Основными методами инструментальных исследований в области неинвазивной электрокардиологии являются: стандартная ЭКГ, холтеровское мониторирование (ХМ ЭКГ), другие технологии изучения электрического поля сердца, суточное мониторирование АД.
Электрокардиография - метод исследования сердца, не теряющий своего значения с течением времени. Метод остается одним из самых распространенных и неотъемлемых методов кардиологической диагностики, продолжает развиваться и совершенствоваться. С целью объективизации оценки состояния сердечно-сосудистой системы ЭКГ внедрена в практику диспансеризации детей. Целесообразно в ряде случаев подключение ЭКГ при нагрузочных пробах. Это является тем более актуальным в связи с ростом числа детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не решив задачи профилактики, раннего выявления и лечения кардиологической патологии в детстве, нельзя решить проблему заболеваемости взрослых. Структура сердечно-сосудистой патологии в детском возрасте за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Увеличился удельный вес нарушений сердечного ритма, кардиомиопатий, врожденных пороков сердца [10].
В последние годы пристальное внимание привлекает к себе проблема синдрома дисплазии соединительной ткани сердца (СДСТС), наиболее распространенными проявлениями которого являются аномально расположенные хорды и пролапс митрального клапана. Это связано с большой частотой их выявления в популяции и высоким риском развития нарушений ритма и проводимости сердца [11]. Наши наблюдения свидетельствуют, что степень и характер нарушения ритма сердца зависят от наличия и особенностей микроструктурных аномалий сердца и более выражены при их сочетании. Изменения, выявляемые у этих детей на ЭКГ, могут касаться как нарушений ритма сердца, так и процессов реполяризации. Неоднородность клинических и функциональных проявлений СДСТС у детей диктует необходимость его дифференцированной индивидуальной оценки. Больные с СДСТС в сочетании с аритмиями нуждаются в комплексном обследовании для решения вопроса о необходимости медикаментозного, а при необходимости и оперативного лечения. Своевременная диагностика и правильная тактика ведения этих детей возможны лишь при сочетании тщательной клинической оценки с обязательным определением фенотипической выраженности дисплазии соединительной ткани и данных инструментальных методов исследования, включающих ЭхоКГ, ЭКГ.
В настоящее время в практику ЭКГ-исследований прочно вошел метод длительной непрерывной регистрации ЭКГ в процессе повседневной жизни - ХМ ЭКГ. Внедрение этого высокоинформативного метода исследования в терапию относится к началу 60-х годов, тогда как в педиатрию - только к началу 80-х. Консультативно-диагностические центры должны быть оснащены таким оборудованием для проведения исследований и подготовки специалистов.
Показаниями к проведениюХМ ЭКГ являются: 1) обнаруженные при клинических или ЭКГ-обследованиях нарушения ритма сердца и проводимости; 2) наличие жалоб на кратковременную потерю сознания, сердцебиение, головокружение, боли и неприятные ощущения в области сердца; 3) заболевания с высоким риском возникновения аритмии: синдром предвозбуждения, синдром удлиненного интервала Q - T, дисфункция синусового узла, пролапс митрального клапана с регургитацией и кардиомегалией, атриовентрикулярная блокада, кардиомиопатия; 4) дети из семей с отягощенной наследственностью, в частности, внезапной смертью близких родственников; 5) оценка функционирования искусственного водителя ритма; 6) для решения вопроса о целесообразности назначения антиаритмических препаратов и для контроля за эффективностью терапии.
Для правильной интерпретации данных, полученных при ХМ ЭКГ у детей с кардиальной патологией, необходимо знание пределов допустимых колебаний пульса и аритмий у здоровых детей. Как показали наши исследования, минимальное значение ЧСС в ночное время составило 41 в 1 мин, максимальное значение в период бодрствования - 175 в 1 мин. Нами установлено наличие у всех детей слабой и умеренной синусовой аритмии, у 46% - значительной аритмии в ночное время, миграции предсердного водителя ритма преимущественно ночью у 80% детей, спорадической синоатриальной блокады в ночное время у 12%, суправентрикулярной экстрасистолии (до 30 за сутки) у 41%, желудочковой экстрасистолии в дневное время при физической активности и эмоциональном возбуждении (до 10 за сутки) у 6% детей.
Использование ХМ ЭКГ помогло выявить нарушения ритма сердца и проводимости у 65% детей с синдромом вегетативной дистонии, у 77% с пролапсом митрального клапана, у всех детей при наличии митральной регургитации, у 83% детей с гипертрофической и у 100% детей с дилатационной кардиомиопатией, причем прогностически неблагоприятная, клинически значимая аритмия была у 29, 36, 80, 30 и 45% детей соответственно. Под клинически значимой аритмией мы подразумеваем желудочковые экстрасистолы высоких градаций, тахиаритмии, атриовентрикулярные (АВ) блокады высоких степеней, синдром слабости синусового узла.
Если у практически здоровых детей изменения ритма сердца обычно выражены при эмоциональных и физических нагрузках, то при функциональной патологии сердца аритмии проявляются также и во время смены физиологических состояний "бодрствование - сон", а при органических заболеваниях сердца аритмии часто регистрируются во время сна.
На первых этапах обследования ребенка оценка тяжести поражения сердца осуществляется главным образом на основании ЭКГ. В связи с этим знание особенностей ЭКГ при той или иной патологии может оказать существенную помощь в практической работе врача.
Многолетний опыт работы с детьми с сердечно-сосудистой патологией привел к необходимости оценить роль ХМ ЭКГ в уточнении причин синкопальных состояний у детей. Установление их причин - задача трудная ввиду их разнообразия и транзиторного характера эпизодов. Требуются тщательное обследование ребенка и кропотливый анализ полученных данных. С внедрением в клиническую практику ХМ ЭКГ увеличилась в 2 раза вероятность выявления кардиальных причин таких симптомов, как обмороки и головокружения. Всех детей с атипично протекающей эпилепсией необходимо обследовать с обязательной длительной регистрацией потенциалов сердца для исключения синдрома удлиненного интервала Q - T.
Следующие дизритмии можно рассматривать как потенциально возможные причины обмороков и их эквивалентов:1) синусовая брадикардия со средней ЧСС в период бодрствования менее 55 - 60 в 1 мин и в период ночного сна менее 35 - 40 в 1 мин; 2) частые синусовые паузы более 1,5 - 2 с вследствие остановки (отказа) синоатриального узла или повторяющейся синоатриальной блокады; 3) АВ-блокады II - III степени; 4) синдром предвозбуждения желудочков; 5) стойкая суправентрикулярная тахикардия с частотой более 160 в 1 мин; 6) фибрилляция предсердий с медленным желудочковым ответом; 7) пароксизмы желудочковой тахикардии,особенно типа "пируэт".
Больные с полной АВ-блокадой представляют клинически неоднородную группу. Одни дети не предъявляют жалоб, у других возникают приступы Морганьи - Адамса - Стокса и развивается сердечная недостаточность. Всем этим детям необходимо ХМ ЭКГ для получения достоверной информации о нарушениях сердечного ритма и его вариабельности. Факторами, указывающими на тяжесть патологического процесса и целесообразность профилактической имплантации пейсмекера детям с полной АВ блокадой, являются: уменьшение средней ЧСС за сутки менее 55 в 1 мин, отсутствие реакции водителя ритма на физические и эмоциональные нагрузки, низкая вариабельность сердечного ритма в течение суток, частые желудочковые экстрасистолы, периодическая асистолия желудочков, пароксизмы тахиаритмий, уширение комплекса QRS до 0,12 с и более, наличие врожденных аномалий развития сердца, дилатация миокарда желудочков.
В последние годы ХМ ЭКГ используется для оценки функции синусового узла и активности вегетативной нервной системы посредством изучения вариабельности ритма сердца (ВРС), что имеет не только научную, но и практическую ценность. Под ВРС понимают изменения ЧСС или длительности последовательных интервалов R - R во времени, или их колебания вокруг среднего значения. Уменьшение ВРС наряду с такими клинико-инструментальными показателями, как эпизоды ишемии миокарда, желудочковая аритмия, снижение фракции изгнания левого желудочка, регистрацией поздних потенциалов ассоциируется у больных с кардиальной патологией с плохим прогнозом.
Отмечено уменьшение ВРС с возрастом и при таких заболеваниях, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, застойная сердечная недостаточность, кардиомиопатия, сахарный диабет, хронические легочные заболевания. Для детей характерна значительно выраженная лабильность пульса, поэтому исследованию частоты и степени выраженности синусовой аритмии у детей в различные возрастные периоды всегда придавалось большое значение [12].
Установлено, что индивидуальная суточная динамика ритма сердца на протяжении короткого промежутка времени устойчива по сравнению с другими показателями ЭКГ. Высокая воспроизводимость и других показателей ВРС позволяет их использовать в качестве критерия оценки течения болезни, а также влияний различных вмешательств. Холтеровская запись ЭКГ может быть проанализирована с использованием различных математико-статистических программ для вычисления разнообразных параметров ВРС. Метод изучения ВРС находится в непрерывном развитии, идет накопление материалов и обобщение опыта различных исследователей, а его сложное программное обеспечение остается в стадии клинической оценки.
Основные возможности ХМ ЭКГ в педиатрии: 1) точнее, чем обычное ЭКГ-исследование, определить форму, характер и степень выраженности аритмий, а также определить их прогностическую значимость; 2) проследить нарушения сердечного ритма преходящего характера в течение суток; 3) сравнить частоту нарушений ритма в разное время суток; 4) сопоставить выявленные изменения ЭКГ с субъективными ощущениями и активностью ребенка; 5) при наличии специальной программы использовать ХМ ЭКГ для определения циркадианной вариабельности величины интервала Q - T как маркера негомогенности процессов реполяризации и поздних потенциалов желудочков сердца, отражающих замедленную, фрагментированную активность миокарда (фактор риска развития желудочковой аритмии); 6) облегчить выбор оптимальной индивидуальной терапии и объективную оценку эффективности лечения; 7) расширить возможности исследования вариабельности ритма сердца, чему в педиатрии придается большое значение; 8) по-новому подойти к изучению механизмов экстракардиальной регуляции.