Студопедия — УВОДЗІНЫ. 1918 год. Молодой учитель начальной школы, тяжело раненый в бою, возвращается с войны в свою родную деревню на юге Франции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УВОДЗІНЫ. 1918 год. Молодой учитель начальной школы, тяжело раненый в бою, возвращается с войны в свою родную деревню на юге Франции






 

 

1918 год. Молодой учитель начальной школы, тяжело раненый в бою, возвращается с войны в свою родную деревню на юге Франции. Это Селестен Френе, будущий психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию.

Первая Мировая война многое поменяла в сознании европейцев. В прошлом остался гуманизм и вера в человеческий разум и прогресс. Немецкие юноши, цитирующие по памяти Шиллера и Гете и молодые французы, наследники Корнеля и Расина, встретились лицом к лицу в траншее, на расстоянии удара штыка. И оказалось они готовы убивать друг друга.

Значит, что-то было не так? Значит, знания Корнеля и Шиллера недостаточно? Может быть, настоящее образование, образование с большой буквы, это нечто большее, чем красивый почерк и знание законов физики? Нельзя возвращаться к старой школе- таков был урок Первой Мировой.

В Италии Мария Монтессори открывает свои первые детские сады. В Англии Александр Нилл собирает детей на Солнечном Холме - школе Саммерхилл, где дети сами будут решать, пойти им на урок или поиграть в футбол.

Селестен Френе вернулся в свою деревню с твердым намерением работать в школе. Но это будет Другая Школа.

Что сделает Френе? Он принесет в школу… маленький типографский станок: две деревянные дощечки, литеры, рамочки для них и валик с краской. И очень быстро выяснится, что дети любят писать так же, как и говорить, играть или рисовать. Но только в том случае, если речь идет о настоящем письме, а не о многократном списывании одних и тех же упражнений. Писать можно было о чем угодно: о впечатлениях от прогулки, о проведенных в деревне каникулах. Детские тексты печатались в школьной типографии, и газета раздавалась родителям и друзьям из других школ. До того, как попасть в типографию, тексты читались вслух и выбирался лучший. Он печатался, набираясь вручную и, таким образом, навык грамотного письма формировался буквально на кончиках пальцев.

Школьная газета - лишь один пример. Математика: дети взвешивали различные предметы, измеряли расстояния на школьном дворе, составляли смету путешествия в соседний город. Естествознание: смотрели, как замерзает вода в зимнем пруду, готовили доклады о своих домашних животных, о динозаврах или планетах. История: расспрашивали бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад. Чтение: читали свои любимые книги, ставили спектакли, сочиняли сказки и стихи. Школа, где не было жесткой программы, но были Интересные Дела. А благодаря тому, что дети находили прикладное применение своим знаниям, много мастерили и эксперементировали, процесс обучения шел, как по маслу, и «государственная программа» все-таки выполнялась. Но без зубрежки, ведь это была совсем Другая Школа.

Следует помнить, что Френе работал с неграмотными и пассивными детьми, которые не умели и не знали, как им себя выразить. А со временем эти же дети поражали гостей школы Френе своей легкостью, с которой вели собрания, работали и принимали решения в учебном процессе. В чем же секрет метода Селестена Френе?

Во-первых, в свободе для самовыражения ребенка. Френе так же одним из первых обозначил детство не как подготовку к жизни, а как важный и самодостаточный этап.

На второе место Френе ставил задачу научить ребенка мыслить. Основной точкой обучения являлась свойственная всем детям любознательность. Так же Френе придавал большое значение познанию через выдвижение гипотез и не видел ничего негативного в ошибках своих учеников. Наоборот, считал ошибку необходимым этапом на пути к знаниям.

Принципиальная особенность авторского метода Френе заключалась и в том, что ученики самостоятельно планировали учебный процесс на день, неделю и месяц. И свобода выбора отнюдь не синоним анархии, так как именно учитель организовывал весь запланированный учеником процесс. Так же Френе принадлежит идея создания собственных средств обучения, к которым относились «карточки самоконтроля», уже упомянутые школьные газеты и сборники стихов и сказок детей и самостоятельно составленные математические задачи.

Метод Френе, постепенно формируясь, находил свое успешное применение в школе. Круг общения учеников в такой принципиально новой школе был необычайно широк, чему способствовала одна из новых форм общения - переписка. Обучение шло так называемым методом «проб и ошибок». Установилось сотрудничество не только между учеником и учителем, но и между самими учениками.

Подводя итог, можно выделить несколько основных моментов в созданной Френе школе:


- труд на всех этапах обучения
- большое внимание школьному самоуправлению
- использование школьных материалов
- нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ
- нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником
- нет оценок, но лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему
- нет ошибок, есть разный опыт познания
- нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование
- нет воспитателя, педагог решает общие проблемы
- нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития
- нет класса, но есть детско-возрастное сообщество.

Не все утверждения Селестена Френе можно и нужно безоговорочно принимать. Френе, зачастую справедливо, критиковал систему нравственного воспитания, которая сводилась к постоянному повторению учителем избитых прописных истин. Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл «словесным воспитанием» относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии и бескорыстной дружбе, и знакомство с положительными литературными персонажами. Все это хорошо укладывается на детскую восприимчивость и способствует становлению нравственности. Вряд ли можно уповать на то, что все сложится само собой, и ребенок выберет верные нравственные ориентиры только в условиях некого школьного приключения.

Зачастую Френе отказывают в тонкости, присущей, скажем, Марии Монтессори, но важно помнить, что он искал ответы на глобальные вопросы в рамках одной-единственной начальной средней школы. И все-таки все склонны считать Селестена Френе революционером. Новые идеи, гордо именуемые то либеральными, то коммунистическими витали тогда в воздухе - в живописи, в литературе, в педагогике. На какой-то миг показалось, что нет больше места понуканию, жестокости и неравенству. Описание уроков в школе Френе звучит слишком фантастично? Но именно поэтому мы и считаем сегодня Френе революционером (и великим экспериментатором) - он превратил утопию в реальность. После Второй Мировой войны Френе напишет: «После страшного опыта фашизма система подавления больше не должна иметь защитников».

Идеи французского педагога проникли в Россию, можно сказать, случайно. Хотя Френе и придерживался прокоммунистических взглядов, до конца 80-х годов прошлого столетия в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы.

В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и ассоциации «Современная школа» родился проект «Педагогика сотрудничества», и в рамках этого проекта с 1992 проводятся стажировки по педагогике Френе в России и во Франции. Сегодня классы Френе существуют в Москве, Таганроге, Набережных Челнах, Кемерово, Саратове, Самаре, Кисловодске и других городах страны.

http://letidor.ru/article/pedagogicheskiy_metod_selesten_122475/

 

Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. С.Френе являлся основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них «Новая французская школа». Педагог создавал свою систему в противовес традиционной французской школе; стремился уйти от недостатков современной ему системы обучения – консерватизма, книжности, вербализма, отрыва от жизни. Предназначение школы С.Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду. Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит «свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. «Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.
Реферат: Идея школы Френе Не все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке егозаслуг. Он не так тонок, как Мария Монтесори. Не столь философичен, какШтайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организоватьначальную школу в стенах одной единственной сельской однокомплектной школы назаре смутного 20 века. Как им, т. е. семилеткам, нежнейшему человеческомуматериалу, начинать с нуля. И как нам, т. е. педагогам, с ними работать.Школа Френе – школа, общедоступная для детей, но элитная для учителей.Центральный тезис концепции свободной школы Селестена Френе оказался простымна словах: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики достаточноизменить организационные формы учебного процесса. Необходимо создать новыематериальные средства обучения и воспитания.Таким образом, школу Френе можно назвать современной, но никак не модной.Школа Френе – это мастерские. Ведь именно мастерские помогают ребёнкуосознать самого себя. Система мастерских Френе изменяется на протяжениимногих лет. Основные положения школы Френе: 1. Свобода самовыражения ребёнка. Ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это неподготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, которыйследует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями,определённым жизненным опытом. 2. Научить ребёнка мыслить. Помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности.3. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность.Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученикичувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться. 4. Познание нового идёт путём постоянного выдвижения гипотез.5. Ошибка не ставится в вину ученику. Каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.6. Учащиеся самостоятельно планируют свою учебную работу – сначала на одиндень, потом на неделю, далее на месяц.Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии. Именноучитель организует весь учебный процесс.7. Создание собственных средств обучения.Создание карточек (карточек самоконтроля). Как средство обучения используютсяпродукты свободного творчества учеников: газеты и сборники собственных стиховсказок, самостоятельно снятые фильмы, составление математической задачи. Задачи школы Френе: 1. Круг общения школьников должен бытькак можно шире, ему способствует одна из форм общения – переписка.2. Исследование в обучении такназываемого метода «проб и ошибок».3. Установление сотрудничества нетолько учителя и умника, но и между учениками.4. Целевое ориентирование. - Всестороннее воспитание. Концептуальные положения: v Труд на всех этапах обученияv Большое внимание школьному самоуправлениюv Использование школьных материалов Особенности организации школы Френе: Ø Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза.Ø Нет домашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы.Ø Нет оценок, но отличаются личные предложения.Ø Нет ошибок – есть недоразумения.Ø Нет программ, есть индивидуальное и групповое планирование.Ø Нет учителя, но есть учитель организации общего делаØ Педагог нисколько не воспитывает, а решает общие проблемы.Ø Классом правят нормы общежития, принятые самими детьми.Ø Нет класса, есть детско-возрастная сообщность. Освобождение текстов Френе работал с детьми, которые были не грамотны, пассивны, не умели выразитьсебя. И поэтому будущий великий педагог начал создание атмосферы в классе,чтоб развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детямвозможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появилисьпервые «свободные тексты», в которых дети писали о чём хотели, когда хотели игде хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своихсемьях, друзьях, планах на будущее, описывали наблюдения сделанные во времяпрогулок. При этом ребёнок, написавший текст, был в праве читать его или нет,показывать учителю или не показывать вовсе.Френе предложил читать всем желающим тексты каждый день. Он указывал и на ещёодно значение текстов.«Свободный текст» – это не только учебное упражнение породному языку, но и социально-психологический тест, с помощью которого можнолучше понять взаимодействие ребёнка с окружающим миром.Потом возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельнаятипография. Френе считал, что работа с печатным станком носит учебное ивоспитательное значение.Френе пришёл к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями,которыми можно было заниматься каждому индивидуально. Каждая карточкасодержала определённую часть учебного материала, конкретные задания. Такпроизошёл отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий. Освобождение классов Учебные классы, где преподавал Френе, были переполнены, дидактические приёмыобучения не оказывали нужного воздействия, а ученики не проявляли и долиинтереса, который они испытывали во время прогулок. Френе стал покидатьшколу, чтобы заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдения всегдавызывали живой интерес детей.В классе по системе Френе отсутствуют уроки «от звонка до звонка», учебныепрограммы.При этом система Френе предусматривала чёткое планирование учеников каждогокласса. Ученики с помощью учителя составляли индивидуальный план. Жизнь без отметок В целом, вся деятельность детей в классе основана на получении пропущенногочерез себя знания. И основой является не лекция, а анализ, дискуссия, поискпутей разрешения проблем. Ученики Френе не знали что такое ошибка. Здесьзадаётся и обсуждается любой вопрос, а затем все ищут на него ответ.Также как и общие учебные планы в школе по системе Френе отсутствовалиоценки. Педагог называл систему оценок «одной из самых отрицательных стороншколы» и был убеждён, что они не служат критерием интеллектуального уровняребёнка и не отражают качества знаний, а лишь толкают детей к обману.Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по модели Френепоощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формыкооперации. Воспитание на экспорт Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность ираспространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой МариейМонтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе,гораздо меньше.Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по егометодике, никогда не превышало 5%. Сегодня же во Франции насчитывается всего1 – 2 % учителей, принимающих на своих уроках методику Френе.Сегодня классы Френе существуют в Москве, Саратове, Таганроге.
  НАВЕРХ
         

 

 

УВОДЗІНЫ

 

Беларускі народ стварыў шмат лаканічных твораў,афарызмаў, у якіх у высокамастацкай форме абагульніў свой багаты жыццёвы вопыт. Сярод ix прыказкі і прымаўкі карыстаюцца найбольшай папулярнасцю. Яны ярка адлюстроўваюць багаты працоўны i жыццёвы вопыт народа, яго мудрасць, псіхалогію i светапогляд, маральна-этычныя i эстэтычныя ідэалы.

Характарызуючы гэты малы жанр беларускай вуснапаэтычнай творчасці, даследчыкі слушна заўважаюць: "Прыказка мае шырокае поле ўжывання, яна адносіцца не толькі да той канкрэтнай сітуацыі, пра якую ідзе гаворка, а да любой падобнай, калі абставіны прымушаюць чалавека актыўна шукаць выйсце, рабіць, здавалася б, немагчымае, для выпраўлення крытычнага становішча, выратавання жыцця, маёмасці ці справы. Каб такога не здаралася, народная мудрасць заклікае да абачлівасці, асцярожнасці, да ўзважаных учынкаў".

У выніку шматгадовага вывучэння мовы, побыту, звычаяў свайго народа I.I. Насовіч зазначае: "Беларусы ўсе факты, усе выпадковасці чалавечага жыцця, усе ўчынкі, як добрыя, так i дрэнныя, i ўсякае нават меркаванне пра што-небудзь падводзяць пад мерку cвaix прыказак. Паміж простымі людзьмі ёсць шмат тaкix здольных, якія на ўсякую падзею, на ўсякі выпадак, вясёлы, спрэчны, сумны, - адразу ж i дарэчы падаюць прыказку, нібы яны знарок вывучалі ix.

Шырокую вядомасць, распаўсюджанасць i ўжывальнасть прыказак у народзе падмеціў i Кандрат Крапіва: "Ёсць такія аматары прыказак, якія чуць не кожны свой крок апраўдваюць прыказкаю, чуць не кожны свой выраз аздабляюць ёю. Пра такіх нават i знарочыстая прыказка ўтварылася: "Без прыказкі i з лаўкі не зваліцца".

Гэта пашыранасць прыказак у народзе знаходзіць сваё адлюстраванне i ў мастацкіх тэкстах. Я. Колас, Я. Купала, Ц. Гартны, I. Мележ, Я. Брыль i іншыя беларускія пісьменнікі шырока выкарыстоўвалі ix у cвaix творах. Зразумела, ніякай мepкi, што акрэслівае, колькі прыказак можна ўжываць, няма i не павінна быць. Тут самае галоўнае, з якой натуральнасцю i ідэйна-мастацкай матываванасцю ўводзяцца яны ў тэкст. Пры ўжыванні гэтых моўных самацветаў нельга, аднак, кipaвацца прыказкай Кашы маслам не сапсуеш, бо перанасычанасць твора прыказкамі не павялічвае яго мастацка-выяўленчай вартасці. Прыказкі i прымаўкі - вельмі спецыфічныя творы, якія стаяць на мяжы паўсядзённай моўнай практыкі чалавека i мастацтва слова i могуць быць аднесены як да першай, так i да другога.

Таксама, неабходна спыніцца на пытанні пра размежаванне паняццяў "прыказка" i "прымаўка". Адной з умоў,якая ўскладняе размежаванне дадзеных паняццяў, з'яўляецца ix безумоўная блізкасць як па форме (сцісласць), так i па бытаванню (выкарыстанне ў гутарковай мове). Таму некаторыя вучоныя XIX - XX стст (А. А. Патабня, Я. А. Ляцкі), гаварылі аб cклaдaнacцi i непатрэбнасці размежавання прыказак і прымавак, а Я. А. Ляцкі нават пicaў, што правесці мяжу паміж прыказкай i прымаўкай немагчыма. Другія - спрабавалі выявіць розніцу, знайсці мяжу, якая раздзяляе прыказку і прымаўку. Прыказка ў характарыстыцы I. M. Снегірова і В. I. Даля вызначаецца як больш складаны твор фальклора, чым прымаўка. Яна адрозніваецца ад прымаўкі завершанасцю думкі i формы.

Сярод беларускіх даследчыкаў icнye думка не размяжоўваць прыказкі i прымаўкі. Так, К. Kpaпiвa ў пачатку свайго артыкула "Беларускія прыказкі" выкладае погляды I. М. Снегірова, А. А. Патабні А. на паняцці "прыказка" i "прымаўка", а пасля, прыступаючы да аналізу народных афарызмаў, зазначае, што ў далейшым ён будзе ужываць адно азначэнне - прыказка.

Ф. М. Янкоўскі ставіў знак роўнасці паміж прыказкай i прымаўкай, называў ix словамі-дублетамі, якія сэнсава не адрозніваюцца, лічыў, што "справа, відаць, у надуманасці размежавання прыказак i прымавак".

Паказаць сэнсавыя, структурныя і стылістычныя асаблівасці парэмій лепш за ўсё на прыкладах з мастацкіх твораў. Дакладна і яскрава гэтыя асаблівасці выяляюцца на прыкладах ужывання прыказак і прымавак у “ Палеская хроніцы ” Iвана Мележа.Палеская хроніка - адзін з лепшых твораў беларускай літаратуры, узор мастацкай праўдзівасці адлюстравання лёсу народа пачатку ХХ стагоддзя, гэты твор стаў сапраўды нацыянальнай класікай. Палеская хроніка складаецца з трох раманаў: Людзі на балоце (1956-1960 гг.), Подых навальніцы(1965 г.), Завеі, снежань (1976 г.).

Праз нялёгкія лёсы сваіх герояў і іх напружанныя сутыкненні ў абвостранай класавай барацьбе Iван Мележ глыбока адлюстраваў лёс народа ў пераломны перыяд гісторыі. Стварэнне цудоўных людскіх тыпаў і сапраўды нацыянальных характараў, на думку Міхася Лынькова зяўляецца голоўнай заслугай аўтара ў Палескай хроніцы. Пісьменніку на самой справе ўдалося намаляваць вельмі змястоўныя, маштабныя чалавечыя характары Васіля Дзятла і Ганны Чарнушкі, Апейкі і Міканора, старога Глушака і Яўхіма, а таксама некаторых іншых герояў, выпісаных настолькі пластычна, ярка і выразна, з такім дасканалым пранікненнем у іх унутраны свет, што літаратурныя персанажы здаюцца жывымі людзьмі. Як адзначае У. Юрэвіч, … Мележ, як сапраўдны мастак, забіраецца ў самыя нетры чалавечай душы…, і вялікую ролю ў гэтым адыгрывае мова твора. Мележава слова простае і вельмі ёмістае, бо яно зямное, ад … улюблёнасці ў родную зямлю, у роднае Палессе….

У "Палескай хроніцы" шмат замалёвак побыту куранёўцаў, традыцыйных абрадаў (каляды, агледзіны, змовіны, дзявочнік, вяселле). Палешукі, жывучы сярод балот, не страцілі цікавасці да свету. Яны ўмеюць не толькі працаваць, але і адпачываць, радавацца жыццю, спадзявацца на лепшыя дні. Яны кахаюць і ненавідзяць, весяляцца і сумуюць, знаходзяць і губляюць...

Ціхае жыццё куранёўцаў было абуджана рэвалюцыяй і калектывізацыяй. На вачах пачаў мяняцца лад. Па-рознаму аднесліся да гэтых грандыёзных перамен жыхары вёскі. Кожны з іх не да канца зразумеў сутнасць складанай і супярэчлівай рэчаіснасці. Кінутыя ў буру сацыялістычных пераўтварэнняў, яны ўсё ж такі змаглі захаваць адметныя і непаўторныя рысы нацыянальнага характару.. Мележ у "Палескай хроніцы" паэтызуе, адухаўляе высокія чалавечыя якасці герояў, іх працавітасць, любоў да зямлі. Праўдзіва адлюстроўваючы жыццё палескай вёскі на пачатку нашага стагоддзя, пісьменнік стварыў мастацкія вобразы вялікай абагульняльнай сілы. Яму ўдалося так поўна, усебакова і па-майстэрску дасканала расказаць пра палешукоў, што яны зрабіліся цікавымі, запамінальнымі і блізкімі для многіх пакаленняў чытачоў.

Мове раманаў Палескай хронікі ўласцівы маляўнічасць мастацкіх сродкаў, багацце тропаў, якія служаць не для ўпрыгожвання стылю, а для стварэння яркіх, выразных, максімальна праўдзівых вобразаў. У аўтарскай мове трылогіі пастаянна прысутнічаюць галасы герояў, іх ацэнкі. Звяртаюць на сябе ўвагу і асаблівасці мовы персанажаў. Шырока і арганічна ўвайшлі ў моўную структуру Палескай хронікі трапныя народныя выслоўі, прымаўкі і прыказкі. У іх адлюстравалася светабачанне народа, прыгажосць і вобразнасць яго мышлення, сацыяльна-псіхалагічны вопыт, прыроджаны розум і гумар. Прыцягненне прымавак і прыказак, служыць утварэнню ўнутранага партрэту персанажаў, дае ўяўленне пра іх духоўныя каштоўнасці.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия