Студопедия — Идеациональная, идеалистическая и чувственная формы изящных искусств
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Идеациональная, идеалистическая и чувственная формы изящных искусств






Начнем с анатомии кризиса в изящных искусствах. Они являются ^иболее чувствительным зеркалом, отражающим общество и культуру, уставной частью которых являются. Каковы культура и общество, Ковыми будут и изящные искусства. Если культура преимущественно Умственная, чувственными будут и ее основные изобразительные искус- ^ а- Если культура не интегрирована, хаотичными и эклектичными ее основные виды изобразительных искусств. Так как западная рУпЬТура неимущественно чувственная, а кризис заключается в раз- РазНИИ ^ основной сверхсистемы, то и современный кризис изоб- НашТ'ЛЬНЫХ искусств демонстрирует разрушение чувственной формы х ей живописи и скульптуры, музыки, литературы, драматургии и ар-

КтУры. Давайте рассмотрим, что представляют из себя чувственные

формы изобразительных искусств в общем и современные чувств формы изобразительных искусств в частности, а также каковь***11^ мптомы и причины их разрушения. 1 си-

В первой главе я кратко изложил тезис о том, что каждая из основных культур — идеациональная, идеалистическая, чувстве ^^ — имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отлич****^ от другой как внешними признаками, так и внутренним содержан**^*0 Причем основные признаки каждой из трех форм изобразител^еМ искусств следуют основной посылке каждой из этих систем культур* Обрисуем предварительный портрет идеационального, идеалистичес ' го и чувственного типов искусств. Ко~

Идеациональное искусство. Как своим содержанием, так и свое" формой идеациональное искусство выражает основную посыл*** идеациональной культуры — основная реальность-ценность ее/ Бог. Поэтому тема идеационального искусства — сверхчувственно царство Бога. Ее герои — Бог и другие божества, ангелы, святые и грешники, душа, а также тайны мироздания, воплощения, ис­купления, распятия, спасения и другие трансцендентальные события Искусство вдоль и поперек религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и событиям чувственного эмпирического мира Поэтому нельзя найти какого-либо реального пейзажа, жанра\ портрета. Ибо цель не развлекать, не веселить, не доставить удовольствие, а приблизить верующего к Богу. Как таковое, искусство священно как по содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики чувственности, эротики, сатиры, комедии, фарса. Эмо­циональный тон искусства — религиозный, благочестивый, эфирный, аскетичный.

Его стиль есть и должен быть символичным. Это не более чем видимый или чувственный знак невидимого или сверхчувственного мира ценностей. Так как Бог и сверхчувственные явления не имеют никакой материальной формы, то их нельзя постичь или изобразить натуралистически, такими, какими они предстают перед нашими ор­ганами чувств. Они могут быть обозначены лишь символично. Отсюда трансцендентальный символизм идеационального искусства. Знаки голубя, якоря, оливковой ветви в раннехристианских катакомбах были всего лишь символами ценностей невидимого мира Бога, в отличие от голубя или оливковой ветки реального мира. Полностью погруженное в вечный сверхчувственный мир, такое искусство статично по своему характеру и по своей приверженности к освященным, иератическим формам традиции. Оно всецело интровертно, без всяких чувственных украшений, пышности и нарочитости. Оно предполагает великолепи духовности, но облаченной в ветхие одеяния. Его значение не во внешнем проявлении, а во внутренних ценностях, которые оно си*£ волизирует. Это не искусство одного профессионального художник > а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с ^ гом и со своей собственной душой. Такое общение не нуждается^ в профессиональном посреднике, ни в каком-либо внешнем рашивании. Таковы грубо очерченные штрихи идеационального ства, где бы и когда бы оно ни обнаруживалось. Оно всего ^^ являет собой деривацию и выражение основной посылки идеацион ной культуры. со­

чувственное искусство. Его типичные черты совершенно ПР° ыдка ложны чертам идеационального искусства, так как основная поСналъ- чувственной культуры противоположна основной посылке ной культуры. Чувственное искусство живет и развивается в эмпяр

мире чувств. Реальный пейзаж, человек, реальные события и при­учения, реальный портрет — таковы его темы. Фермеры, рабочие, К^ашние хозяйки, девушки, стенографистки, учителя и другие типажи Д°меГ0 персонажи. На своей зрелой ступени его любимые "герои" осТитутки, преступники, уличные мальчишки, сумасшедшие, лице- ""оЫ мошенники и другие подобные им субсоциальные типы. Его

'__ доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление,

^буждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине 3°о должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувствен- постоянно ищущим нечто новое. Оно отмечено возбуждающей ^о'той и сладострастием. Оно свободно от религии, морали и других Веян0стей, а его стиль — "искусство ради искусства". Так как оно ^олжно развлекать и веселить, оно широко использует карикатуру, #тирУ> комедию, фарс, разоблачение, насмешку и тому подобные

средства.

Стиль чувственного искусства натуралистичен, даже подчас неско­лько иллюзионистичен, свободен от всякого сверхчувственного символиз­ма. Оно воспроизводит явления внешнего мира такими, какими они воспринимаются нашими органами чувств. Это искусство динамично по своей природе: в своей эмоциональности, силе изображаемых страстей и действий, по своей настоящей современности и изменя­емости. Ему приходится непрерывно меняться, выстраивая цепочку прихотей и образов, так как в противном случае оно будет скучным, безынтересным и неувлекательным. По этой же причине это искусство внешнего проявления, так сказать, напоказ. Так как оно не сим­волизирует никакой сверхчувственной ценности, оно зиждется на вне­шней саморепрезентации. Как глупенькая, но при этом шикарная девица, оно добивается успеха, поскольку принаряжено и сохраняет свою внешнюю привлекательность. А чтобы сохранить красоту, ему приходится щедро использовать пышность и внешние обстоятельства, размах, ошеломляющие приемы и другие средства внешнего изыска. Более того, это — искусство профессиональных художников, угожда­ющих пассивной публике. Чем оно более развито, тем более ярким становятся его характеристики.

Идеалистическое искусство. Идеалистическое искусство является по­средником между идеациональной и чувственной формами искусства. Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной дейст- вительности. Его герои то боги и другие мистические создания, то ^льный человек, но только в его благороднейшем проявлении. Оно Умеренно слепо ко всему недостойному, вульгарному, уродливому, Дативному в реальном мире чувств. Его стиль частично символичен аллегоричен, частично же реалистичен и натуралистичен. Он спокоен, невозмутим. Художник всего лишь primus inter pares1* общности, *ом которой он выступает. Словом, оно представляет собой велико- ио1?НЬ1^ синтез идеационального и благороднейших форм чувственного *чсусства.

Эклектичное искусство есть псевдоискусство, не объединенное каким- серьезным образом в единый стиль, представляющее собой ис- йНетЧИТельно механическую смесь той или иной формы. У него нет ни Сего, ни внутреннего единства, нет индивидуального иди постоян- стиля, и оно не отражает системы унифицированных ценностей.

ПсРвый среди равных (лат.).

Это искусство восточного базара, мешанины различных стилей ^ тем, идей. Такое искусство скорее псевдо, чем истинное. '

Исторические примеры. Так как идеациональная, идеалистическая вственная формы культуры извечны и универсальны, имеют при и в прошлом и в настоящем, среди примитивных и цивилизован^1*1 народов, то, следовательно, и три интегрированные формы разительных искусств можно найти и в прошлом, и в настоя! в племенном мире и в мире сложных цивилизаций. Идеациональ искусство в смешанной форме встречается у многих примитивн** народов, подобно индейцам Зуни, негритянским племенам AAnJ? и австралийским аборигенам. Точно так же символическое искусг-^й геометрики эпохи неолита было типично идеациональным. В т*0 называемых исторических культурах идеациональное искусство д** минировало в те или иные периоды в искусстве даоистского Китая Тибета, Брахманской Индии, в буддистской культуре, культуре Древ' него Египта, искусстве Греции с IX по VI век до нашей эры, искусстве раннесредневекового христианского Запада и т. д. То же мы наблюдаем в отношении распространения во все времена чувственной формы искусства. Это и превалирующая форма культуры раннего палеолита многих примитивных племен, таких, как бушмены в Африке, многие индийские и скифские племена и т. п. Она питала изобразительные искусства Ассирии по крайней мере в течение некоторых периодов ее истории, искусство Древнего Египта на последних стадиях развития Древнего Царства, в периоды Среднего и Нового Царства и особенно в последние эпохи саисского, птолемеевского и римского Египта. Она определенно характеризует последнюю известную Ъам эру крито- микенской культуры и греко-римскую цивилизацию с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Наконец, она доминирует в западной культуре на протяжении последних пяти веков. Идеалистическая форма искусства не была столь широко распространенной, как две другие формы, но господствовала она не раз. Ее лучшие образцы нашли свое завершение в греческом искусстве V века до нашей эры и за­падноевропейском искусстве XIII века.

Как бы ни отличались во многих отношениях изобразительные искусства примитивных и цивилизованных народов, они все имеют ряд сходных внешних и внутренних черт, если они принадлежат к од­ному и тому же типу культуры. Среди других факторов господство той или иной формы в изобразительном искусстве означает не стак0 наличие или отсутствие художественного мастерства, сколько эффект идеационального, идеалистического, чувственного или смешанного мы­шления людей и их культур. Живя в век чувственной культуры, м склонны считать идеациональное искусство более примитивным, че чувственное, и идеационального художника менее искусным и с0В5*Г шенным, чем художника чувственной культуры. Однако такое о снование не имеет под собой почвы. Человек эпохи палеолита раннего каменного века был художником чувственной культуры, о искусным в зримом воспроизводстве предметов окружающего которые его в первую очередь интересовали (животные, сцены 0 0 и т. п.). Человек неолита, более развитой культуры позднего каме^| еГо века, был в основном художником идеациональной культуры, pbi. творчество почти не содержало в себе черт чувственной куль У^ Таким образом, более поздняя и развитая ступень культуры ^ производила в большей степени идеациональную форму куль у ^ чем предшествующую ей чувственную культуру. Равным образом ^^ вершенное искусство крито-микенской эры сменилось после 1л

ашей эры идеациональным искусством ранней Греции. Подобные до н оДы от одной формы искусства к другой мы наблюдаем Изобразительном искусстве Древнего Египта, Китая и многих в и х стран. Наконец, совершенное чувственное искусство греко- ДР^ 0Й культуры III века до нашей эры — IV века нашей сменилось идеациональным искусством средневекового хри- Ланского Запада.

В се это означает, как мы видели, лишь одно — превосходство любой пмы изобразительных искусств не есть вопрос наличия или отсутствия яожественного мастерства, а доминируется природой сверхсистемы льтуры- В культуре, отмеченной идеациональной суперсистемой, изя- е искусства преимущественно идеациональные. Подобное обобще­ние верно и в тех случаях, когда, соответственно, доминирует чувствен­ная идеалистическая или смешанная сверхсистема1.

2. Сдвиги в формах изобразительных искусств

Когда в некой данной общей культуре изменяется доминирующая сверхсистема, то в этом же направлении меняются и все основные формы изобразительных искусств. Если на смену чувственной сверх­системе приходит идеациональная, то чувственное искусство уступает место идеациональному искусству, и наоборот. Примером этого процес­са являются переходы от одной доминирующей формы к другой в ис­тории греко-римского и западного изобразительных искусств. Давайте взглянем на эти изменения не столько ради них самих, сколько для понимания природы современного кризиса в западном изобразительном искусстве.

История начинается с крито-микенского искусства, точнее, со знаме­нитой чаши Вафио, являющейся совершенным образцом изобразитель­ного искусства и показывающей непревзойденное чувственное мастерст­во художника. Она дает нам превосходное импрессионистическое изоб­ражение приручения быка. Известно также, что последний период крито- микенской культуры — период упадка чувственной формы.

Когда мы подходим к анализу греческого искусства VIII—VI веков До нашей эры, мы сталкиваемся с царством так называемого архаичес­кого золота или, точнее, с идеациональным искусством со всеми прису- *Цими ему характеристиками. Оно символично, религиозно, потусторон­не- Оно не изображает предметы такими, какими они открываются нашему глазу, а использует геометрические и другие видимые символы евидимого мира религиозных ценностей.

Начиная с конца VI века до нашей эры мы наблюдаем упадок рационального искусства во всех его проявлениях и генезис иде- н Истического искусства, которое достигает расцвета в V веке до ^Шей эры — во времена Фидия, Эсхила, Софокла и Пиндара. ц 0' ВеРоятно, пример par excellence2* идеалистического искусства. Пол ' как пРимеР этото искусства, наполовину религиозен, на- бЛа°ВинУ эмпиричен. Из чувственного мира он получил только свои дородные формы и позитивные ценности. Это — идеализированное, ре °Логическое искусство. Его портреты — великолепные типажи, ^^^е^изображения данных индивидов. Оно не искажено ничем

См. подробнее мою книгу: Cultural and Social Dynamics. N. Y., 1937. V. 1. Ch. ° высшей степени (фр.).

низким, вульгарным или унизительным. Оно светлое, спокойное и чественное. Его идеализм выражается в отличном знании худ0нсцВеЛи~ анатомии человеческого тела и знании средств воплощения этого зн^0^ в идеальной или совершенной форме: в изображенных человеч Ия персонажах, в их позах, в абстрактной трактовке типа человека. MCKl!x найдем ни конкретных портретов, ни уродства, ни прочих дефектов ^л*6 представлены бессмертным и идеализированным смертным; ста вновь молоды, дети изображены взрослыми; женщины Демонстрип>ЙКи меньше женственности и спрятаны в фигурах атлетов. Нет реалистич°Т кого пейзажа. Позы и выражения лиц лишены всякого неистовст^ начиная от сильных эмоций и кончая разрушающими страстями о**' спокойны и невозмутимы, как боги. Даже мертвые отражают эту сп** койную красоту. Эти черты не есть результат каких-либо технически^

о

г\гп о mi и аппп о pvaaaa м^о по итю vimnuruiitri пч^лчгот! плагл___________ ^

ЧТО

ограничений, а скорее желание художника избежать всего того, ^ могло бы нарушить идеальный порядок и гармонию идеалистической образа жизни. Наконец, это искусство было глубоко религиозным, мо^ рализирующим, поучающим, облагораживающим и патриотичным. Оно не было искусством ради искусства, а искусством, тесно связанным с другими ценностями: религиозными, моральными и гражданскими Художник самоуничижал себя и растворял свою индивидуальность в об­щности себе подобных: Фидий, Поликлет, Полигнот, Софокл были лишь primi inter pares1* в коллективной религиозной или гражданской общине. Они еще не стали, как художники чувственной культуры, професси­оналами, целиком поглощенными искусством ради искусства, и поэтому свободными от любых гражданских, моральных и религиозных обязан­ностей. Короче говоря, это было искусство, великолепно сливающее небесное совершенство с благородной земной красотой, перемещающее религиозные и другие ценности с возвышенными чувственными форм­ами. Его можно обозначить как "ценностное" искусство в противополо­жность "бесценностному" искусству эстетов-пуристов.

После V века до нашей эры волна чувственного искусства резко поднялась, а волна идеационального начала спадать. В результате этого идеалистический синтез разрушился и начиная приблизительно с III века до нашей эры и по IV век нашей эры длился период господства чувствен­ной формы искусства. В течение первых веков нашей эры она вступила в пору своего расцвета, отмеченную реализмом и все возрастающим темпом имитации архаического, классического и других стилей. Этот же период явился свидетелем появления христианского идеационального искусства, которое шло в ногу с распространением христианской рели­гии, ставшего в VI веке нашей эры господствующей формой искусства.

С наступлением IV века нашей эры чувственная форма греко-рим^ кой культуры претерпела сильное изменение. Хотя многие истори характеризуют это изменение как распад классического искусства, ^ более точно следует интерпретировать его как распад чУвст?еН^у. формы и как окончательную замену на новую доминирующую Ф°Р £ а именно на христианское идеациональное искусство, которое гос ствовало с VI по конец XII века. крИ

Величайшие примеры средневековой архитектуры — соборы, т0: — все они суть строения, посвященные Богу. Их внешний абрис, ка ^ крестообразное основание, купол или шпиль — и фактически ка

итектурная или скульптурная деталь символичны. Это воистину "Би- **РХ в камне"! Не менее религиозна и средневековая скульптура. Это блИ и снова Ветхий и Новый заветы, застывшие в камне, глине или сН<аМоре. Средневековая живопись также сверхрелигиозна — все то же божественное воспроизводство Ветхого и Нового заветов. Она почти ликом символична и духовна. В ней не предпринята даже попытка даТЬ иллюзию трехмерной реальности в двухмерном измерении. п°ней очень мало обнаженного тела, а если оно и есть, то изображение оайне аскетично. Полностью отсутствуют пейзажи, жанровые темы, еачистичные портреты, сатира, карикатура или комедия. Средневеко­вая литература происходит главным образом из Библии. Это и ее комментарии, и молитвы, и жития святых, и другая религиозная словес­ность. Доля светской литературы незначительна. Если и используется рреко-римская светская литература, то она в такой степени символически видоизменена и переинтерпретирована, что от Гомера, Овидия, Вер­гилия, Горация осталась лишь видимость. Лишь в XII веке вновь появляется светская литература в общеизвестном смысле слова. Вся окружающая реальность игнорировалась. Средневековая драма и театр представлены религиозными службами, процессиями и мистериями. Средневековая музыка представлена Амброзианскими, Грегорианскими и другими песнопениями со своими Kyrie eleison, Alleluia, Agnus Dei, Gloria, Requiem, Mass1* и им подобными религиозными песнями.

Все это искусство внешне просто, аскетично, традиционно и духовно. Для человека чувственной культуры, привыкшего к великолепию отдел­ки, все это может показаться бесцветным и непривлекательным, лишен­ным технического мастерства, радости и красоты. Тем не менее когда становится понятно, что идеациональное искусство субъективно, погру­жено в сверхчувственный мир, то и оно покажается таким же импрессив- ным, как и любое из известных чувственных искусств. Идеациональное искусство этих веков неземное, великолепно и чрезвычайно последовате­льно выражающее свою сверхчувственность. Это — искусство человечес­кой души, наедине общающейся с Богом. Оно не предназначено ни для рынка, ни для прибыли, ни для славы, ни для известности, ни для чувственного наслаждения и ни для каких-либо других ценностей чувст­венной культуры. Оно было создано, как заметил Теофил, пес humane laudis amore, пес temporalis premii cupiditate... sed in augmentum honoris et gloriae nominis Dei2*.

Отсюда — анонимность искусства. Художники составляли гильдии. "Сей коммуной строили соборы и церкви. Ведущие мастера не старались Скрепить свои имена за своими творениями. За редким исключением Мы не знаем имен создателей даже самых выдающихся соборов, скуль- П1УР и других шедевров средневекового искусства. Таковы были на­иболее характерные черты средневекового искусства на протяжении веков.

Эти черты не есть результат поверхностных впечатлений, а выявлены cnJeM качественного и количественного анализа более чем ста тысяч Редневекорых и современных картин и скульптур, анализа сохранив­ши средневековой литературы, музыки, большого количества архите- УРных памятников и драматических произведений. Позднее будут

Са>, * Господи помилуй", "Аллилуйа". "Агнец Божий", "Слава", "Реквием", "Мес- и лат.).

Щей для прославления страстей людских, не для умаления алчности преходя-

в.) а Во возвеличение хвалы и славы имени Божия"; (лат.). Теофил Пресвитер (X втор знаменитых "Записок о разных искусствах";.

приведены статистические данные этого анализа. Они ясно по* идеациональный характер основных средневековых искусств, а продолжим краткую характеристику главных поворотов в иску П°Ка которые произошли в последующие века. усстве,

В конце XII века дают о себе знать первые признаки за всех идеациональных изобразительных искусств, кроме муз*аТа упадок которой произойдет позднее. Изобразительные искусо**' проходят путь от идеациональной формы к идеалистической в тече***1 всего XIII и начала XIV века. В некотором смысле все НИе напоминает греческое идеалистическое искусство V века до Hai^ эры. В обоих случаях искусство опирается на сверхчувственн^ мир, но все более и более начинает отражать благородные и во*1 вышенные ценности реального мира, безразлично, относятся л они к человеку и к гражданским институтам или к идеализированно" красоте. В своем стиле оно объединяет высочайшее техническое мастерство художника чувственной культуры и чистое, благородное идеалистическое Weltanschauung1*. В отношении чувственного мира это искусство высокоизбирательное; оно берет в нем только по­ложительные ценности, типы, события, игнорируя патологические и негативные явления. Оно приукрашивает даже положительные ценности реального мира, никогда не изображая их такими, какими они действительно выглядят, или, другими словами, такими, какими они открываются нашим органам чувств. Это — искусство иде­ализированных типов, крайне редко индивидуализирующее личность или событие. Как и в греческом искусстве V века, портретная живопись стремится не к простому воспроизведению черт данного лица, а создает абстрагированное и благородное, весьма отдаленное, если оно вообще и есть, сходство с реальными чертами человека. В жанровой живописи отражаются только великие события. Ее герои — бессмертные и полубожественные существа, героические фигуры в своих деяниях или по своей трагедийности. Она как бы придает смертным бессмертие. Даже если она изображает смерть, то часто с открытыми глазами, как будто бы мертвые видят свет, не воспринимаемый нами; они также лишены признаков разрушения и, так сказать, физической смерти. Живопись ясна, спокойна, свободна от какой-либо фривольности, комедии или сатиры, сильных страстей или эмоций, всего того, что унижает достоинство, pathetique2* и мрачного. Это искусство лазоревки, которая в первый раз увидела красоту реального мира — весеннее утро, цветы и деревья, росу, солнечный свет, ласкающий ветер и голубое небо. Эти черты заметны во всех изобразительных искусствах, но в меньшей степени в музыке. Музыка еще остаетс главным образом идеациональной; только спустя около ^ полувек она начинает приобретать благородные формы чувственной красот идеалистической музыки. оМ

Идеалистический период заканчивается в XV веке. Результат продолжающегося заката идеациональной формы культуры и во ждения чувственной формы явилось господство чувственной культ>Чк т во всех изобразительных искусствах. Это господство все во3РаСбс0- и с незначительными колебаниями достигает своего апогея и а лютного предела в XIX веке.

Яам Уже известны характерные черты роскоши чувственного искус- Оно светское во всем и оттого стремится отразить чувственную ствао и QgecneqHTb чувственное удовольствие и развлечение. Как *РаС ое это — искусство ради искусства, лишенное всяких религиозных, таК°альных или гражданских ценностей. Его герои и персонажи типич- сМертные, а позднее ими становятся субсоциальные и паталогичес- ^типы. Его эмоциональный тон страстный, сенсационный, патетичес- QHO отмечено возбуждающей и чувственной наготой. Это искусство ^Йзажа и жанра, портрета, карикатуры, сатиры и комедии, водевиля пе перетты; искусство голливудского шоу; искусство профессиональных й оЖНиков, доставляющих удовольствие пассивной публике. Как тако- ое оно создано для рынка, как объект купли и продажи, зависящее 3 своем успехе от конкуренции с другими товарами. 0 По внешнему стилю оно — реалистично, натуралистично, визуально. Оно изображает окружающую реальность такой, какой она открывается нашим органам чувств. В музыке оно представляет собой комбинацию звуков, которые или услаждают, или раздражают; достигается же это посредством чисто физических качеств, а не символами или трасценден- тальным значением, стоящим за ними. В этом смысле оно отражает лишь поверхность явлений окружающего мира — их внешние формы, вид и звуки, вместо того чтобы проникать в трехмерную глубину живопис­ных предметов и в суть лежащей за поверхностью действительности. Отсюда происходит иллюзорный характер этого искусства. Любое полот­но чувственного искусства своим ракурсом и перспективой стремится создать иллюзию трехмерной реальности, хотя и средствами двухмер­ного пространства. Подобных приемов было достаточно и в скульптуре, и даже в архитектуре. Они стремились к показной пышности, отражая в большей степени внешней вид, а не саму субстанцию. Короче говоря, мы находим все эти характерные черты в развивающемся чувственном искусстве.

гектуры. Выборка основана на схожей репрезентации хорошо ых образцов — музыкальных, литературных, драмати Рхитектурных творений из этих же восьми европейских стран, я ч Умственная черта, отличающая идеациональное, идеалистическое в СА^Ственное искусства, заключена в природе их тем: находятся ли они Исх ^ свеРх чувственно-религиозной или в чувственно-эмпирической. cxB 0Дя из этой методологической посылки история европейского искус- ** Может быть хорошо обрисована следующими цифрами.

Для того чтобы понять существенную разницу между чувственным искусством и средневековыми идеациональным и идеалистическим ис­кусствами, выработать ясную концепцию основных переходов в запад­ных изящных искусствах и привести необходимые доказательства прави­льности вышеизложенного, давайте взглянем на суммарные статисти­ческие данные, взятые из моей книги "Социальная и культурная Динамика'4*. Мои данные основаны на изучении более чем сотни тысяч к^ртин и скульптур из восьми ведущих европейских стран с начала средних веков и вплоть до 1930 года. Этот срез, включающий значитель- Но большую часть картин и скульптур, известных историкам искусства, * следовательно, более репрезентативен. Конечно же в деталях могут Ыть Допущены некоторые неточности, однако существенные тенденции СлУживают доверия. То же касается и музыки, литературы, драмы архитектуры. Выборка основана на схожей репрезентации хорошо Устных образцов — музыкальных, литературных, драматических

Лик ^ етатистические данные по флуктуации изобразительных искусств опуб- •937) ы П- Сорокиным в первом томе его "Social and Cultural Dynamics" (N. Y.,

Среди всех изученных картин и скульптур процент религио и светских картин по векам получается следующим: 3lfbix


 

 








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1147. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия