Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структурно-семантическая модель




Правило стабильной оптимальности устраняет недостатки выбора варианта решения по единственному определенному правилу. Стабильно оптимальнымназовем такой вариант, который оптимален по наибольшему числу существующих правил комплексной оптимальности. Применение правила стабильной оптимальности для выбора окончательного варианта решения повышает надежность выбора решений.

 

Теория мотива. Мотивный анализ текста.

Мотив –любой элемент сюжета или фабулы, который вычленяется на уровне коллизии (или) события в аспекте повторяемости, т.е. своего устойчиво утверждающегося значения (в пределах творчества автора, текста, традиции вообще).

 

По лекциям:

Мотив –эстетически значимая повествовательная единица, интертекстуальная в своем функционировании, инвариантная в своей принадлежности к языку повествовательной традиции и вариативная в своих реализациях, соотносящая в своей структуре действие с актантами и пространственно-временными признаками.

Например: событие – мотив убийства, коллизия – мотив мести.

  • лирические (озарения)
  • эпические (поединок, месть, убийство)
  • драматические (узнавание, разоблачение обмана)
  • индивидуальные

 

Весь сюжет может быть рассмотрен как отдельное высказывание на языке мотивов. Устойчивые связи между ними.

Положение мотива определяется положением текста и темы. Мотив имеет словесную реализацию, задается темой.

Необходимо различать словесную реализацию мотива и мотив трад. элемент сюжета.

Теорию мотива развил Пропп. Ввел понятие функции как постоянного начала и переменные – словесные обозначения тех или иных функций. Эта концепция приложима только к элементарным текстам.

 

Концепция Альфреда Бёма:

Сравнил «Кавказских пленников» Пушкина, Лермонтова и Шатобриана. Установил, что существует некое постоянное в мотивах.
Мотивы обладают текстопорождающим, сюжетообразующим свойством (мотив любви чужеземки -> мотив освобождения).

«Мотив потенциально содержит в себе возможность развития, нарастания, осложнения другими мотивами. Такой усложненный мотив будет сюжетом».

Попытки создания словаря сюжетов.

 

Морфологический подход

Ярхо, Пропп.

Ярхо спорит с Веселовским о переразложимости мотивов.

По Ярхо, мотив разложим (Змей похищает дочь царя).

Мотив, по Ярхо – это образ в действии.

Оспаривает семантический статус мотива (дуэль Онегина с Ленским: столкновение скептика с энтузиастом).

Уход от конкретного текста. Мотив – понятийный конструкт.

 

Тематическая трактовка

Томашевский, Шкловский, Скафтымов

Томашевский: мотив – тема разложимой части произведения (наступил вечер. Раскольников убил старуху).

Шкловский: мотив должен включать в себя что-то необычное, вызывающее особый интерес.

Скафтымов – мотив – момент психологического целого в тематике произведения

 

Структурно-семантическая модель

Мелитинский

Мотив рассматривается системно как единство вариантного и инвариантного начала. Структура мотива = структуре предложения.

Универсальные типы сюжетных схем:

-циклический инвариант - отправка в чужой мир, пребывание в нем, возвращение (волш. сказка).

-кумулятивный – нанизывание однородных событий.

 

Концепция И. Силантьева (Новосибирск)

Повествование и мотив:

Мотив репрезентирован событиями, а событие – единица повествования. Мотив – обобщение событий => мотив – единица повествовательного языка => начинает обладать определенными фабульными и сюжетными функциями, свойствами.

Мотив и событие:

Мотив, подобно предикату, продвигает действие. Действие – структурообразующее начало мотива.

Структура мотива:

- действие

- актанты

Часто действие включает сама номинация мотива (встреча, убийство) => структура мотива тождественна структуре события (сюжета), но! событие словесно воплощено.

Корректно говорить о мотиве убийства в литературной традиции, некорректно – о событии убийства вне конкретного текста.

Мотив и персонаж

Томашевский: персонаж – в фабульном действии, герой – в аспекте сюжета.

Герой и мотив – коррелирующие понятия («Пиковая дама», Герман).

Мотив и хронотоп

Хронотоп структурно и фабульно близок мотиву. Особенно явно в тех случаях, когда в мотиве актуализируются обстоятельственные, пространственно-временные характеристики. Бахтин называет такие мотивы хронотопическими.

Мотив и тема

Помимо предикативности, номинации мотивов могут включать в себя слова «смерть», «путь» и др., т.е. предикативные слова => 1) мотив подразумевает комплекс действий; 2) под мотивом исследователь понимал тему.

Тема реализуется в повествовании посредством мотивов.

Лотман: предикат, отнесенный к данной теме, можно определить как мотив.

Чаще всего совпадают при анализе лирических текстов.

Выводы

1) Мотив имеет структуру

2) Базовое свойство мотива – предикативность

3) структура мотива тематически наполнена

4) Мотив – интертекстуальный повтор

Признак мотива – повторяемость за пределами произведения.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7