Зали, что она нездорова; снеси-ка ей пирожок да горшочек с маслом.
Красная Шапочка сейчас же собралась и пошла к своей бабушке, Которая жила в другой деревне. Идет она лесом, и встречается ей куманек-волк; ему сейчас же захотелось ее съесть,* но он не посмел, потому что неподалеку в лесу Были дровосеки. Он ее и спрашивает, куда это она идет. Бедная девочка не знала, что очень опасно останавливаться в лесу и слушать, что говорит волк, и сказала ему: — Я иду к моей бабушке и несу ей пирожок и горшочек с маслом, Которые ей матушка посылает. — А далеко ли она живет? — спросил Волк. — О, да, — ответила ему Красная Шапочка, — вот за той мельницей, видите, в первом домике на деревне». Дальше все идет по очень знакомой схеме: волк обманным путем «устраняет» бабушку и ждет неосторожную девицу — Красную Шапочку. «Волк видит, что она вошла, спрятался под одеяло и говорит: — Положи-ка пирожок на квашню, да и горшочек поставь и иди ляг со Мной. Красная Шапочка разделась, пошла ложиться и очень Удивилась, когда увидела, какова ее бабушка раздетая. — Бабушка, да какие же у вас большие руки! — Это, чтобы покрепче обнять тебя, внучка. — Бабушка, да какие же у вас большие ноги! — Это, чтобы лучше бегать, деточка! — Бабушка, да какие же у вас большие уши! — Это, чтобы лучше слышать, деточка! — Бабушка, да какие же у вас большие глаза! — Это, чтобы лучше видеть, деточка. — Бабушка, да какие же у вас большие зубы! — А это, чтобы тебя съесть! И с этими словами злой волк набросился на Красную Шапочку и Съел ее. Н р а в о у ч е н и е Из этой присказки становится ясней: Опасно детям слушать злых людей, Особенно ж девицам, И стройным, и прекраснолицым». С о ве р ш е н н о я с н о, ч то Ша рл ь П е р р о и с п ол ь зует у ж е Существующий художественный образ (знак) для сочинения нового варианта, который предназначен выражать совсем другие Жизненные явления, а именно — вероятно, взволновавший автора Факт об изнасиловании неосторожной девицы, поверившей лживым * Все выделения в тексте сделаны М.Т. Словам средневекового ловеласа. Очень интересно, что Шарль Перро Заканчивает свое сочинение довольно печально. Ему это нужно, чтобы Напугать неосторожных девиц. Интересна параллель художественных знаков: СОЛНЦЕ ТУЧА КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВОЛК ДЕВИЦЫ ЛОВЕЛАС В многочисленных вариантах сказки о Красной Шапочке (хотя бы Сказка братьев Гримм, Е.Шварца) финал изменяется. Многие Исследователи считают, что Волк — это обрядовое олицетворение зимы, Которое пытается побороть лето. Поэтому спасение Красной Шапочки естественно, т.к. лето всегда торжествует. Появляется вариант с Дровосеками, которые спасают Красную Шапочку и убивают волка. Справедливость торжествует. Творческое воображение создает все новые и новые модели Человеческих взаимоотношений, используя один и тот же знак (образ Красной Шапочки), но каждый раз в это повествование вкладывается Новый смысл. Во всех этих случаях мы имеем дело с творческим воображением, Которое одно и тоже явление ловко пересказывает совсем по-другому. Это точно так же, как с математикой в шутке Гете: «Математики — вроде французов: когда говоришь с ними, они переводят твои слова на свой язык, и сразу получается что-то совсем другое». Основная трудность - это перевести факты на Театральный язык действия и занимательности. В.Маяковский. Предисловие к пьесе «Клоп» Так же, как и во всех остальных видах искусства, первое, без чего не Может существовать театр, — это творческое воображение. Творческое Воображение драматурга, актера и режиссера переводит жизненные События и факты на язык сценический, придает им значение, ранее не Присущее, обобщает их, выделяет их суть. Приведем такой пример. ФАКТ. Когда-то, говорят, в городе Вероне произошло страшное происшествие: двое молодых людей, которым родители не разрешали Пожениться, совершили над собой насилие, покончили жизнь Самоубийством. Это происшествие, в котором нет ничего красивого, Взволновало всех вокруг и явилось пищей для нескончаемых рассказов и Переживаний. Факт был отвратителен по своей бессмысленности и Неестественности. Первым, как утверждают источники, это происшествие отразил
|