Митрофанушка?
Скотинин. Ну, мой друг сердечный? Ты видишь, каков я? Стародум. Узнал обоих, нельзя короче. Скотинин. Быть ли ж за мною Софьюшке? Стародум. Не бывать. Г-жа Простакова. Жених ли ей Митрофанушка? Стародум. Не жених. Г-жа Простакова. А что б помешало? Скотинин. За чем дело стало? Стародум (сведя обоих). Вам одним за секрет сказать можно. Она сговорена. (Отходит и дает знак Софье, чтоб шла за ним.) Г-жа Простакова. Ах, злодей! Скотинин. Да он рехнулся. Г-жа Простакова (с нетерпением). Когда они выедут? Скотинин. Ведь ты слышала, поутру в семь часов. Г-жа Простакова. В Семь часов. Скотинин. Завтре и я проснусь с светом вдруг. Будь он умен, как изволит, а и с Скотининым развяжешься не скоро. (Отходит.) Г-жа Простакова (бегая по театру в злобе и в мыслях). В семь часов!.. Мы встанем поране... что захотела, поставлю на своем... Все ко мне! Все подбегают. Г-жа Простакова (к мужу). Завтра в шесть часов, чтоб карета подвезена Была к заднему крыльцу. Слышишь ли ты? Не прозевай. Простаков. Слушаю, мать моя.. Г-жа Простакова (к Еремеевне). Ты во всю ночь не смей вздремать у Софьиных дверей. Лишь она проснется, беги ко мне. Еремеевна. Не промигну, моя матушка. Г-жа Простакова (сыну). Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь Совсем готов и не вели лакеям из комнат отлучаться. Митрофан. Все будет сделано. Г-жа Простакова. Подите ж с богом. (Все отходят.) А я уж знаю, что Делать. Где гнев, тут и милость. Старик погневается да простит и за Неволю. А мы свое возьмем. Конец четвертого действия ДЕИСТВИЕ ПЯТОЕ ЯВЛЕНИЕ I Стародум и Правдин Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка Вчера меня уведомила. Стародум. Итак, имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой Помещицы? Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом Бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная Слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все Скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том Одном, что законно, и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. Правдин. Я в этом согласен с вами: да как мудрено истреблять Закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, Чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет Премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается Обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея Свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие Побуждения могли бы отвлекать... Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать На стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей Расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу Себе подобных! И, во-первых, толпа скаредных льстецов всеминутно Силится уверять его, что люди сотворены для него, а не он для людей. Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое Льстец. Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе Хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва Ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он Ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их Развращение; но способы сделать людей добрыми... Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без Благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни За какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди Выбираются для мест, а не места похищаются людьми, тогда всякий Находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош будет. Правдин. Справедливо. Великий государь дает...
|