Комментарии Е. Н. Волкова о терминологии и концепции статьи
Комментарии Е. Н. Волкова о терминологии и концепции статьи «Научение, …это общий термин, описывающий изменения потенциальной возможности поведения, происходящие из опыта. Однако обусловливание — это более специфический термин, используемый при описании процедур, которые могут привести к изменению поведения. Так как существует два типа формирования условного рефлекса, инструментальное и классическое обусловливание, многие ученые делают вывод о существовании по крайней мере двух типов научения или вывод о том, что научение в конечном счете может быть понято в терминах классического и инструментального обусловливания» (Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — С. 18). Обусловливание — это бихевиористский (поведенческий) термин, описывающий механизм установления зависимости (научения) между внешним стимулом и определенной реакцией особи. Социально-психологическое обусловливание — это, в таком случае, «привязывание» определенных реакций человека к соответствующим внешним стимулам, своего рода социальная дрессировка. Организаторы такой дрессировки не «программируют» человека «с нуля», а всего лишь умело помогают внутренним предрассудкам человека «связаться» с однозначно заданными опорными ориентирами (реперными точками): фигурой лидера (авторитета), «своей» группой, «своей» идеологией, навязанным мировоззрением и правилами поведения. Собак и прочих животных, кстати, тоже дрессируют не «с нуля», а эксплуатируют их безусловные рефлексы и механизмы формирования условных рефлексов. Обусловливание — это такая естественная или искусственная «стыковка» внутренних ожиданий и представлений человека со случайно или преднамеренно аранжированными аспектами его текущей ситуации, которая приводит к более или менее устойчивому изменению поведения в сравнении с предыдущими привычками данного индивида. Искусственное (организованное, целенаправленное, намеренное) обусловливание строится на провоцировании пошаговых, постепенных изменений в поведении и мышлении, каждое из которых в отдельности (особенно на первых этапах) кажется естественным («логичным») развитием привычных способов мышления и поведения или лишь незначительным, мелким и временным отклонением от них. Из этих мелких шагов и формируется та пропасть между «прежней» и «новой» жизнью «отдрессированного» человека, которая в начале пути не могла присниться и в страшном сне. При этом человеку кажется, что на каждом шаге он вполне самостоятельно принимал достаточно здравые решения, но отсутствует — для данного случая — понимание того, что эта самостоятельность была подобна той, которую проявляет утка, вполне самостоятельно плывущая на звук охотничьего манка. В данной статье описаны основные этапы такого постепенного передрессирования в террориста и некоторые аспекты личных биографий рекрутов, облегчающие такую дрессировку. Сами собой напрашиваются и параллели между террористическими организациями и деструктивными культами, поскольку механизмы формирования и террориста, и культиста практически тождественны. Стоит поддержать и практическую рекомендацию автора по пресечению деятельности любых учебных заведений и соответствующих «учебно-просветительских» курсов, представляющих из себя начальные этапы намеренного обусловливания (проще, дрессировки) культистов и террористов.
|