИ, огонь жизнетворящий, способный удалить все слабые стороны — и преобразовать слабые стороны в сильные. Однако, если эта энергия движется в неверном направлении, не руководимая муд­ростью, она становится губительной как для личности, так и для общества.

Воля к становлению — могущественный инстинкт, глу­боко сидящий в человеке (поэтому — «житель болот»!), так же как и инстинктивная потребность к изменению, с которой ему следует действовать бок о бок. Часть воли к становлению составляет желание защитить форму, нередко любой ценой — защитить целостность «родины» () души.

Рога «зверя», упомянутого в Древнеанглийской руни­ческой поэме, — важный образ. Оба они от природы направлены вверх, но в соответствующем руническом знаке — вниз. Это означает проявление в материальной вселенной и возможность прорываться в другие измерения силами воли.

 

Thurisaz — турс

 

Знак — символ действия как такового, возможности, инстинктивного «желания», лишенного самоосознания. Эго воплощение во вселенной направленной космической силы в виде сочетания полярных энергий, спроеци­рованных на прямую линию. Эта форма грубой силы принадлежит, с одной стороны, великанам (турсам) и направлена против сознания, воп лощенного в асах. Тем не менее асы способны вступить в битву с этой мощью и силой ответить на силу, призвав своего защитника, стража Асгарда — Тора.

Руна Th, посему, не только руна великанов, но и руна грома и его бога Тора. Это возможно благодаря общности их происхождения — результата столкновения противо­положных сил (см. гл. 10), что также показывает сходство их методов и мотиваций. Сила каждого из них проявляется реактивно. Великаны сопротивляются экспансии сознания асов, а Тор отвечает этому сопротивлению своим молотом Мьёлльнир. Таким образом, достигается равновесие, но равновесие это неустойчиво.

Thurisaz — ассимиляция потенциальной энергии, зак­люченная в любых двух противоположностях, и кинети­ческое её проявление. В этом таинстве руны Th заключены также силы регенерации и плодородия. Как гроза предве­щает приносящие урожай дожди, так и руна thurisaz сталкивает противоположности и высвобождает энергию, делая возможными новые начинания. В этом она тесно связана с одним из своих формальных соответствий, , но — высвободитель энергии, a — накопитель.

Это напряжение воспринимается большинством как источник неприятностей (стресса), но для избранных (атлингов, либо эрилей) это источник силы.

«Терн», «колючка» — это не только фаллический сим­вол, но и выражение психосексуального импульса, с помо­щью которого атлинги преображают себя.

Понятно, что на одном из уровней руна Th — выраже­ние сочетания рун F и U: энергия огня, организованная и направленная; сочетание направленных силы и формы.

 

Ansuz — ас

Руна А воплощает силы обобщающего, одинического сознания в структуре вселенной и в психологическом комплексе человечества.

Это руна сознания, особенно сознания, успешно интегрирующего правое и левое полу­шария мозга. Это врожденная магическая сила предков, передающаяся из поколения в поколение с самой зари человечества. Ansuz — название верховного родового божества. В единственном числе это слово обыч­но относится к Одину как Богу. Эта связь между сознанием богов и разумом людей остается неразрывной. Великаны и их «боги» стремятся разрушить ее.

Силы, заключенные в руне , были дарованы боже­ственной триадой — Одином, Вили и Ве (в другой версии — Один, Хёнир, Лодур) человечеству в момент его зарождения (см. главы 12 и 13), и это единственный их дар. Человечество обрело его в виде возможности преоб­разовать себя в процессе поисков знания и выражения этого знания в слове и труде, руководствуясь примером Одина.

На космогоническом уровне ansuz описывает экосисте­му энергии. Это среда, через которую получают силу, вместилище этой силы, и сама эта сила, выраженная посредством вдохновленного состояния ума. Это руна магического слова и дыхания, синтеза мысли, выраженной в слове, и невербальной, формирующей силы в поэзии эрилей и скальдов.

Raidho — поездка

Raidho — символ космического закона верного порядка во Вселенной, в человечестве и в душе. Это таинство, внешние проявления которого мы наблюдаем ежедневно с восходом и заходом солнца и в циклах сна и бодрствования. Все ритмические действия приписываются руне raidho — танец, музыка, поэтические формы.

Силою этой руны организуются все типы учреждений: государства, религиозные группы, профессиональные со­юзы и т. д. Когда эти естественные законы нарушаются, силы raidho восстанавливают равновесие — иногда насиль­ственно.

Руна R — это и средство передвижения (повозка), и сам путь (вся «дорога») в путешествии становления в руничес­ких мирах. Этот путь временами нелегок — он часто проходит во враждебных социальных или природных усло­виях, поэтому для достижения успеха крепкими должны быть и колесница (= силы разума), и конь (= духовная составляющая; см. руну ehwaz).

Это путь верно организованного действия — ритуала. Это сеть дорог между мирами и значительная часть того, что необходимо для странствия по ним.

Raidho управляет математическими (геометрически­ми) пропорциями, интервалами и логическим мышле­нием всех видов. Это руна познавательной способности. При помощи этой силы действует нумерология — активная гармонизация сил, приводящих к желаемому результату.

Одно из величайших таинств знака R — связь с символом «колеса» в психофизической системе человека (см. латин­ское толкование iter, «колесо», в «Древнеисландской руни­ческой поэме»). На этих «колесах» совершается магичес­кое путешествие инициации.

Поток силы в raidbo всегда направлен, но может действовать и по спирали, концентрируя силу для данной цели. Полезность ее в качестве инструмента не следует недооценивать.

Kenaz — факел

Это руна творческих способностей или, используя более точную германскую терми­нологию — способности придавать форму. Символом ее является управляемый огонь — факел, — а также огни очага, алтаря, кузни и погребального костра. Каждый из них служит воле челове­ка к формированию и преобразованию себя и своей среды. В структуре личности это — яркий свет, который принято называть «харизмой». Хотя в знатоке рун он присутствует всегда, ярче всего он проявляется в «рабочих состояниях», когда вдохновение сильно, а физическое состояние беспо­койно.

Kenaz — исток всего технологического знания, руна мастера и ремесленника — Вейланда (др.-исл. Вёлунд) и Локи. Это также таинство глубинной связи между сексуаль­ностью и творчеством, столь характерной для пути Одина. За руной стоит скрытая ключевая идея растворения, как органическим путем (см. северное имя руны — каип, [«язва, рана»]), так и горением (факел). Растворение необходимо для того, чтобы стало возможным изменение формы согласно намеченному плану. В некотором смысле это первая половина алхимической формы solve et coagula («раствори и сгусти»). Здесь часть «coagula» представлена руной — перераспределением сил в преобразованной, самосознающей сущности: .

Во многих смыслах руна К — кульминация процесса, начавшегося с руны А и действующего посредством руны R — вдохновение, разумом направленное на созидание.

Gebo — дар

Это руна, означающая Дар Одина в его Троичной форме (см. гл. 13) — дары созна­ния, дыхания жизни и формы. В данном случае акцент ставится на обмене энергии — потоке силы из одной системы в другую, преобразо­вания в последней и возвращения в исходную. В человеческом обществе ярчайшим примером этого служит экономика — процесс отдачи и получения, объек­том которого являются fehu и/или othala. Этот обмен приводит к образованию в обществе устойчивых связей; подобный же обмен между богами и людьми выстраивает прочные мосты между мирами. Сила этого таинства вызывается и осваивается изучающим руны посредством руны Е.

— знак «магического (или алхимического) брака», находящего выражение также в (mannaz), где процесс проявляется в полную силу, и в (dagaz), где этот процесс целиком происходит вовне и внутри. Самый яркий пример этого магического союза описан в Саге о Вёльсунгах, в которой Сигурд, верхом на неземном коне, Грани (см. ) прорывается за кольцо огня и восходит на гору Хиндарфьелль, где пробуждает спящую валькирию, Сигрдриву (или Брюнхильд). Здесь мы сталкиваемся, возмож­но, с наиболее архаичным вариантом сказки о Спящей Красавице. На вершине горы он ритуально обменивается с ней клятвами и получает от нее мудрость рун. Этот процесс описывает обретение мастером рун союза с «выс­шим» или «божественным Я».

Экстаз руны безмятежен — спокойное равновесие безупречно гармонизированной внутренней концентра­ции жизненных потоков.

 

Wunjo — радость

Руна W — гармонизация элементов общего происхождения (наций, племен, кланов,семей) и магическая способность находить скрытые родственные связи между благорасположенными друг к другу сущностями. Wunjo описывает внутренне, субъективное чувство, испытываемое в состояниях внешней/внутренней гармо­нии — с собой и окружением. Это гармония, являющаяся следствием активной воли к конкретным эволюционным целям. Wunjo направляет различные, но благорасположен­ные друг к Другу силы и/или существа на осуществление общей задачи. Поэтому это таинство руководит процессом создания составных рун.

«Древнеанглийская руническая поэма» содержит осо­бые указания, помогающие достичь







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 769. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия