От механической к органической солидарности
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в работах Дюркгейма. Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества. Теория строения и эволюции общества: § Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. § Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.
7. Что является центральной идеей социального учения Т. Парсонса? Толкотт Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии. Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Парсонс – классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал также метатеорию — теорию социального действия, на её основе — теорию социальных систем. Предложил структуру элементарного акта действия: 1. Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я». 2. «Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие. 3. Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет. 4. Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения. Основные черты функционализма для самого общества таковы: 1. Общество рассматривается как система. 2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей. 3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ). Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе: 1. Адаптация — система адаптируется к условиям. 2. Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов. 3. Интеграция — связь между элементами. 4. Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.
8. Что такое теория «среднего» уровня? Кто ввел в социологию понятие «дисфункции»? Теория среднего уровня – состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания. Эти теории должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться на практике. Термин был введён американским социологом Мертоном в 1947 году. Если сам Мертон первоначально под теориями среднего уровня понимал лишь теорию ролей, теорию девиантного поведения, то впоследствии теории среднего уровня стали соотносить со специальными, отраслевыми (частными) социологическими теориями. На основе теорий среднего уровня можно создавать и более широкие теории, но для этого надо, чтобы эти теории среднего уровня были соотнесены между собой. Функцию соотнесения выполняет парадигма, которая включает в себя базовые теоретико-методологические посылки и некоторый набор базовых понятий. Парадигма задаёт некоторый общий концептуальный аппарат. Для теории среднего уровня Мертон выбрал парадигму функционального анализа, которая описана в очерке «Явные и латентные функции». Роберт Кинг Мертон (1910 – 2003) – один из самых известных американских социологов двадцатого века. Роберт Мертон считается одним из классиков структурного функционализма (дорабатывал теорию Парсонса). С помощью этой парадигмы он обосновал конкретные теории — социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня. Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде. Три постулата, которые Р.Мертон считал "спорными и ненужными для функциональной теории": § функциональное единство; § функциональная универсальность; § функциональная обязательность (принудительность).
|