Других условных музыкальных знаков композитор, например, Визе,
Зафиксировал (закодировал) в сочиненных им мелодиях свои мысли, Чувства, переживания по отношению к каждому факту. Что принять за знак в театре? Слово? Действие? Чувство? Пластику? У разных театров разные позиции на этот счет, разные способы создания Художественного сценического образа. Все говорят и спорят о методах, направ- Лениях, стилях, но мало кто пытается понять, о чем идет речь. А ведь у каждого Направления — свой метод, а у каждого метода — свое принципиальное начало. * «Абесалом и Этери» — опера грузинского композитора-классика З.Палиашвили (его Имя носит Театр оперы и балета в Тбилиси), столь же непременное название в репертуаре грузинского музыкального театра, как «Евгений Онегин» П.Чайковского — в Репертуаре оперы русской. Да простят мне вульгарность этого сравнения, но так же, как у Материалистов в основе всей философской системы лежит материя, а у Идеалистов — дух, так и у театральных методов — тоже свои Принципиально разные основы, начала. Вот два самых главных: СЛОВО ДРАМАТУРГА ДЕЙСТВИЕ (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА) Говорят, что в античном театре «в начале было слово», а в средневековом — «в начале было действие». Все начинается отсюда. Сегодня действенная природа современного драматического театра как будто не требует доказательств. Ведь сказал же Гегель: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». Итак —действие. Проследим процесс, происходящий во время Создания сценического произведения. Режиссер и актеры получают литературное произведение, главным Материалом которого является слово. Слово здесь решает все. Слово Здесь — проводник и информатор идей, волнующих автора. Творческое Воображение посредством слова создает форму произведения. Произведение может печататься, его могут читать, оно может Существовать самостоятельно, как явление в искусстве. Искусство режиссера и актера заключается в постижении сути Происходящего действия, скрытого за словами пьесы, и в переводе этой Сути на язык действия. Но так как за словами автора скрыта психология Действующих лиц, то актер и режиссер являются переводчиками Психологии в поведение. Через слово — анализ. Познаю психологию. Придумываю поведение — фантазирование. Поведение рождает слово — результат. Только посредством действия актер сможет создать на сцене жизнь, которую мы условно называем «переживанием». «Переживание» есть Цепь отдельных действий в зависимости от обстоятельств, Выполняемых с затратой больших или меньших доз эмоций. Грусти «вообще» не бывает. Грусть Конкретна, сюжетна. С.Эйзенштейн. «О строении вещей» Судить о людях не по тому блестящему Мундиру, который они сами на себя надели, Не по той эффектной кличке, которую они Сами себе взяли, а по тому, как они Поступают и что они на самом деле Пропагандируют. В.И.Ленин. «Что делать?» В самом деле, что ярче и точнее всего характеризует человека? Его поступки, цели, его дела. Только то, что делает человек, помогает Нам распознать его истинную сущность. Поэтому актеры и режиссеры — это, в сущности, «отгадчи ки» человеческого поведения, Сочинители действий, конфликтов, поединков. Линия поведения Героя составляется из отдельных физических действий, а от- сюда вытекает, что главный «знак» театрального искусства — Физическое действие. Тот, кто в основу своего репетиционного способа кладет «поведение», Вовсе не отрицает значения и силы слова, напротив, посредством Действия он в результате добивается по-настоящему звучащего слова, Когда оно становится венцом творчества актера. Итак, актеры и режиссеры сочиняют «поведение» и «действия». Разница только в том, что если творческое воображение актера сочиняет Характер героя в поведении, то режиссер сочиняет развивающийся Конфликт — борьбу. Режиссер в своей работе должен достичь такого мастерства, когда он сможет «лепить», «сочинять», «вытачивать» свою мысль из действий Посредством декорации и музыки, костюма и реквизита, света и шума, Как художник-скульптор, высекающий из камня свою тему, свою идею. Режиссер — скульптор живых скульптур, мыслящих, действующих,
|