Идеациональные этические нормы.
Quot;Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут". Quot;Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться". Quot;Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". Quot;...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас". Quot;Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный". Quot;Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небесах"1. Разнятся по форме, но схожи по содержанию, этические системы индуизма, буддизма, даосизма, зороастризма, иудаизма и любых других идеациональных умонастроений. Все они видят высшую этическую ценность не в этом чувственном мире, а в сверхчувственном мире Бога или Абсолюта. Все они считают эмпирический мир чувств с его идеалами псевдоценностью или, в лучшем случае, малозначимой и второстепенной ценностью. Добро — это одно; удовольствие — совершенно иное; оба, обладая Pa3Hbj^ объектами, приковывают человека. Праведен тот, кто следует добру; тот же, выбирает удовольствие, не достигает цели. Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь (или мираж). Глупость растворена в нем, мудрость и не касается его. ть? Все склонно к развалу, и нет в нем постоянства. Везде я нахожу ^^ кор- болезни, смерть. Поэтому я ищу такого счастья, которое не разрушается и н и на да не исчезнет, которое никогда не знает начала и одинаково взирает на вРа^ с0 друга, которое не нуждается ни в богатстве, ни в красоте, некоем счастье.•• всеми мыслями о мире порушенном. Мудрецов... ничто не заботит в этом мире. Нет удовлетворенных страстей, даже нескончаемым потоком золотых монет. Хот, кому известно, что страсти скоротечны и причиняют боль, тот — мудр. Он находит удовольствие только в разрушении всех страстей. Человек, свободный от желаний... видит величие своего собственного не- эмпирического "Я", созданного милостью творца. Он величайший из всех. Разум, приближающийся в Вечному, достигает разрушения всех страстей. Так индусы и буддисты выражают свое негативное отношение ко всем чувственным ценностям — богатству, золоту, удовольствию, власти. Идеациональная этика направлена не на увеличение чувственного счастья и удовольствий этого мира, а на единение со сверхчувственным дбсолютом. Нормы такой этики рассматриваются как открытые или исходящие из Абсолюта, поэтому они абсолютны, безусловны, неизменны, вечны. Ими нельзя пренебречь ни при каких обстоятельствах или во имя какой-либо другой ценности. Если реализация таких норм и дает в качестве побочного продукта счастье и радость, то они суть всего лишь побочный продукт, а не цель такой этики. Если нравственные заповеди приводят к чувственной боли или горю, то и это тоже не имеет значения. Дело в том, что все идеациональные системы относятся к чувственным удовольствиям негативно: или как к чистой иллюзии, или как к источнику несчастья, или как к препятствию на пути достижения потустороннего — Бога. Чувственные этические нормы. Любая теория, признающая в рафинированной или грубой форме чувственное счастье, наслаждение, полезность, комфортность высшей ценностью, есть чувственная система этики. Все чисто утилитаристские, гедонистические и даже многие эвдемонистические системы этики суть разновидности таких этических идеалов. Их догматы хорошо нам известны: Максимум счастья для максимального числа людей. Высшая цель — наслаждение. Давайте есть, пить, веселиться, ибо назавтра нас уже не будет. Вино, женщины и песня. Следуй своим желаниям, покуда жив... Делай все, что пожелаешь, на этой земле и не тревожь сердца своего.
|