История человечества — это и есть история стилей. А разве не то же
Самое происходит и в современном искусстве отдельных театральных коллективов? Меняется время, меняются направления и стили. За какие- Нибудь пятьдесят лет в Театре Ш.Руставели изменился стиль и лицо Театра. Возьмем для примера несколько спектаклей, которые Характеризуют изменение манеры игры и постановки спектаклей в этом театре: * Сандро Ахметели — основоположник грузинского режиссерского театра наряду с Котэ Марджанишвили. Его судьба, и личная, и творческая, во многом сходна с судьбой Вс.Мейерхольда. Это путь тенденций. Это смена школ и направлений в одном театре.* Стиль — это одна из проблем, которую должен освоить режиссер. Если хотите, уровень режиссерской образованности можно определять По степени его осведомленности в стилях. Это очень важно для театра. Стиль надо изучить в подробностях, точно знать все нормы, все Особенности его. Надо хорошо разбираться в школах и направлениях Театра, начиная с самого древнего и до сего дня, — и не только театра, а И живописи, музыки, скульптуры и архитектуры. «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги, Спектакль К.Марджанишвили (1922) «Анзор» С.Шаншиашвили, спектакль С.Ахметели (1928) * «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги — самый знаменитый спектакль К.Марджанишвили (1922). «Анзор» С.Шаншиашвили — один из самых известных спектаклей С.Ахметели (1928). «Отелло» В.Шекспира — скорее всего, речь идет о спектакле актера и режиссера А.Васад-зе (1948). «Царь Эдип» Софокла — спектакль Д.Алексидзе (1956). «Такая любовь» П.Когоута — спектакль М.Туманишвили (1959). «Кваркваре» П.Какабадзе — спектакль Р.Стуруа (1974), в котором режиссер уже нащупал Стиль того театра, с которым московский зритель, широкая публика познакомились по «Кавказскому меловому кругу» Б.Брехта (1975). Каждый из вышеперечисленных Режиссеров был в разные годы главным режиссером Театра имени Ш.Руставели. Глава III ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Всякая мифология преодолевает, подчиня- Ет и формирует силы природы в воображе- Нии и при помощи воображения. Карл Маркс Человек стремится познать мир, чтобы его упорядочить. Для этого он В своем воображении сочиняет модель будущего мира таким, каким он Хочет его увидеть. Греческие мифы создали грациозную и стройную картину Мироздания, модель государственного устройства, какой мечтали ее увидеть и представляли себе древние греки: штаб-квартирой Всемогущих богов является гора Олимп, отсюда, с высоты этой горы- Курорта, боги решают судьбы людей. Верховный владыка богов и людей — великий Зевс: он повелевает громом и молниями, устанавливает на Земле и среди богов порядок и законы. Рядом с громовержцем восседает Его супруга, покровительница брака и рождения Гера и любимая дочь их Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. Тут же — повелитель Морей, брат Зевса Посейдон с волшебным трезубцем. Богиня любви Афродита, родившаяся из пены морской, золотыми гребешками Расчесывает свои великолепные волосы. А ее сын, шалунишка Эрот, Мечет свои стрелы в сердца богов и людей, точно так же, как греческие Мальчики стреляют из рогатки по воробьям. Почетное место здесь Занимает богиня охоты Артемида и ее сияющий брат, бог света Аполлон — бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. У него обширные Знакомства — он меценат, покровитель поэтов, музыкантов, художников. При нем — его заместители (прямо как в современных министерствах), Девять муз, среди которых Мельпомена, покровительница трагедии, Талия — комедии, Терпсихора — танца, Каллиопа — эпической поэзии и Другие. На Олимпе восседает и кровожадный бог войны Арес (министр Обороны и вооруженных сил), и покровитель торговли, изворотливый и Хитрый Гермес. Рядом с ним пирует и веселится бог виноградной лозы Дионис. Олимп населен множеством богов, которых греки представляют себе В виде людей, только людей более совершенных, чем они сами, Обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем остальном они ничем не отличаются от людей: так же проводят Время в наслаждениях и пирах, без ограничения поглощая пищу (в Данном случае, особую, божественную, — амброзию и нектар),
|