О народности в общественном воспитании. Ушинский. Анализ статьи «родное слово».
Ушинский – самая значительная фигура в русской педагогике. Он явился основоположником педагогической науки в России. Ушинский дал развернутую разработку основных вопросов педагогической теории, использовав для этого разнообразные науки, смежные с педагогикой. Ушинский в основу разработанной им системы воспитания положил идею народности. Из этой идеи, Ушинский большое значение в воспитании придавал родному языку. Чувство народности принадлежит к самым святым и благородным чертам человека. «Поля родины, ее язык, ее придание и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Народность – это единственный источник, из которого отдельный человек может черпать силы для себя и для общественной жизни. Ушинский протестует против аристократически-высокомерного отношения к народу, свойственного «высшим» слоям общества. Он высоко ставит и глубоко уважает «простой» народ, заявляя, что именно «это грубая серая масса народа» является источником огромной творческой силы, гениальных, неумирающих ценностей. «Из этой же самой серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песня, из которой почерпает свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант, слышится меткое, глубокое слово, приводящее в изумление своей истиной и глубиной всякого философа и филолога». [4] Самым сильным и ярким выражением народного духа является язык. В народном языке, в его «светлых, прозрачных глубинах» одухотворяется весь народ, вся его родина, вся история его духовной жизни. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…Когда исчезает народный язык – народа нет более… Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». [2] Ушинский называет родной язык «удивительным педагогом», который не только учит ребенка многому, но и «учит удивительно легко, по какому- то недосягаемому облегчающему методу. «Оно (т.е. родное слово) объясняет ему природу, как не мог объяснить ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей… c его (т.е. народа) историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». [3] Вовсе не безразлично для ребенка и его развития, на каком именно языке он говорит в детстве и на каком языке он получает образование. Обучение ребенка на чужом для него языке приводит к тому, что «ребенок труднее,...менее глубоко: входит в понимание природы и жизни и развивается вообще медленнее и слабее». Ушинский считает уродливым то воспитание, которое дается в богатых домах, где выписываются из-за границы «няньки, дядьки, Недопустимо также, чтобы ребенок начинал разом говорить на нескольких языках. По отношению к детям, воспитанным таким образом, Ушинский восклицает: «Бедные дети, какое страшное убийство совершили над вами ваши слишком заботливые родители: они не только лишили вас родины, характера, поэзии, здоровой духовной жизни, но из людей превратили вас в кукол для потехи себе, по требовании моды,: на потеху общества... [2] Тупость ума и чувств, отсутствие душевной теплоты и поэзии, господство фразы над мыслью - вот результаты таких воспитательных забот». [1] Свои мысли о значении языка как фактора развития ребенка, его творческих сил и способностей, Ушинский положил в основу классических пособий («Родное слово», «Детский мир»), в которых он превосходно использовал образцы: народного творчества (пословицы и сказки). Ушинский высоко оценивал народное творчество как мощное воспитательное средство. В статье «Родное слово» Ушинский пишет: «Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни». Далее Ушинский подробно раскрывает значение родного языка в духовном развитии человека. «Язык народа есть цельное органическое его создание, вырастающее во всех своих народных особенностях из какого-то одного, таинственного, где-то в глубине народного духа запрятанного зерна. Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа мысль, в картину и звук неба отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, нои вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитые радости,— словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более». [2] Из этого положения Ушинский делает следующий педагогический вывод: «Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений. Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух». «…Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемому облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два – три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!» [1] Далее Ушинский сравнивает педагогическую пользу родного и иностранных языков и приходит к выводу, что в основе обучения должен лежать родной язык, а по мере того, как человек будет овладевать и овладеет родным языком, можно переходить к иностранным языкам, целью изучения которых должно быть в первую очередь чтение иностранной литературы, затем умственная гимнастика и далее произношение. Таким образом, в этой статье Ушинский глубоко обосновал идею необходимости в фундаменте образования иметь родной язык и родную культуру, прежде всего литературу, а иностранные языки должны были стать уже дополнительными предметами обучения. Но мало теоретически доказать, что в основе всего образования, а если быть совсем точным, в основе содержания образования должен быть родной язык, - надо еще и создать это содержание. Ушинскому удается решить эти задачи – он пишет свои учебники, в основе которых лежит родной язык, родная литература, культура, природа, отечественная история. По мнению автора «Родного слова», первоначальное преподавание русского языка имеет пять целей:
Последние десятилетия характеризуются повышенным вниманием к идее развивающего обучения, в том числе русскому языку. При этом весьма застенчиво произносится имя великого педагога К.Д. Ушинского. А ведь тщательный анализ его педагогических трудов с полным основанием позволяет утверждать, что именно им создана стройная, психологически обоснованная система обучения, - во всяком случае, применительно к русскому языку это можно утверждать предельно категорично.
|