Чувствующих скульптур, рассказывающих о внутренних секретах
Человеческого бытия, о чувствах и переживаниях людей. Нафантазировать спектакль или роль — это значит «вылепить» развитие действия во времени и пространстве, это значит «вылепить живую скульптуру» жизни человеческого духа и тела. Это значит Переложить мысли и думы драматурга, мысли и думы режиссера, Призывы, протесты, мечты, переживания на язык простейших физических действий (физических: читай, психофизических). Только Через них режиссеры и актеры вещают человечеству каждый в меру Своих способностей о своем отношении к жизни. Актер и режиссер, кроме «действия» и «борьбы», пользуются Костюмом и аксессуаром, гримом и париком, пластикой и песней. А Режиссер — декорациями и светом, музыкой и шумами и т.д. Ну, конечно Же, пользуются абсолютно всем, что только можно использовать для Организации и создания развивающегося процесса борьбы, — Атмосферой, настроением, условиями, в которых потечет или понесется Река действий. Своим воображением режиссер создает берега и дно Будущего потока, и от него и его фантазии зависит, будет ли эта река Бурной, со скалы срывающимся потоком или прозрачным ручейком, а, Может быть, это будут еле подвижные, мутные и скучные воды. Все Зависит от силы его творческой фантазии и страстности его идеи, от Способности сочинить условное, выражающее действительно Существующее. Сочинять, фантазировать действия, обстоятельства, декорации, Костюмы, шумы в данном приеме, данном ключе — вот истинное Назначение мастеров сце ны. Выстроить настроенческую драматическую ситуацию, внутрь ее «посадить» действие-борьбу и Следить за тем, как она разовьется (точно по законам жизни) в этой Среде, — этот процесс прекрасен, восхитителен. Это происходит тогда, когда художника посещает вдохновение, когда вспыхивает воображение. Еще Вс. Мейерхольд говорил, что «главное в творчестве актера - воображение»* (Цит. по воспоминаниям Л.Снежницкого «На репетициях у мастеров режиссуры». — М.Т.). * Выделено M.T. Глава IV СПЕЦИФИКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Итак, в основе каждого произведения искусства лежит образное Отражение действительности. Создавая картины жизни, раскрывая Сущность явлений, художник каждый раз совершает образное открытие Мира, выражает свое к нему отношение. В различных видах искусства создание художественного образа Обуславливается специфическим для этого вида искусства материалом. Если материалом живописца являются краски и холст, а орудием его Искусства — кисть, то у скульптора материалом служит камень, глина, Дерево и т.п. Если у поэта материал — слово, то у музыканта материалом является звук. А какой же материал в руках актера? Из какого материала создает свое искусство актер? Может быть, это слово, звучащее слово? А может быть, действие? А что является материалом искусства режиссера? Искусства различаются еще и по следующим признакам: Искусства, существующие во времени (музыка, поэзия); Искусства, существующие в пространстве (живопись, скульптура, Архитектура); Искусства, существующие и во времени, и в пространстве (театр, Танец). Следующим признаком, отличающим искусства друг от друга, Является то, что существуют виды искусства более или менее Абстрактные (не следует путать с абстракционизмом) и более или менее Конкретные. Самым абстрактным искусством является музыка, ее Звуковые образы абстрактны. Но, если в музыке появляется слово, она Сразу становится более конкретной. Поэзия уже гораздо конкретнее Музыки, так как слово в стихотворении или поэме несет более конк- ретную информацию. Еще более конкретной литература становится в Прозаических произведениях, поэтические обобщения и поэтические Аллегории заменяются конкретным описанием. Самым конкретным, утилитарным искусством является архитектура, Т.к. архитектор, кроме красоты и выражения идеи, думает о чисто практических целях: например, о том, что в домах должно быть удобно Жить людям. Составим примерную сравнительную таблицу: Искусство Музыка Танец Поэзия Живопись
|