Кружева. Из-под кисти Буше, первого живописца короля, выходят
Бесчисленные амуры и розы. На картинах этих двух художников барашки Гуляют по зеленым лугам под присмотром пастухов и пастушек в Театральных костюмах. Версаль, эта резиденция французских королей, Становится центром возникновения новых салонных танцев. Царствование Людовика XV можно свободно назвать настоящей эпохой Менуэта, сам король увлекается танцами. В театре процветает Сентиментальное направление. ДЕЛАКРУА. Возникшая в буржуазных кругах новая идеология стала Активно раскачивать здание феодального строя, которое наконец Рухнуло. Бастилия пала, над баррикадами взвился флаг революции. Руже де Лиль сочиняет МАРСЕЛЬЕЗУ, гимн революции, романтик Делакруа записывает в своем дневнике: необходимость перемен, Каковы бы они ни были. И он создает страстные полотна, посвященные Революции. Домье рисует язвительные карикатуры на врагов рево- Люции. Взволнованный известиями из Парижа, Бетховен сочиняет Великую музыку, музыку нового мира. Великая Французская революция Всколыхнула и театр. В эти дни живописец Давид организует на Площадях и улицах Парижа театрализованные представления, участник Которых — народ. Великий Тальма пытался своим искусством поднять Дух восставшего народа. Французская революция создает новую Капиталистическую форму базиса и соответствующую этому базису Надстройку. (Пропустим стиль АМПИР, возникший в результате диктаторства Наполеона Бонапарта. В театре он не оставил сколько-нибудь заметного Следа.) Прошли годы, и разочарование результатами революции дало жизнь Новому стилю. Сперва в Англии, а затем и во Франции в литературу и Театр приходит новый герой, взволнованный страстный бунтарь, Пытающийся переустроить мир, неутомимый обличитель социального Зла, защитник народа, вдохновенный мечтатель, носитель пламенной любви: Эрнани, Манфред, Сирано и другие становятся носителями Новых идей. Театр претерпевает встряску, похожую на землетрясение. Рушатся Сковывавшие творчество каменные бастионы законов классицизма, Открывая современникам совершенно новый, еще не исследованный мир. «Нет ни правил, ни образцов, или, вернее, нет правил, кроме общих законов природы, господствую щих над искусством». Перевернулись все общественные взаимоотношения. То же Самое произошло и в театре. Вместо напудренных героев, сама жизнь Ворвалась на подмостки театра. Новые романтические герои — Непокорные и страстные, прекрасные в своем гордом бунтарстве, всегда Готовые к схватке за справедливость. Или, наоборот, разочарованные, Обуянные мировой скорбью, печальные и бессильные. Это не просто Герои — это исключительные личности в самых невероятных, Исключительных обстоятельствах. Герои Байрона, Гюго, позже Рос-тана И Гофмансталя — носители нового мировоззрения, чуть-чуть Приподнятые над землей, хотя и рожденные самой жизнью. Писательница Жорж Санд спорила с Бальзаком: «Вы берете человека Таким, каким он представляется вашему взору, я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Фактически это была попытка «убежать» от реальной действительности. РОМАНТИЗМ, как назвали новый стиль буржуазного общества, боролся С нормативами классицизма, а сам создавал свои собственные, которые Больше устраивали по своим вкусам и идеям новую формацию. С середины XIX столетия рядом с романтизмом и в постоянной борьбе с ним возникает стиль, называемый РЕАЛИЗМОМ. «Что такое реализм? — спрашивал Горький и объяснял, — кратко говоря: объективное Изображение действительности, которое выхватывает из хаоса Житейских событий, человеческих взаимоотношений и характеров Наиболее общезначимое... и создает из них картины жизни, типы людей». Если романтизм рождал таких героев, как Чайльд Гарольд, Рюи Блаз, То теперь на сцену искусства, прямо из жизни выползают гобсеки, Сатины, жан хри-стофы, дариспаны и т.п. Художника-реалиста
|