Студопедия — Споры вокруг него
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Споры вокруг него






Имя Ибн ‘Араби по-прежнему связано со спорами вокруг него из-за тех, кто серьёзно критиковал его за приписываемую ему работу под названием «Фусус аль-Хикам». Конкретно критику вызывают неверные интерпретации того, что позже – уже после смерти Ибн ‘Араби – назовут доктриной «единства бытия», или «вахдат аль-вуджуд». Под ней, опираясь на ложные редакции «Фусус аль-Хикам», будут понимать идею имманентного присутствия Аллаха во всём сотворённом мире, монизм, панентеизм или даже отъявленный пантеизм.

Однако приписывание этого текста в его нынешнем виде Ибн ‘Араби является, несомненно, грубейшей ошибкой и соучастием в клевете на Шейх аль-Акбара, поскольку «Фусус аль-Хикам» прямо противоречит некоторым основополагающим принципам Ислама, которые Ибн ‘Араби излагал в своих подлинных работах. Среди них: окончательность Пророчества, превосходство пророков над остальными людьми, отмена любых вероисповеданий, кроме Ислама, вечность наказания в Аду и его обитатели, попадание в Пекло всех, кто отверг Пророка Мухаммада, мир ему и молитва, проклятие Фирауна и т.д.

Приведём пару цитат из книг автора, которые опровергают приписываемые ему заблуждения. В 62-й главе «Футухат аль-Маккийя» Ибн ‘Араби говорит: «Это явное доказательство того, что мир не является Аллахом, так как в противном случае Аллах не был бы Творцом». И следует помнить, что «Футухат аль-Маккийя» – это последняя по хронологии книга Ибн ‘Араби, законченная за три года до его смерти. Поэтому она служит средством самой надёжной перепроверки любых необычных или спорных высказываний Ибн ‘Араби, найденных в ранних книгах (как его собственных, так и в подделках).

Далее, Ибн ‘Араби в своей книге «Аль-Акыда ас-Сугра» пишет: «Аллах превыше того, чтобы воплощаться в кого-либо или чтобы кто-либо воплощался в Него». А в книге «Аль-Акыда аль-Вуста» он говорит: «Знай, что Аллах Един, и Он превыше того, чтобы воплощаться во что-либо или воссоединятся с чем-либо».

В 8-й главе «Футухат аль-Маккийя» Шейх аль-Акбар пишет: «Знай, что ни одно из созданий не имеет качеств Аллаха, так как это невозможно». Там же в главе «Аль-Асрар» он пишет: «Никакой познавший (‘ариф), несмотря на ту близость к Аллаху, которую он достиг, не имеет права сказать: «Я – Аллах». Никто из истинных ‘арифов не скажет этого, но все они говорят: «Поистине, я – ничтожный раб Аллаха». Там же, в 109-й главе «Футухат аль-Маккийя» он пишет: «Извечный не может воплотиться во временное». И тем самым однозначно отвергается любой намёк на пантеизм, ложно приписываемый Шейх аль-Акбару.

Что касается Фурауна, то Ибн ‘Араби говорит там же: «Фирауну навечно предписан Ад». Также ложно приписанными шейху Ибн ‘Араби являются утверждения относительно того, что обитатели Ада наслаждаются Адом и что, если их вывести из Ада, они станут испытывать мучения. В частности, на русском языке известны книги салафитского учёного ‘Умара Сулеймана аль-Ашкара из Иордании. В одной из них он некритически повторяет это заблуждение относительно ‘акыды Ибн ‘Араби, попутно называя его «имамом пантеистов». Да простит его Аллах и помилует за этот наговор.

Но сказал имам ‘Абдульваххаб аш-Ша’арани: «Если подобное обнаружится в какой-либо из его книг, то это ему приписано. Я прочёл его книгу «Футухат аль-Маккийя» от корки до корки и нашёл её наполненной речами о наказании обитателей Ада» (См. ‘Абдульваххаб аш-Ша’арани, «Аль-Кибрийят аль-Ахмар», стр. 276).

И тут мы напомним о том, что в отличие от того же шейха Ибн Теймийи, на которого любят ссылаться современные противники Ибн ‘Араби, последнему не было присуще мнение о том, что Ад конечен и рано или поздно он опустеет от грешников и кафиров. А вот опытке оправдать в глазах мусульман это катастрофическое заблуждение Ибн Теймийи, за которое он подвергся такфиру со стороны суннитских учёных, посвящён раздел в книге д-ра аль-Ашкара «Аль-Джаннату ва ан-Нар».

В целом, относительно «Фусус аль-Хикам» представляется верным подход ханафитского факыха, имама Ибн ‘Абидина (ум. в 1307 г.), который пишет в своих примечаниях к изречениям автора книги «Ад-Дурру аль-Мухтар», что когда его спросили о «Фусус аль-Хикам», он ответил: «Необходимо проявлять осторожность, потому что если будет доказано, что это сочинение вымышлено и не принадлежит перу Ибн ‘Араби, то ложность его ясна. А если нет, то ведь не всякий способен постичь его цель, и есть опасение, что читатель может оказаться среди отрицающих или неверно понявших текст» (См. Ибн ‘Абидин, «Радд аль-Мухтар ‘аля Дурру аль-Мухтар», т. 3, стр. 303).

Тем не менее, на аутентичную, авторскую версию «Фусус аль-Хикам» Ибн ‘Араби были составлены комментарии (шарх) и разъяснения (байан) достопочтенных учёных Уммы. Среди них:

1). Шейх Садруддин аль-Кунави – первый и наиболее авторитетный интерпретатор Ибн ‘Араби, автор двухтомного комментария «Китаб аль-Фукук».

2). Шейх ‘Афифуддин ат-Тилимсани.

3). Шейх Му’айидуддин аль-Джанди – ученик шейха аль-Кунави, представитель второго поколения комментаторов Ибн ‘Араби и автор разъяснения «Нафхат ар-Рух ва Тухфат аль-Футух».

4). Шейх Са’даддин аль-Фаргани (ум. в 700 г.х.) – автор комментария на «Фусус аль-Хикам», который вдохновил Фахруддина аль-Ираки на написание книги «Ляма’ат».

5). Шейх Камалиддин аз-Замалькани (ум. в 727 г.х.).

6). Шейх Мухаммад Шарафуддин Дауд аль-Кайсари (ум. в 751 г.х.) – автор двухтомного комментария «Шарх Фусус аль-Хикам».

7). Шейх Камалиддин аль-Кашани.

8). Шейх Саййид ‘Али аль-Хамадани (ум. в 766 г.х.).

8). Шейх Хваджа Мухаммад Парса (ум. в 822 г.х.) – близкий друг самого Шаха Бахауддина Накшбанда, милость Аллаха на нём.

9). Шейх ‘Абдуррахман аль-Джами (ум. в 898 г.х.) – автор комментария «Накд ан-Нусус фи Шарх Накш аль-Фусус».

10). Шейх Исма’ил аль-Анкарави (ум. в 1042 г.х.).

11). Шейх ‘Абдульгани ан-Набулуси – автор комментария «Шарх Джавахир ан-Нусус».

12). Шейх ‘Абдурраззак аль-Кашани (ум. в 730 г.х.) – ученик шейха аль-Джанди и автор комментария «Шарх Фусус аль-Хикам».

13). Шейх ‘Абдуллах аль-Боснави (ум. в 1054 г.х.) – автор обширного комментария «Шарх Фусус аль-Хикам. Таджаллийят ‘Ара’ис ан-Нусус фи Манассат Хикам аль-Фусус».

И другие…

Комментируя причины сомнений (шубухат), сеемых вокруг имени Ибн ‘Араби, шейх Абу Тахир аль-Мазани сказал: «Все цитаты Ибн ‘Араби, противоречащие основам Ислама, привнесены в его книги. Это доказывает его биография. Более того, он сам сказал: «Кто хоть на миг оставил Шари’ат – тот погиб» (приводится по книге шейха Йусуфа Хаттара Мухаммада «Аль-Маусу’ат аль-Йасуфийя»).

Шейх Ибн ‘Имад аль-Ханбали цитирует имама аль-Манави, который сказал, что люди разошлись в отношении Ибн ‘Араби. Одна группа посчитала его еретиком (зиндык) и отказала ему в достоверности (сика). Другая группа считаёт его приближенным к Аллаху (вали) и главой избранных (аль-асфийя), и эта последняя группа верит в его близость к Аллаху (вилаят) и запрещает читать его книги непосвящённым.

В ответ на нападки Бурхануддина Ибрахима ибн ‘Умара аль-Бика’и (ум. в 885 г.х.), озаглавленные «Танбих аль-Габи иля Такфир Ибн ‘Араби ва Тахзир аль-‘Ибад мин Ахль аль-‘Имад» («Предупреждение недорослям касательно признания Ибн ‘Араби неверующим и предостережение служителям Аллаха против упрямцев») шейх Сайид ‘Али ибн Маймун аль-Магриби (ум. в 917 г.х.) издал фетву под названием «Танбих аль-Габи фи Танзих Ибн ‘Араби» («Обращение внимания глупцов на оправдание Ибн ‘Араби»).

Тем, кто сегодня ссылается на слова аль-Бика’и, уже при жизни позорно заклеймённого ‘алимами Сунны как «Отец Смуты» (Абу аль-Фитна), следует иметь в виду один немаловажный момент. Вот как излагает его украшение Сунны, имам аль-Хайтами (ум. в 974 г.х.):

«Аль-Бика’и докатился до крайних мер в своём отвергании [Ибн ‘Араби] и писал книги на эту тему, и все они сугубо и чрезмерно фанатичны в отклонениях от Прямого Пути. Но затем он [аль-Бика’и] горько поплатился за это в полном объеме и даже более того – несколько раз был пойман с поличным в грехах и осуждён как неверный (кафир). В отношении него было вынесено постановлении о том, что его кровь должна быть пролита и его вот-вот предадут смерти. Но он вовремя испросил помощи и защиты у некоторых влиятельных людей, которые и спасли его от казни. И он был понужден к покаянию (тауба) в местечке Салихийя, Египет и возобновлению своего Ислама» (См. Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 331).

Если кто-то сомневается в словах благородного имама аль-Хайтами о том, что сам аль-Бика’и покаянно признал свой куфр, то пусть обратится к книгам имама ас-Сахнави «Ад-Дау’ аль-Лями’» и популярного среди ваххабитов зайдитского (шиитского) автора аш-Шаукяни «Аль-Бадр ат-Тали». В этих работах описана история позора и бесславия аль-Бика’и. Поэтому те, кто продолжат и дальше ссылаться на этого человека, фактически в порицании Шейх аль-Акбара прибегают к словам открытого вероотступника (муртад)! Так сколь же несчастен и ненавистен мусульманам был этот человек аль-Бика’и, и сколь красочно на его примере мы видим, как Аллах унижает врагов Своих аулия! Пусть одумаются и побоятся те, кто сегодня мечет яд в адрес друзей Аллаха…

Кроме того, имам Джалаладдин ас-Суюти (ум. в 911 г.х.) издал большую фетву под аналогичным названием «Танбих аль-Габи фи Танзих Ибн ‘Араби», и в ней он постановил:

«Учёные прошлых эпох и нашего времени разошлись во мнениях относительно Ибн ‘Араби. Одна группа сочла его другом Аллаха (вали) – и они правы – такие, как шейх Ибн ‘Ата’иллах аль-Искандари и шейх ‘Афифуддин аль-Йафи’и. Другие сочли его еретиком – и это немалая доля правоведов – в то время, как другие выразили сомнения относительного него; и среди них имам аз-Захаби в книге «Аль-Мизан аль-И’тидаль». Два отличающихся друг от друга вердикта пришло от шейха ‘Иззаддина ибн ‘Абдуссалама; в одном содержится выпад против него, а в другом он [Ибн ‘Араби] описывается как духовный Полюс (Кутб).

То, что примирило оба суждения мы обнаруживаем в книге шейха Таджуддина ибн ‘Ата’иллаха «Лата’иф аль-Минан фи Манакыб Абу аль-‘Аббас аль-Мурси ва Шайхыхи Абу аль-Хасан аш-Шазили». Там сказано, что шейх ‘Иззаддин поначалу следовал модному поветрию среди юристов выносить поспешные суждения о суфиях. Но как-то раз шейх Абу аль-Хасан аш-Шазили отправился в паломничество, и, возвращаясь оттуда, навестил шейха ‘Иззаддина. Прежде чем войти в его дом, он передал ему приветствие от Пророка, мир ему и молитва. После этого случая шейх ‘Иззаддин начал вести себя смиренно и стал сидеть на собраниях Шазилийи» (См. «Танбих аль-Габи фи Танзих Ибн ‘Араби», стр. 52-54).

«Наш шейх, Шейх аль-Ислам, последний из оставшихся муджтахидов – Шарафуддин аль-Мунави – ответил на вопрос об Ибн ‘Араби, что безопасным является молчание. И именно такая позиция подобает всякому истинному богобоязненному человеку, который опасается за себя. Что до меня, то решающее слово касательно Ибн ‘Араби, по моему мнению, таково: здесь нужен подход, не удовлетворяющий ни его современных почитателей, ни его противников. Это убежденность в святости (вилаят) автора и запрет на чтение его книг» (См. «Танбих аль-Габи фи Танзих Ибн ‘Араби», стр. 17-21).

«Что бы ни передавалось или не приписывалось [суфийским] шейхам, да будет милостив к ним Аллах, если это не противоречит внешнему знанию, предполагает несколько вариантов.

Во-первых, мы воздерживаемся от приписывания им чего-либо, пока оно не определено как достоверно [исходящее от них].

Во-вторых, после того, как установлена аутентичность их авторства, должен быть понят фигуральный смысл. А если его не видно, то надлежит сказать: «Вероятно, здесь имеется иносказательное значение, доступное людям сокровенного знания (‘ильм аль-батын) и познавшим (‘арифун) Всемогущего Аллаха».

И, в-третьих, возможно, это могло прийти к ним в состоянии упоения и отвлечённости. А за духовное опьянение (если оно достигается средствами, разрешенными Шари’атом) не спрашивается, и в этом состоянии [человек] не несёт ответственности.

Иметь плохое мнение о них после всего, что было сказано, – знак лишённости успеха. И мы просим защиты Аллаха от неудач и страшного приговора, а также от всякого зла!» (См. «Танбих аль-Габи фи Танзих Ибн ‘Араби», стр. 59-60)

Аналогичным образом рассудил Мулла ‘Али аль-Кари (ум. в 1014 г.х.) в одной из своих фетв относительно Ибн ‘Араби и его работ: «Наиболее безопасный курс в религии по вопросу о фигуре Ибн ‘Араби – это молчание, ибо учёные разошлись во мнениях на его счёт» (См. «Рисаля фи Вахдат аш-Шухуд», стр. 62).

Также у шейха Ибн Хаджара аль-Макки спросили: «Что вы скажете про Ибн ‘Араби? Был ли он на истинном пути? Правильно ли то, что его посчитали неверным? Сказал ли кто-нибудь, что он был на истинном пути? Разъясните нам его положение, поистине, о нём много говорят, и мы не знаем, что из этого правда, а что нет».

И Ибн Хаджар ответил: «Шейх Мухийиддин ибн аль-‘Араби, да смилуется над ним Аллах и будет им доволен, – это имам, который вобрал в себя знания и деяния, по единогласному мнению тех, кто считается с ним. И как же иначе, если поистине, некоторые люди, отрицавшие его, отмечали в его жизнеописании, что он достиг уровня муджтахида?! Поэтому то, что он мусульманин, очевидно. Также очевидны его знания и соответствующие им деяния, его аскетизм (зухд), богобоязненность (таква) и уровень муджтахида, которого не достигали другие великие шейхи тариката.

Поскольку это известно и признано всеми, то, в основном, мы считаем, что на том он и покинул сей мир. Следовательно, нельзя считать его недостойным только из-за опрометчивости и предположений, у которых нет крепкой основы. Наоборот, нужно иметь в виду, что он был мусульманином, познавшим Аллаха (‘ариф би Ллях) и обладающим большими знаниями. А что касается его книг, поистине, в них есть то, с чем можно поспорить, если понимать буквально. Учёные из числа наших шейхов и тех, кто был до них, говорят, что эти спорные моменты имеют не буквальный смысл, а иносказательный, сообразно терминологии суфиев.

Один из наших шейхов сказал: «Притом, что я убежден в его глубоком познании и великой чистоте, если бы мы встретились с ним, я бы упрекнул его, сказав: «Ты написал в своих книгах такие вещи, которые стали причиной заблуждения большинства людей, не знающих твой тарикат и терминологию, потому что у многих людей понимание ограничено лишь буквальным смыслом, а буквальный смысл этих слов есть куфр. В них запутались люди и не поняли, что они написаны в соответствии с твоей терминологией. О, если бы ты убрал из своих книг эти слова!»

Каждый, кто желает сохранить свою религию, обязан не принимать во внимание эти сомнительные слова и не думать плохо, независимо от того, скажем мы, что у этих слов есть скрытый правильный смысл или нет. Также обязательно, чтобы убеждение относительно Ибн ‘Араби не противоречило тому, что известно о нем, как об аскете (захид) и о том, кто с удивительной усердностью поклонялся Аллаху (‘абид). Поистине, у него проявлялись чудесные способности (карамат), которые подтверждают сказанное. К его караматам относится то, что передал автор книги «Аль-Камус»:

«Поистине, он [Ибн ‘Араби], завершив книгу «Футухат аль-Маккийя», положил её на крышу Каабы в ещё не собранном виде, т.е. это были отдельные листы. Книга лежала там год, и ветер не унес ни один лист оттуда, и не попал на неё дождь, хотя дожди и ветры были частыми. То, что целый год она была защищена от ветра и дождя – это явный карамат, который указывает на искренность автора при написании этой книги, на то, что он чист от того, что ему приписывают. И его веру ни в коей мере не делают ущербной его слова, которые не поддаются объяснению, но и не означают заблуждение, как, например, слова о том, что Фираун был мусульманином, потому что такое убеждение не куфр, а всего лишь ошибка в иджтихаде. А эта ошибка не бросает на него тень, потому что слова каждого ученого могут быть приняты и отвергнуты, кроме тех, кто убережён от ошибок (т.е. пророков). Поистине, Всевышний Аллах лучше знает истину, и к Нему мы будем возвращены» (См. Ибн Хаджар, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 619-621).

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 531. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия